Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. СИРОТСТВО И БЕСПРИЗОРНОСТЬ

В ПОВЕСТКЕ ДНЯ СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО: "ДЕТИ УЛИЦ" НА СТРАНИЦАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАЗЕТ

Оглавление
Геннадий РЯВКИН, заместитель главного редактора газеты "Новгородские ведомости"

Газеты не могут оставаться в стороне от общественных кампаний

Я представляю областную ежедневную газету "Новгородские ведомости". Это издание, не отягощенное грантами. И поэтому отношение газеты к проблеме социального сиротства, к проблеме проведения переписи населения России или еще к какой–нибудь проблеме в принципе одинаково. И технология сотрудничества организаций, занимающихся сиротами, как и любых других организаций с журналистами может строиться только на одном – есть информационный повод или нет информационного повода. Девиз газеты "Нью–Йорк Таймс" – "Каждая новость имеет право на публикацию". Есть новость – будет публикация. А о том, чтобы были новости, должны заботиться не журналисты, а вторая сторона. Все остальное может стимулироваться не категориями "интересно – не интересно", а категориями сугубо материальными. Это цинично, но это практика жизни.
    Но проблема все равно есть, и не все можно измерить рублем. Тем более что газеты не могут оставаться в стороне от каких–то общественных кампаний. Вот началась кампания по борьбе с беспризорностью – значит. эта тема назрела, даже если раньше мы ее не замечали или замечали только тогда, когда появлялся информационный повод.
    И когда возникает уже не просто информационный повод, а вот такая общественная кампания – тогда должны появляться партнеры и должна составляться какая–то программа действий, удовлетворяющая, естественно, обе стороны. Наши партнеры излагают нам свои проблемы, победы и неудачи, а мы, в свою очередь, рассказываем об этом так, чтобы читателю было интересно, чтобы его это зацепило. Но это, может быть, не совсем главный пункт. При реализации любой программы – в том числе и программы по социальному сиротству – в газете должна быть цикличность публикаций, чтобы тема не возникала каждый раз как новинка, а возвращала к чему–то. Каждая публикация должна ставить своей целью обращение к широкой и разнообразной аудитории. То есть если мы пишем о судьбе какого–то конкретного ребенка, об этом должны прочитать не только домохозяйки и уронить слезу, но и те люди, которые отвечают за подобные проблемы в детском доме, в соцзащите, может быть, какой–нибудь бизнесмен прочитает и поможет – вот такая задача должна ставиться. Чтобы представитель некоммерческой организации, придя к бизнесмену или чиновнику с этой публикацией, мог апеллировать к нему. Обращаясь к разным людям, расширяя спектр аудитории, мы вовлекаем в эту тему и привлекаем к дискуссии, к действию возможно большее число людей, способных принимать решения на том или ином уровне.
    В.Ф. Федорова: Мне как журналисту социальная тематика близка и понятна – потому что есть собственные дети, потому что есть очень близкие знакомые, у которых проблемы в семьях, и так далее.
    Что касается информационного повода... Я считаю, что здесь информационным поводом является сама тема: когда видишь, что людям надо об этом знать.
    Начиналось все, конечно, с поиска контактов. Я искала организации, узнавала, чем они занимаются. Но я и тогда понимала, и сейчас так же считаю: нужно писать не об НКО. Какой смысл о них писать? Нужно писать о проблемах, которые НКО помогают решать. НКО как раз дают возможность посмотреть на проблему другими глазами – при помощи информации, семинаров, своего опыта. Сама проблема чаще всего оказывается интереснее организации. Организация в принципе создается для того, чтобы кому–то помогать, и я всегда представителям НКО говорю: "Если вы хотите, чтобы о вас знали, сообщайте журналистам о том, что вы делаете, что у вас происходит". Нужен постоянный контакт, его надо нарабатывать.
    Расскажу немного подробнее о совместных акциях. Мне кажется, что в нашей области вообще социальная сфера не в загоне. Очень доброжелательно относятся все, в том числе и областная администрация. Десять лет назад наши тележурналисты организовали Рождественский марафон: социальные работники и журналисты искали семьи, где есть дети, нуждающиеся в помощи, а богатые люди находили деньги. Этот марафон продолжается уже десять лет, и на Рождественской елке губернатор регулярно приветствует лучших спонсоров. Конечно, они помогают и в течение года. У нашего бизнеса нет отношения "ваши дети – вы ими и занимайтесь". У нас сейчас в каждом районе детские дома – маленькие, на 12–13 детей. И у них, естественно, много проблем, прежде всего, материальные. Журналисты из нашего отдела экономики позвонили знакомым бизнесменам. Один шьет одежду – сделал детям школьную форму, у другого – канцтовары, у третьего – игрушки. Возможно, это маленькие акции, но ни разу в помощи нам не отказали. И не обязательно это делается по инициативе журналистов.
    В прошлом году мы по инициативе одной из некоммерческих организаций предложили людям разобрать детдомовских ребятишек домой на Новый год. Тогда откликнулись немногие, но уже в этом году таких семей гораздо больше.
    Мы занимались и детьми–заключенными, и жильем для выпускников интернатов. Возможно, срабатывают и не материалы, а энтузиазм представителей НКО, но сейчас у нас заложили дом, в котором тридцать квартир будет выделено выпускникам сиротских учреждений.

Оглавление