Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Методическое пособие

Оглавление

IV модуль

Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания

Структура модуля:

- Осознание этнических стереотипов в жизни участников тренинговой группы

- Знакомство с основными понятиями: этническая идентичность, этнические стереотипы, межкультурное взаимодействие, границы межкультурного понимания

- Обмен личным опытом переживаний по представленным понятиям.

- Знакомство с результатами исследования "Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания"

- Погружение в собственный опыт межкультурного общения.

•  Упражнение "Цепочка стереотипов".

Цель: Осознание стереотипов межкультурного взаимодействия.

Этапы работы:

1. Все участники встают или садятся в кружок. Один из участников садится в центр круга в неудобной позе, например на корточках, и выслушивает эпитеты в адрес той этнической группы, роль которой он выбрал.

2. Комментарии в адрес этнической группы могут заключаться в психологических характеристиках, рассказах, анекдотах, случаях из личного опыта общения, литературных образов и т.п.

3. Роль в центре круга занимают по очереди все участники группы. Каждый из них выполняет новую роль. После того, как каждый участник побывал в роли этнического "меньшинства", происходит обсуждение.

Вопросы для обсуждения :

Что Вы чувствовали, оказавшись в роли меньшинства?

Что Вы чувствовали, оказавшись в роли большинства?

Согласны ли Вы со всеми характеристиками, которые прозвучали?

Хотелось ли Вам по ходу высказываний возразить в ответ?

Хотели бы Вы в реальности оказаться в роли сыгранного народа?

Что нового Вы узнали об этом народе сегодня?

2. Информационный блок.

"Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания"

Данный информационный блок основан на результатах научно-исследовательского проекта Республиканского учебного научно-исследовательского центра.

Цель: Осознание и выявление этнических стереотипов в себе и окружающих и их роли в конструировании межэтнического взаимодействия

Этапы работы:

Что такое стереотипы?

Что представляют из себя этнические стереотипы

Содержание этнических стереотипов

Автостереотипы и гетеростереотипы

Влияние этнических стереотипов на межэтническое взаимодействие

Роль социальных институтов в создании и трансляции этнических стереотипов

Истинность и ложность этнических стереотипов

3.Упражнение "За и против".

Цель: Выявить пользу и вред стереотипов.

Этапы игры:

Упражнение состоит в том, что по кругу высказываются участники о пользе и вреде стереотипов в жизни личности и общества, продолжая одну из следующих фраз:

"Стереотипы необходимы, потому что…"

"Стереотипы мешают, потому что…"

4. Дискуссия .

Цель: Осознание стереотипов.

Этапы игры:

Опираясь на результаты предыдущего упражнения, происходит обсуждение роли стереотипов в жизни человека.

5. Упражнение "Пословицы и сказки народов мира".

Цель: Идентификация с разными культурами.

Этапы игры:

Участники делятся на микрогруппы и представляют в виде действия пословицу или сказку одного из народов мира. Остальные участники должны угадать, какие качества национального характера были представлены в действиях.

Обсуждение игры:

1. Какие черты характера представлены в этих действиях?

2. Отличаются ли пословицы и сказки различных народов? В чем это выражается?

3. Какие особенности национального характера являются наиболее характерными для народов нашей страны, региона?

6. Упражнение "Что бы я сказал".

Цель: Проговорить вслух свои собственные стереотипы по восприятию другого народа

Этапы игры:

Что бы я хотел сказать как русский татарину? Как татарин –русскому?

Как россиянин – американцу? Как россиянин – китайцу? и т.д.

Все высказывания вывешиваются на общую доску.

Групповое обсуждение.

7. Упражнение "Продолжи фразу…".

Цель : Осознание собственного отношения к этническому разнообразию.

Этапы игры:

Предлагается несколько фраз для продолжения.

- "Это хорошо. что в мире существует этническое разнообразие, потому что появляется множество возможностей для знакомства с людьми, принадлежащими разным культурам …..."

- "Это плохо, что появляется множество возможностей для знакомства с людьми, принадлежащими разным культурам, потому что осознаешь, что твоя культура отличается от других….."

- "Это хорошо, что осознаешь, что твоя культура отличается от других, потому что начинаешь с большим интересом относиться к своей культуре…."

- "Это плохо, что начинаешь с большим интересом относиться к своей культуре, потому что это может привести к оценке всего мира через призму своей культуры…"

- "Это хорошо, когда оценка всего мира происходит через призму своей культуры, потому что…"

И т.д.

8.Упражнение "Синквейн - "Толерантность"".

Цель: Способность резюмировать информацию, - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Этапы игры:

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова "5". Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк: 1 – тема существительное, 2 – два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме, 4 – осмысленная фраза на данную тему, 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Индивидуально пишут синквейны, потом по группам – общий.

Обсуждение игры.

9. Упражнение "Мой герб".

Цель: Рассмотреть семейные ценности в формировании этнических установок.

Этапы игры: Нарисуйте свой герб, включив в него наиболее важную информацию о Вашей семье, семейных занятиях, истории, достижениях, интересах, талантах, хобби, родине семьи.

10. Упражнение "Я и группа".

Цель: Осознание персональной и социальной идентичности.

Этапы игры : Рассказ каждого о себе: к каким группам он себя относит, и что по его мнению соответствует его личности.

После выступления всех ребята формируются в группы по принципу: выдели один пункт, наиболее приятный тебе (пол, национальность, знак зодиака и т.п.). Каждая группа на ватмане рисует "человека группы". За контуром которого пишутся те характеристики ребят, которые присущи всем, а внутри – присущие одному конкретному. Все находят в себе что-то уникальное, неповторимое.

Выступления групп. И рефлексия чувства: приятно ли тебе сознавать что ты – часть группы. Как ты чувствовал.

Обсуждение игры: Каждый из нас одновременно относится к множеству групп и играет различные роли. Но все это мы делаем присущим т. нам образом, воплощая свою индивидуальность и уникальность в этих ролях.

10. Упражнение "Я и группа". ( Вариант "Групповой портрет")

Этапы игры :

Задание микрогруппам: найти как можно больше критериев классификации людей на определенные типы.

Составьте групповой портрет в соответствии с выявленными признаками.

11. Упражнение "Я – это ты. Ты – это я".

Цель: Осознание собственной идентичности.

Этапы игры : Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга взаимно обмениваясь ролями.

Обсуждение игры:

Что легче сделать: рассказать о себе или о других?

Как Вы себя чувствовали, когда Вы представляли партнера?

Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер?

В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность.

Оглавление