Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Методическое пособие

Оглавление

VI модуль

Принципы и нормы толерантного поведения в межкультурной среде

Структура модуля:

- Анализ нормативно-правовой базы по правам личности.

- Выработка толерантного поведения к "иному".

- Разработка собственного кодекса толерантности.

- Проработка собственных сценариев участников толерантного и интолерантного поведения.

1.Упражнение "Обсуждение документов".

Цель : анализ нормативно-правовой базы по правам личности

Этапы игры:

1.Участники тренинга по микрогруппам обсуждают основные международные документы, раскрывающие проблему равноправия людей. соблюдения прав личности и недопустимости дискриминационной практики.

Основные Декларации представлены в мультимедийной версии учебно-образовательной программы "Диалог культур"

2. Групповая дискуссия о неоднозначности понятий и необходимости выработки разделяемых в тренинговой группе определений.

2. Упражнение "Опасный пунш".

Цель: заставить участников почувствовать проблемы, связанные с коммуникацией в условиях различных культур в многонациональном коллективе.

Время проведения: около 30 минут

Этапы игры:

1. Объявить цель упражнения.

2. Раздайте текст Конкретного примера и Вариантов ответов. Попросите людей прочесть их и в индивидуальном порядке за 10 минут выстроить возможные ответы в порядке повышения вероятности (1 – низший бал, 5 - высший).

3. Попросите всех разбиться на небольшие группы (допустим, по 3 человека в каждой) и сравнить баллы; на это отводится 10 минут.

4. Соберите всех на пленарную сессию. Раздайте Комментарии и приступите к их обсуждению.

5. Обсуждение предложенных материалов.

- Согласна ли большая часть участников с Комментариями? Да? Нет? Почему?

- Как еще прокомментировали бы участники Вводную ?

- Что нового узнали они о работе с людьми, воспитанными в различных культурных условиях?

6. Организуйте общую дискуссию о диетических и прочих ограничениях, известных членам группы. Испытывали ли они когда-нибудь неловкость, не имея возможности выбрать пищу, питье и форму поведения по собственному вкусу? К какому компенсаторному поведению они прибегали? Как можем мы научиться сами и научить окружающих быть более чуткими к нуждам других людей, основанным на иных культурных ценностях?

Материалы:

Текст

Кейс-стади

Ахмед недавно эмигрировал в Австралию и нашел себе место менеджера в довольно маленькой, конкурентоспособной частной компании, выпускающей электронное оборудование. Он очень толковый, симпатичный человек, и в компании считают, что им повезло с ним.

В прошлое воскресенье его пригласили на барбекю по случаю заключения нового крупного контракта. Угощение было обильным - там были "ангелы на конях" и другие экзотические закуски, всевозможные салаты, ромовые бабы и целый поросенок, зажаренный на вертеле. Спиртное лилось рекой - пиво, различные крепкие напитки и пунш, щедро сдобренный водкой.

Генеральный директор, организовавший барбекю в собственном саду, старался всячески угодить Ахмеду. Он знал, что Ахмед стойко выдержал культурный шок, вызванный переездом в другую страну, что он хочет обзавестись друзьями и старателен в работе. Однако сегодня Ахмед был невыносим.

Для начала он прибыл один и ни словом не обмолвился о своей жене, хотя генеральный директор знал, что он женат, и был заранее уверен, что Ахмед возьмет жену с собой, чтобы представить ее присутствующим. Затем Ахмед, который по собственному признанию, был страшно голоден, отказался что-либо есть или пить и через 20 минут, коротко извинившись, ушел с вечеринки. Более того - свой следующий рабочий день Ахмед провел в том же дурном настроении. Генеральный директор начал думать, что Ахмед так и не сможет прижиться. Что же, в конце концов, с ним стряслось?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

Ответ А.

Когда Ахмед увидел, что все его коллеги пришли на вечеринку со своими женами, он был оскорблен тем фактом, что его жену не пригласили официально.

Поставьте ваш балл.

Ответ Б.

Ахмед не взял с собой жену, потому что его брак был на грани распада; именно поэтому он держался столь неприветливо.

Поставьте ваш балл.

Ответ В.

Ахмеда оскорбило присутствие секретарш и прочего обслуживающего персонала, так как он думал, что вечеринка предназначена только для менеджеров.

Поставьте ваш балл.

Ответ Г.

Культурный шок, который переживал Ахмед, был сильнее, чем казалось его шефу. Он чувствовал себя настолько не в своей тарелке, что не мог расслабиться и радоваться жизни.

Поставьте ваш балл.

Ответ Д.

Ахмед - мусульманин. Когда он увидел, что на столе нет ничего, что он мог бы съесть или выпить, то ушел, так как был сильно голоден. Он понимал, что поступает невежливо, а на следующий день держался напряженно потому, что не знал, как ему объяснить суть проблемы и в то же время не "раздуть" ее.

Поставьте ваш балл.

Текст

КОММЕНТАРИИ

Гипотеза А.

Это маловероятно. Ахмед скорее счел бы неуместным брать жену на "фирменную" вечеринку, каким бы неформальным ни было торжество. Он провел на вечеринке слишком мало времени, чтобы разобраться, кто из гостей был служащим компании, а кто - нет.

1балл

Гипотеза Б.

Это возможно, хотя у нас нет доказательств. Содержание Конкретного примера показывает, что причина недовольства Ахмеда больше связана с тем, что происходило на вечеринке.

2 балла

Гипотеза В.

Это возможно, однако Ахмед, независимо от соблюдения иерархии на его прежнем рабочем месте, - человек сообразительный. У него было время оценить сравнительную неформальность обстановки в австралийских офисах. К тому же весьма вероятно, что он слышал, как секретарши обсуждали предстоящую вечеринку в течение рабочей недели.

3 балла

Гипотеза Г:

Похоже, что Ахмед действительно пережил на вечеринке культурный шок, но какого рода? Мы знаем, что он прочно обосновался на новой работе и ценился компанией. Вряд ли он, приняв приглашение, почувствовал себя настолько нежеланным гостем, что ему пришлось вскоре уйти - особенно притом, что опекать его взялся сам генеральный директор. Что же разгневало его так, что он продолжал сердиться даже на следующий день?

4 балла

Гипотеза Д.

Это самое правдоподобное объяснение. Правоверные мусульмане не едят свинину и не употребляют алкоголь. Если у Ахмеда возникла хоть капля сомнений насчет состава закусок (и в самом деле – "ангелов на конях" готовят с беконом), салатов или пунша, то он и не стал к ним прикасаться. Более того - он мог оскорбиться тем, что его хозяева с таким пренебрежением отнеслись к его культурным взглядам и религиозным убеждениям. Сегодня австралийцы, устраивая вечеринки (а они - известные мясоеды), чаще готовят специальные вегетарианские блюда, так как население Австралии становится все более многонациональным.

5 баллов.

3. Упражнение "Сделано в Японии".

Цель: исследовать некоторые аспекты соблюдения в процедуре приема на работу (РВП).

Время проведения: около 30 м

Материалы:

1. Приготовьте Материалы для обсуждения.

2. Приготовьте 5 головных повязок. Для этого возьмите лист белой бумаги формата А4 и сложите его вдоль пополам, потом еще раз, чтобы получилась полоска. На каждую из них нанесите жирными черными буквами одну из следующих надписей:

- Меньшинство (отметьте; вы можете написать Черный, Латиноамериканец, - - Индеец, Азиат, Абориген или какое-то другое слово, означающее в вашей стране принадлежность к непривилегированным меньшинствам).

- Женщина - Представитель профсоюза.

- ККК (отметьте: это означает "ку-клукс-клан", но вы можете обозначить эту категорию лиц иным словом или фразой).

- РВП (отметьте: эта аббревиатура обозначает чиновника, обеспечивающего равные возможности при приеме на работу).

Когда вы пометите все полоски, скрепите концы каждой из них скотчем (примерьте одну из них сами, чтобы убедиться, что она хорошо сидит).

3. Уберите из класса все Столы.

4. В центре комнаты поставьте в круг пять стульев. Это будет "аквариум".

5. Расставьте вокруг "аквариума" оставшиеся стулья так, чтобы хватило всем зрителям.

Этапы игры:

1. Объясните, что упражнение с "аквариумом" выполняет маленькая группа добровольцев, а все остальные являются зрителями. Единственным отклонением от заданного порядка будет то, что вы будете время от времени останавливать дискуссию, и зрители смогут меняться местами с "рыбками".

2. Вызовите 5 добровольцев и вручите каждому из них по повязке. Попросите их вести себя так, словно они в действительности принадлежат к категории лиц, указанных на головных повязках.

3. Посадите их в "аквариум", а всех остальных - вокруг.

4. Опишите обстановку. Раздайте всем по экземпляру Материалов для обсуждения.

5. Когда дискуссия наберет обороты (скажем, через 5 - 7 минут), остановите ее и попросите одного или нескольких зрителей поменяться местами с "рыбками": занять их места в кругу и надеть их повязки. Однако каждый вновь прибывший может интерпретировать свою роль, как ему вздумается. Вы можете назначать замену сами или вызывать добровольцев.

6. Возобновите дискуссию с того момента, на котором она была прервана. Отведите на нее еще около 5 минут.

7. Повторите операции пунктов 5 и 6.

8. При желании вы можете повторять эти действия через каждые 5 минут, пока состав "рыбок" не обновится полностью хотя бы раз, но в этом случае упражнение продлится дольше получаса.

Анализ: объявите упражнение официально оконченным; затем спросите участников, вынесли ли они что-нибудь из занятия. Если да, то что именно? Если нет, то почему они считают его неэффективным?

Завершение: спросите наугад у нескольких человек, известны ли им примеры предубеждения, демонстрируемого на рабочем месте из-за пола, цвета кожи и т. п. сотрудника. Помогите классу суммировать основные принципы политики РВП.

Материалы для обсуждения:

Произошло слияние двух компаний. Вашу британо-американо-австралийскую и т. п. компанию возглавил японский директор. Он ничего не имеет против женщин или других непривилегированных категорий - ему просто не приходит в голову продвигать их по службе, таи как это абсолютно не принято в японской компании. Между тем в компании есть три вакантных места менеджеров среднего звена. Новый глава компании (ГК) собирается действовать обычным для себя порядком и отдать предпочтение внутренним кандидатам, однако он имеет в виду только белых мужчин. Как могли бы вы убедить его в необходимости принять в расчет хотя бы одну женщину и одного представителя меньшинства? Вы и группа ваших единомышленников собрались в неформальном порядке, чтобы обсудить стратегий.

Соответственно, вы и ваши единомышленники: представитель непривилегированного меньшинства, женщина, представитель профсоюза, консерватор (мужчина или женщина, придерживающиеся консервативных взглядов на разделение труда между полами) и чиновник РВЛ (лицо, обеспечивающее равные возможности при приеме на работу).

Вот некоторые моменты, которые вы хотите обсудить (возможно, вы предложите другие):

Как удобнее напомнить ГК о политике РВП, которой придерживается Компания?

Как обеспечить учет других кандидатов, помимо белых мужчин?

Какую акцию поддержки могла бы инициировать группа?

— Какие программы тренинга можно было бы предложить компании в целях создания условий для служебного роста сотрудников, которые в настоящее время находятся в непривилегированном положении?

— Чем сможет группа доказать ГК, что улучшение положения женщин и представителей меньшинств отвечает интересам компании?

4. Упражнение "Кодекс толерантности".

Цель: разработка кодекса толерантности.

Этапы игры:

1. Задание по микрогруппам.

Участникам тренинга предлагается общая структура "Кодекса толерантности":

- Преамбула

- Девиз кодекса

- Общие принципы

- Правила и нормы толерантного взаимодействия

- Резюме

2. Обсуждение и разработка кодексов в микрогруппах.

3.Оформление "Кодексов толерантности".

4. Творческая презентация и защита проектов.
Оглавление