Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ВЛАСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

В ПОВЕСТКЕ ДНЯ СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО: "ДЕТИ УЛИЦ" НА СТРАНИЦАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАЗЕТ

Оглавление
Валентина ФЕДОРОВА

У сироты ни свата, ни брата, но жить ему среди людей

   – Мы решили пожениться, – совсем как в ЗАГСе, сев перед директором социальной гостиницы, заявила молодая пара. Он –двадцатилетний лесоруб, она – пятнадцатилетняя сирота, живущая в этой гостинице. Не слишком много понадобилось времени и аргументов, чтобы убедить их не торопиться.
    И это – далеко не самый сложный случай в педагогической практике тех, кто работаете сиротами. Удержать их в "рамках", пока они под крылом государственных учреждений, – полдела. Намного труднее научить жить самостоятельно.
    Как нельзя кстати тут бывает подмога общественных организаций.
    Одна из таких – общественная организация "Колокол". Идея миссии родилась внутри новгородского центра "Подросток". Собственно, там делались первые шаги и ведется значительная часть работы сегодня.
    Прошедший на днях семинар, которым завершился первый большой проект "Колокола", показал, как много можно сделать, объединив усилия различных организаций.
    Название проекта – "Модель обмена опытом государственных и общественных организаций Новгородской области по повышению эффективности подготовки детей–сирот для интеграции в общество". Грант на его осуществление "Колокол" получил от американского правительственного фонда по международному развитию USAID по программе "Помощь детям–сиротам в России" (АРО).
    Двенадцать организаций – и муниципальных, и общественных, – партнеры "Колокола". В пяти районах области активно включились в проект сотрудники и педагоги социальных служб.
    Сирота, как тепличное растение, привыкает к тому, что ему не нужно беспокоиться о своем благополучии: в свое время покормят, в свое – уложат спать, принесут одежду по сезону, отведут на урок. Когда же он выходит из стен родного интерната или детского дома, оказывается практически беспомощным. У него нет крепких связей с обществом. Он – как бы вне среды. Даже друзья и знакомые – из того же круга. Понятие "обязанности" дпя него лишь отвлеченная декларация. Потому и основная цель социальной адаптации выпускников  сиротских заведений – помочь найти свое место среди людей.
    Одна из программ, подготовленная сотрудниками центра "Подросток", так и называется – "Независимое проживание". Как вести себя в официальном учреждении, каков порядок получения жилья, как разумно тратить деньги, как искать работу – таковы основные темы занятий с детьми. Но если в интернате детей знакомили с этими вопросами теоретически, то в приюте они, как правило, рассматривают свои собственные ситуации.
    В новгородский консультативный пункт за год обратились более 500 человек, в том числе и взрослые, работающие с сиротами. Кому–то за это время помогли через суд восстановиться в жилищных правах, кого–то убедили учиться, получать конкретную профессию, кто–то отказался от наркотиков. Для подростков и молодых людей работники консультационного пункта стали той самой связующей с обществом нитью. В ходе работы над программой сотрудники Боровичской социальной гостиницы пришли к убеждению, что социальная адаптация детей–сирот в обществе невозможна без трудоустройства: не будет у человека необходимости думать, как распределить семейный бюджет, как обустроить жилье, если у него нет источника доходов. Две трети направленных на временное жилье в социальную гостиницу повзрослевших сирот имеют психические отклонения. Они не только не умеют, но и не хотят работать. Поэтому сотрудники гостиницы при трудоустройстве находят им наставников, которых учат правильным взаимоотношениям с подопечными. Каждая спасенная душа, каждая судьба, вышедшая на ровную дорогу, – уже хорошо. При Старорусском центре социальной помощи семье и детям создали подростковый клуб. Пригласили на занятия сирот, взятых под опеку, и детей из семей группы риска. В основу программы положили вечную задачу педагогов "сеять разумное, доброе", которую решают через различные психологические тренинги. Для детей же занятия в клубе – прежде всего возможность общаться со сверстниками, разобраться в собственной душе, найти способы самовыражения. И все это – бесплатно, что тоже для них немаловажно.
    Вечную нехватку денег, оказывается, можно обойти. Замечательный пример, как это сделать, – сотрудничество Новгородской школы–интерната N 1 с общественным движением "Женский парламент". "Парламент" пригласил старшеклассников интерната к себе: заниматься в кружках и даже иногда
    немного подрабатывать. Проект "Колокола" официально завершается 30 марта. Но, по сути, это было лишь начало большой работы, которую продолжат и в областном центре, и в районах.

Оглавление