Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ДЕТИ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ДЕЛОВАЯ ИГРА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ

В.Веденина,
преподаватель методики обучения математике

Преобразования, происходящие в обществе, особенно инновационные процессы, в экономической и социальной жизни влекут за собой изменения в подготовке педагогических кадров. В настоящее время образование нуждается в высококвалифицированных творческих учителях, поэтому основным направлением профессиональной школы становится подготовка компетентной, творчески развивающейся личности.

Многие учителя ищут разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Ежедневно педагог сталкивается с различными ситуациями, в которых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочу выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность студентов, развивает творческие способности будущих учителей.

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (студент - преподаватель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

В последние годы деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:

· игра - обучение

· игра - тренинг

· игра - исследование

Однако следует отметить, что в чистом виде эти игры не используются; каждая конкретная деловая игра несет в себе переплетение указанных аспектов, либо в соответствии с определенными целями игры акцент может делаться на каком-то одном аспекте.

Что касается различных деловых игр в педагогических колледжах, то они, по моему наблюдению, проводятся во многих учебных заведениях этого типа все с большим успехом и вызывают живой интерес как участников деловой игры, так и гостей. Некоторые специалисты считают, что такие игры могут проводится перед лекционными занятиями, после проведения цикла или завершать курс. Я склоняюсь к той точке зрения, что деловую игру в курсе "Методика обучения математике" следует проводить после прочтения определенного цикла лекций или в заключение курса, так как должно предполагать наличие минимального запаса математических знаний и умений.

Прохождение студентами педагогической практики, на мой взгляд, еще больше расширяет возможности использования деловых игр, поскольку студенты на этом этапе обучения уже ясно понимают свои сильные и слабые стороны как учителя и, следовательно, имеют дополнительную возможность проиграть те или иные педагогические ситуации, подтвердить свой теоретический опыт практическими умениями.

Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:
1. Составление плана игры.
2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.
3. Подбор информации; средств обучения.
4. Разработка способов оценки результатов игры.

Хочу остановится на конкретных деловых играх, проведенных в педагогическом колледже 4 г. Москвы.

Игра "Ученый Совет"

Только в 90-е годы появился в печати материал, посвященный использованию исторического материала в процессе обучения математике в начальной школе. Между тем практический опыт ряда учителей показывает, что использование его положительно влияет на развитие познавательного интереса к предмету, расширяет кругозор школьников. Очень часто в сказках, пословицах, рассказах, поговорках дети могут встретить, незнакомые им, старинные единицы массы, емкости, площади, длины и т. п., с которыми не встречались ранее на уроках математики.

Как же познакомить ребят с этим материалом? Можно на уроках математики, а также на внеклассных занятиях. А как же привлечь внимание студентов к данной теме? Этот вопрос меня волновал давно. После долгих размышлений возникла мысль провести деловую игру, которая помогла заинтересовать студентов данной темой: "Использование исторического материала на уроках математики в начальной школе". Она была апробирована в педколледже 4. Возник план ее проведения. Всем студентам были предложены темы для написания рефератов. Эту работу выполняли по группам.

Каждый реферат должен был состоять из нескольких частей: теоретическая часть; практическая часть должна быть основана на теоретической: фрагмент урока; беседа; экскурс; кроссворд; подбор крылатых выражений, загадок, пословиц.

После того как рефераты были проверены, отобрали четыре лучшие работы, ав-торы которых должны были представлять их при проведении деловой игры. Каждую работу оценивали рецензенты и представители из ведущих вузов города Москвы (студенты других групп). К игре были написаны указы в стихотворной форме, которые сочинил студент этой группы. На доске записан эпиграф к данной игре:"При выборе методов преподавания история науки должна быть главным проводником, ибо всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета". (Жюль Арни Пуанкаре)

Была подобрана дополнительная литература по теме "Исторический материал на уроках математики в начальной школе", а также стенды с наглядными пособиями.

План игры:

· Вступительное слово ведущего.

· Слово Ученому совету (чтение указов).

· Представление рефератов:
а) теоретическая часть;
б) проведение фрагментов, бесед, кроссвордов, сказок и т. п.

После представления каждого реферата было дано слово рецензентам и представителям из различных учебных заведений, которые высказывали свое мнение о работах. Также мог выступить каждый из присутствующих. После того как были представлены все четыре реферата, Ученый совет приступил к голосованию:

I место - присваивается ученая степень доктора наук;
II место - ученая степень магистра;
III место - ученая степень бакалавра.

В конце - поздравления Ученого совета, присутствующих.

Научно-практическая конференция

Цель этой деловой игры - познакомить студентов с различными альтернативными программами, углубить знания о развивающем обучении, определить роль педагогических и методических журналов в освещении данного вопроса.

Вся группа была разбита на 4 подгруппы (5-6 человек). Каждая подгруппа знакомилась с одной из альтернативных программ, читая методическую литературу, в которой освещался данный вопрос. Затем деловая игра проводилась по следующему плану:

1. Представление альтернативной программы (каждой подгруппой).
2. Выступление "редакторов" из методических журналов "Начальная школа", "Учитель", "Специалист", "Педагогика", которые отстаивают первенство по освещению той или иной альтернативной программы на страницах своих изданий.
3. Подведение итогов экспертным советом.

Экспертный совет подводит итог по двум направлениям: какая из подгрупп более глубоко, осознанно представила альтернативную программу; какой из педагогических журналов доступнее и профессиональнее излагает материал по развивающему обучению на своих страницах.

Деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.

Источник: http://edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=2&id=635