Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Методическое пособие

Оглавление

V модуль

Я и народы, которые меня окружают

Структура модуля:

- Осознание собственного опыта и переживаний во взаимодействии с представителями других культур .

1. Упражнение "Учимся ценить индивидуальность".

Цель: научиться ценить индивидуальность другого.

Время проведения : 60 мин.

Этапы игры:

Если бы мы умели ценить

собственную индивидуальность, нам. было бы легче принимать инакостъ партнера

Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовлены бумага и карандаш.

1. В начале игры скажите примерно следующее: "Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить".

2. Предложите каждому игроку написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить позитивный характер.

3. Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой атмосферы используйте свою фантазию и чувство юмора.

4. Участники записывают свои имена и выполняют задание (3 минуты). Предупредите, что Вы соберете записи и зачитаете их, а члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.

5. Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг другу импульсы к изменению и обучению и т.д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удается "вычислить", он должен назваться сам.

2. Упражнение "Шкала Богардуса".

Цель: Для выявления установок на желаемую степень близости с представителями какого-либо народа в течение многих десятилетий. Материалы: используется "шкала социальной дистанции", предложенная Э.Богардусом.

Этапы игры : Респондентам предлагается согласиться или не согласиться с тем, чтобы представители того или иного этноса жили с ним в одном городе, были бы соседями, коллегами по работе, друзьями, родственниками, членами его семь и т.п. Предлагаем Вам подумать о вашей социальной дистанции с представителями разных народов, используя адаптированный О.Л.Романовой вариант шкалы Богардуса.

Я ничего не имею против того, чтобы представители данной национальности Названия национальностей
1. Жили со мной в одном городе  
2. Были бы моими соседями  
3. Учились бы вместе со мной  
4. Были бы моими друзьями  
5. Были бы моими родственниками  
6. Были бы членами моей семьи  
7. Я хотел бы как можно реже общаться с этими людьми  

Обсуждение игры : Обсудить друг с другом в группах итоги тестирования.

3. Упражнение " Имитационная деловая игра "Миклухи" и "Маклаи"".

Упражнение основано на разработке из книги Г.Д.Дмитриева "Многокультурное образование". - М., 1999.

Цели игры : Научить участников игры понимать, как функционирует культура, что значит быть в незнакомой культурной среде, какие чувства и эмоции испытывают люди, попав в нее; как нужно вырабатывать сознание и поведение.

Время проведения : 3 часа.

Материалы: Карточки с написанными цифрами (по количеству "Маклаев"), ручки, карандаш, бумага, книги. "Маклаи" должны приготовить небольшие вещи для обмена.

Информация:

Культура "Миклухов":

"Миклухи" имеют следующие культурные характеристики. Их основная черта – страсть к познанию, поэтому они очень любознательны, постоянно что-нибудь читают, пишут и вычисляют. Для этого у каждого имеются ручка или карандаш, бумага или книга. Практически невозможно встретить ничего не делающего "миклуху". Члены этой культурной группы задают очень много вопросов на научные, философские, религиозные, политические (но не наличные) темы как друг другу, так и гостям, навещающим их. Но, считая себя очень большими интеллектуалами, они полагают, что отвечать на вопросы гостей – это ниже их достоинства. Они всегда делают какие-нибудь открытия, о чем можно догадаться по их восклицаниям: "А все-таки она вертится!", "Яблочко обязательно упадет на голову!", "Эврика!", "Все относительно!", "Архимед был прав!".

"Миклухи" постоянно о чем-то думают; они серьезны и сосредоточенны, и это отражено на их лицах. Улыбаться в их среде не принято: улыбка считается признаком несерьезности.

В этой культуре существует культ молодежи и дискриминация пожилых. Последние задают вопросы молодым, начиная со слов "Ваша молодость, как вы полагаете…" и при этом слегка кланяются им. Если члены группы видят, что пожилой человек сидит, они ему говорят: "Уступи место молодому". Самый большой знак уважения – подойти к молодому члену группы или гостю, дотронуться кончиком указательного пальца до его лба и при этом сказать: "Мик-мик".

Естественно, "миклухи" ничего не рассказывают "маклаям" о своей культуре (это условие игры).

Культура "Маклаев":

"Маклаи" видят смысл жизни в радостном проведении времени, общении. Они стараются общаться как можно с большим количеством членов своей группы. Они любят улыбаться, говорить только комплименты и посылать воздушные поцелуи не только друг другу, но и гостям.

В этой культуре царит матриархат: власть и привилегии имеют только женщины: им поклоняются, они начинают разговор, члены группы ведут разговор только о женщинах. Сексизм заключается в дискриминации мужчин: они не имеют права подойти к женщинам и задать вопрос первыми. Когда женщина обращается к ним, то в знак уважения к ней они должны похлопать себя два раза ладонью по груди.

"Маклаи" обладают еще одной уникальной чертой: они страшно любят обмениваться чем угодно. Для этого у каждого в руке имеются три карты и на них написано по одной цифре "1", "2", и "3". Карточку они никому не показывают, особенно гостям. Обмен может начать только женщина. Она подходит к члену группы, задает ему вопрос о том, как он поживает или что делает его сестра, сноха, бабушка или любая другая женщина в семье. Затем она выбирает любую из своих карт и тот, с кем она разговаривает, должен отгадать цифру, написанную на карте, произнеся вслух слова "мак" столько раз, сколько, по его мнению, изображает цифра (например, "мак-мак-мак" означает "3"). Если член группы отгадал цифру, то женщина должна сказать "лай", что означает "да". После чего они должны обменяться любо вещью. Если не отгадал, тогда она должна сказать "вой", что означает "нет", и перейти к другому. Ни в первом, ни во втором случае она не должна кивать головой.

"Маклаи" доброжелательны к гостям лишь в том случае, если те задают вопросы о женщинах, на все остальные вопросы они обиженно отвечают "лай-лай" и вежливо отходят от них.

"Маклаи" тоже, естественно, ничего не рассказывают "миклухам" о своей культуре.

Этапы игры: Изучение двумя культурными группами – "Миклухами" и "Маклаями" – друг друга.

1. Перед началом игры очень кратко познакомьте ее участников с целями, сделав приблизительно следующее введение: "Все мы принадлежит к различным культурным группам: этническим, профессиональным, религиозным, возрастным, половым и т.д. Попав в иную культурную обстановку, мы нередко теряемся, чувствуем себя неуютно, не знаем, как реагировать на иной язык, символы, традиции, правила этикета. Предлагаемая деловая игра поможет вам развить многокультурную чувствительность и лучше узнать, как вести себя в иной культурной среде.

Время: 2-3 минуты.

2. Разделите группу участников на две культуры – "Миклухи" и "Маклаи" – и направьте их в разные комнаты, расположенные неподалеку друг от друга, но достаточно изолированные. Если нет такой возможности, одну группу можно поместить в коридоре.

Время: 3-5 минут.

3. Дайте каждой группе листок бумаги с описанием ее культуры – правил поведения, ценностных ориентаций, отношений, традиций, типичных видов повседневной деятельности, - а также необходимые материалы (карточки с цифрами "Маклаям", ручку, карандаши, бумагу, книги – "Миклухам"). Желательно, чтобы в каждой группе было по одному руководителю из числа преподавателей, заранее хорошо ознакомившихся с правилами игры. После прочтения описания культуры члены групп должны попрактиковаться в новой для них роли, действуя так, как предписано их культурой, чтобы они чувствовали себя уверенно и комфортно. Обратите внимание участников на то, что начало игры может показаться несколько сложным, но после репетиции дело пойдет лучше. Очень важно играть с пониманием своей ответственности.

Время: 10-13 минут.

4. Попросите обе группы выбрать "послов" и определить последовательность их визитов.

5. По команде руководителей начинайте и заканчивайте обмен "послами". Во время двухминутного визита "посол" должен внимательно наблюдать за поведением членов другой группы, с тем чтобы понять их нормы поведения, ценности и другие культурные характеристики. Он может задавать косвенные вопросы о том, что обозначает каждое конкретное поведение членов группы или какие правила существуют в ней. Но спрашивать не напрямую, так как его задача в том и состоит, чтобы попытаться самому определить культуру посещаемой им группы, по возвращении в свою группу "посол" может весьма кратко, в течение нескольких секунд, рассказать членам своей группы о том, что увидел в другой группе, и предложить свои гипотезы о содержании культуры другой группы. Члены группы имеют право задавать "послам" вопросы о культуре другой группы, которые помогут им во время визита, а также для построения общей картины по окончании обмена визитами. Чтобы поддержать дух игры, "послам" можно придумать знак отличия, например, головной убор из полоски плотной бумаги с надписью "Посол".

Время: пока последний "посол" не закончил визит в другую культурную группу. Если в каждой группе окажется более 15 человек, то лучше ограничить число послов до 8 человек. Число может быть больше или меньше в зависимости от ситуации, но нужно следить за тем, чтобы участники не теряли интереса к игре, потому что при слишком большом количестве послов интерес может ослабеть, а при слишком маленьком – челны группы не успеют "войти" в культуру другой группы.

6. По окончании последнего визита "послов" дайте членам группы задание составить культурный портрет другой группы, основываясь на их рассказах.

Время: 5-10 минут.

7. Соберите членов обеих групп вместе для обсуждения результатов игры.

Обсуждение игры:

1. Попросите "Миклухов" описать "Маклаев". Кратко опишите на доске основные их характеристики, предложенные игроками (скорее всего они будут нелестными для "Маклаев").

2. Затем попросите "Маклаев" описать "Миклухов" и также кратко напишите на доске основные характеристики, предложенные ими, которые тоже наверняка будут не совсем приятными для "Миклухов".

3. Попросите "Миклухов" описать свои чувства и ощущения, которые они испытали, когда пришли к "Маклаям".

4. Попросите "Маклаев" описать свои чувства и ощущения, которые они испытали, когда пришли к "Миклухам".

5. Попросите "Миклухов" описать свою культуру.

6. Затем попросите "Маклаев" описать свою культуру.

7. Спросите по очереди представителей обеих групп, в какой культуре они предпочли бы жить и почему.

8. Продолжите подведение итогов обсуждением вопросов.

Вопросы для обсуждения:

1. С какими трудностями сталкивается индивид, придя в иную культурную группу (этническую, языковую, половую, религиозную и т.п.)?

2. Легко ли находиться в иной культуре? Почему? О чем всегда нужно помнить, когда попадаешь в незнакомую культурную среду, для того, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и как успешно с этим справиться?

3. Можно ли судить о другой культуре или о ее представителе, используя критерии, традиции, вкусы, ценностные ориентации, принятые в вашей культурной группе? Почему "да" или "нет"?

4. Как лучше подготовиться внутренне, перед тем как ехать в другую страну, войти в чужой дом или в иную культурную группу? Почему предлагаемые вами методы так важны?

5. Можно ли сказать, что культура "Миклухов" лучше, выше, цивилизованнее, чем у "Маклаев"? Почему "да" или почему "нет"?

6. Можно ли то же самое сказать о культуре "Маклаев" по отношению к культуре "Миклухов"?

7. Как научиться понимать иную культуру? Какие проблемы могут возникать в процессе ее познания?

8. Какие ваши личные стереотипы и предвзятые представления как члена группы "Миклухов" или "Маклаев" мешали вам понять другую культурную группу?

9. Можно ли рассказать о другой культурной группе, не прибегая к категоричным и обобщенным оценочным суждениям? Обоснуйте свой ответ.

10. Какой опыт вы приобрели в ходе этой имитационной (деловой) игры?

11. Какие выводы вы сделали для себя в результате игры?

12. Попросите игроков критически оценить свои поведение, чувства, эмоции и предположения о другой культуре и сказать, что они сделали бы по-другому, если вновь участвовали в этой игре.

 

Оглавление