Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. СМИ

В ПОВЕСТКЕ ДНЯ СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО: "ДЕТИ УЛИЦ" НА СТРАНИЦАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАЗЕТ

Оглавление
"КРАСНАЯ ИСКРА", (г. Боровичи)

Чем живет детский дом

 Об итогах учебного года, о предстоящем лете и о многом другом размышляет директор МОУ "Детский дом–школа" С.И. КОШКАРЕВ

Этот учебный год был нелегким. Мы продолжали работать над совершенствованием своих учебных планов, ориентируя их на более целевое воспитание детей–сирот и адаптацию их к жизни. Принято четыре программы "трудотерапии", по которым ведется допрофессиональная подготовка детей, и теперь мы даем профессию своим воспитанникам уже в детском доме. Об этом мечтали давно и, наконец, задуманное свершилось. Ребята получают специальности дояра и полевода, столяра и слесаря, швеи. Они пригодятся им и в жизни, и на рынке труда востребованы. Открыли 11 класс, который позволяет заниматься профессиональной подготовкой более полно.
    Итоги года радуют и тем, что значительно больше детей стали учиться на "4" и "5". Выпускники уже стремятся не в ПТУ, а в техникумы и высшие учебные заведения. Наши воспитанники, к слову, учатся в индустриальном техникуме на отделении бухгалтерского учета.
    Да, к нам приходят дети, от которых отказались и родители, и, в какой–то мере, общество. Не от хорошей жизни оказываются они в детском доме. Но благодаря той системе и тем педагогам, которые с ними работают, мы сегодня ставим детей на нужный путь, даем им возможность раскрыть себя в полной мере, поверить, что вовсе не изгои они в нашем обществе.
    Нас сегодня очень волнует, в какой коллектив придет ребенок, как встретят его там. Мне бы очень хотелось, чтобы взрослые, умудренные жизнью люди более терпимо относились к нашим воспитанникам и хорошо понимали, что к ним в коллектив приходит 18–летний – не работяга, а ребенок. Да еще и с израненной с детства душой. Ему нужна поддержка и словом, и просто добрым отношением.
    К сожалению, сегодня в Боровичах – самое большое в области количество детей, лишенных семьи и направленных в детский дом. Невольно возникает вопрос: а всегда ли это оправданно? Недавно мы приняли пятерых детей. Спрашивается, что толкает нас, взрослых, в конце учебного года срывать ребенка из одной школы в другую и направлять в детский дом? Это же травма для него! Мы забываем, поспешно решая их судьбу, что дети при этом испытывают большие психологические перегрузки.
    Участились случаи изъятия детей из семьи в старшем возрасте, в самом трудном для ребенка – переходном. Считаю, нужно что–то срочно предпринимать. Может быть, это патронат, опека или что еще... Но создается такое впечатление, что сегодня этим никто всерьез не занимается. Да, у нас ребенку хорошо. Но... в семье –лучше. В течение года мы устроили в семьи 15 детей. А почему нельзя было это сделать прямо из приюта и тем самым не причинять лишних страданий? К сожалению, у нас слишком много организаций, которые могут решать судьбу ребенка, отняв его у родителей.   
    Мы открыли у себя Всероссийскую экспериментальную методическую площадку. Нам уже тесно в рамках областной, которая действовала в течение двух лет. Более того, сегодня нами заинтересовались в европейском методическом центре при ЮНЕСКО.
    Отрадно и то, что в этом учебном году, несмотря ни на что, мы сумели сохранить все направления нашей хозрасчетной деятельности. Дети с большим удовольствием занимаются в малом предприятии 000 "Детство". Это трикотажный, швейный, столярный, слесарный цеха. Ребята выполняют все заказы детского дома. Обеспечивают себя трикотажем, шьют одежду, ремонтируют мебель, сантехнику. А как это все пригодится им в жизни!
    Особый разговор – о сельском хозяйстве. Нам удалось сохранить учебно–производственный комплекс. Хотя сомнений было немало. И налогами обложили, и цены на комбикорма подняли, жестко стали говорить с нами ветврачи. Но обошлись малыми потерями. Из 70 осталось 40 поросят, 12 коров, которые, кстати, дают свыше 3800 литров молока в год. Запасаем всегда в достатке сена, сочных кормов. Картофеля в этом году и нам хватило, и на продажу, что тоже большое для нас подспорье. И очень бы хотелось, чтобы со стороны руководящих сельскохозяйственных служб администрации мы находили поддержку семенным фондом, минеральными удобрениями, горюче–смазочными материалами. Если мы провозгласили лозунг, что все лучшее – детям, так давайте на деле его подтверждать.
    Сегодня меня радует, что нету нас преступности. И это при таком большом количестве детей – 270 человек! Да, созданная нами система воспитания дает прекрасные результаты. Даже старшеклассники с их переходным возрастом становятся лучше, надежной опорой нашим педагогам и в воспитательном процессе, и в трудовой деятельности.
    Впереди – лето. Несмотря на трудности, город нас поддерживает. 170 детей передаем в семьи боровичан, это и есть временный патронат, которым мы занимаемся. Причем, не одаренных детей, а сложных, от которых когда–то отказались и родители, и учителя. У нас не было еще случая, чтобы ребенка возвратили по его вине. А когда кончается лето, теплится пусть крошечная, но надежда, что часть детей все–таки определится в этих семьях. И так было каждый год: 5–6 детей, как правило, остаются.
    Большие проблемы были с подготовкой к лету загородной базы. Кое–что остается доделать по мелочам. Туда наши дети едут не только купаться и загорать, но и работать. Посажен картофель, овощи. Выгнан в поле скот, заведены куры...
    Мы благодарны и нефтебазе, и фирме "Сигма–шанс" зато, что они помогли нам соляркой в посевную. Благодарны и нашим кредиторам за их терпение: так или иначе долги уже начали возвращать. Мы благодарны всем, кто помогает нам.

Записала Р. АЛЕКСЕЕВА,
       31.05.2002г.

Оглавление