Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Методическое пособие

Оглавление

Приложение I.
Тесты и опросники для определения идентичности

1. Тест двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда "Кто я?" Напишите 20 различных ответов на простой вопрос: "Кто я?". Отвечайте так, как Вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов.

1 _________________________

2 _________________________

3 _________________________

4 _________________________

5 _________________________

6 _________________________

7 _________________________

8 _________________________

9 _________________________

10 _________________________

 

11 _________________________

12 _________________________

13 _________________________

14 _________________________

15 _________________________

16 _________________________

17 _________________________

18 _________________________

19 _________________________

20 _________________________

В рамках этнокультурной проблематики нас прежде всего, конечно, интересует социальная идентичность, или образ социального Я, называемый "образ-Я в группе". Такой фокус идентичности выбран не случайно: давно установлен факт, что большинство людей, когда они говорят и о себе, говорят о других в их жизни, о группах, к которым они принадлежат, о явлениях, которые особенно важны для их взглядов и понимания динамики социального окружения в целом.

Примером этого может служить известный текст "20 ответов", предложенный М.Куном и Т.Макпартлендом. Испытуемым задают вопрос: "Кто я"? и на него нужно дать двадцать ответов. В методике все ответы разделяются на четыре группы: А – физическое Я (как объект во времени и пространстве: "Я – блондин", "Я живу в Казани"), Б – социальное Я (место в группе, социальная роль: "Я – студент", "Я – дочь"), В – рефлексивное Я (индивидуальный стиль поведения, особенности характера: "Я – веселый", "Я люблю рок-музыку"), Г – трансцендентальное Я (абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации: "Я – живое существо", "Я – часть вселенной"). Обычно ответы группы А и Г составляют меньшинство, поэтому анализируются, как правило, ответы групп Б и В. Измеряется количество таких ответов, где человек, отвечая, относит себя к определенной группе ("Я – отец", "Я – бухгалтер", "Я – охотник" и т.п.) и таких, где он преимущественно фиксирует свои личностные черты или характеристики ("Я – вспыльчивый", "Я – педант", "Я – не усидчивый" и т.п.). В многочисленных исследованиях установлено, что количество "ролевых" отчетов всегда значительно превышает число личностных ответов.

2. Опросник на осознание этнической принадлежности

1. К какой национальности ты себя относишь?____________________

2. Почему?__________________________________________________

______________________________________________________________

3. Есть ли вторая национальность, к которой ты себя также относишь?
________________________________________________

4. К Какой национальности относятся твои родители и родные?

Отец_______________________________________________________

Мать_______________________________________________________

Дедушка со стороны отца_____________________________________

Бабушка со стороны отца_____________________________________

Дедушка со стороны матери___________________________________

Бабушка со стороны матери___________________________________

Родные, которые для тебя являются особенно значимыми___________

______________________________________________________________

5. Если бы Вам пришлось выбирать национальность, то какую бы Вы выбрали?

3. Опросник, определяющий факторы формирования этнической идентичности

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО СЕМЬИ

Прадед по матери Отца

 

Прадед по матери М.

 

 

 

Прабабка по матери О.

 

Прабабка по матери М.

 

 

 

Прабабка по отцу О.

 

Прабабка по отцу М.

 

 

 

Прадед по отцу О.

 

Прадед по отцу М.

 

 

 

Дедушка по отцу

 

Дедушка по матери

 

 

 

Бабушка по отцу

 

Бабушка по матери

 

 

 

Отец

 

Мать

 

 

 

 

Я

 

При заполнении данной схемы Вы можете обратиться к своим родителям, родным, а также к семейному архиву.

4. Опросник на осознание этапов становления этнической идентичности

В каком возрасте вы впервые задумались о своей национальной принадлежности?
_____________________________________________

____________________________________________________________

С какими событиями это было связано?__________________________

Какие чувства при этом Вы испытывали?_________________________

____________________________________________________________

С кем из близких людей для Вас связан процесс осознания своей национальной принадлежности?
_______________________________

____________________________________________________________

Менялись ли Ваши этнические чувства на протяжении Вашей жизни?

____________________________________________________________

Если да, то с какими историческими, общественными или личными событиями это изменение связано?
_____________________________

____________________________________________________________

Кто на данном этапе оказывает наибольшее влияние на Ваши этнические чувства?
_____________________________________________________

____________________________________________________________

5. Опросник на выявление признаков этнической самоидентификации

В самом общем виде этническая самоидентификация как индивида, так и общности есть самовыделение на основе сравнения. Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а, следовательно, самосознанием, что существуют другие этнические группы по ряду признаков, отличающиеся от нее. Эту особенность отметил, в частности, известный антрополог Дж.Де Вос, в интерпретации которого этническая общность – это "осознающая себя группа людей, которые придерживаются общих традиций, неразделяемых другими группами, с которыми она находится в контакте".

Таким образом, этническая самоидентификация включает представление об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках.

1. Что роднит Вас с людьми Вашей национальности? ______________

________________________________________________________________________________________

2. Опишите, в чем это родство проявляется? ______________________

________________________________________________________________________________

3. Как Вы думаете по каким признакам может определяться национальная принадлежность человека?
_________________________

________________________________________________________________________________________

4.Что для человека является решающим при этнической самоидентификации?
______________________________________________________

5. Что для Вас лично стало решающим фактором при ответе на вопрос о Вашей этнической принадлежности?
________________________________________________________________________________________________

6. Опросник "Этнический фактор в моей жизни ".

Здесь приводятся разные суждения.

Выберите из них то, какое больше всего соответствует Вашему мнению:

•  - Для меня не имеет значения моя национальность и национальность окружающих.

•  - Я никогда не забываю о своей национальности.

•  Я помню о своей национальности в определенных ситуациях

Попытайтесь объяснить Ваш выбор.

7. Опросник "Приписывание качеств".

Из предложенного списка выберите и выделите, пожалуйста, 15 качеств, которые на Ваш взгляд наиболее полно и точно характеризуют русских, татар, марийцев, чувашей, немцев и др. представителей нашей республики (национальности могут быть выбраны по Вашему усмотрению).

Импульсивные

Серьезные

Терпеливые

Выносливые

Эгоистичные

Целеустремленные

Скромные

Духовные

Злоупотребляющие алкоголем

Раскованные

Адаптирующиеся

Стремящиеся к успеху

Гордые

Гуманные

Дисциплинированные

Оптимистичные

Медлительные

Предприимчивые

Патриотичные

Непреклонные

Общительные

Сильные

Консервативные

Независимые

Подавленные

Непоседливые

Конкурирующие

Агрессивные

Трудолюбивые

Прогрессивные

Сдержанные

Искренние

Вежливые

Неприветливые

Безответственные

Прагматичные

Упрямые

Аккуратные

Индивидуалистичные

Отзывчивые

Гостеприимные

Честные

Недоверчивые

Скрытные

Подозрительные

Приверженные порядку

Бережливые

Добрые

Заносчивые

Жалостливые

Деловитые

Озлобленные

Доверчивые щедрые

Обладающие чувством юмора

Равнодушные к окружающим

Обладающие чувством собственного достоинства

Жестокие

Замкнутые

Энергичные

Настойчивые

Предпочитающие материальные ценности

Послушные

Скрытные

Пассивные

Беспечные

Добросовестные

Ленивые

Уверенные в себе

 

 

Бесхозяйственные

Дружелюбные

Эмоциональные

Проанализируйте Ваши собственные стереотипы.

Попробуйте обобщить мнение группы и обсудите получившиеся типичные портреты.

8. Опросник "Роль этничности в жизни личности и общества".

Каким образом влияет этническая принадлежность на Вашу жизнь __

____________________________________________________________

Стараетесь ли Вы подчеркнуть свою этническую принадлежность или наоборот, скрываете
____________________________________________________________

3. Если такие поступки ситуативны, то от чего они зависят _________

____________________________________________________________

4. Помогает ли Вам Ваша этническая принадлежность (в учебе, в общении, в развитии, в карьере, в быту и т.п.)
____________________

____________________________________________________________

5. А может Вам мешает ваша "национальность" __________________

____________________________________________________________

6. Когда и что по данному поводу Вы испытывали? ________________

____________________________________________________________

7. Гордитесь ли Вы своим народом? Почему? _____________________

____________________________________________________________

8. Стыдитесь ли вы своего народа? (его истории, прошлого, культуры и т.п.).
Почему? _____________________________________________

9. Упражнение "Этнические стереотипы"

Предлагаем Вам принять участие в создании типичных портретов народов, проживающих в нашей республике. Опишите русских, татар, марийцев, чувашей, немцев, евреев и др. представителей народов Татарстана через следующие категории:

- отношения к обществу, к большим группам;

- отношения к малым группам непосредственного окружения;

-отношение к людям – гуманистические и коммуникативные характеристики;

- отношение к труду;

- отношение к себе;

- отношение к собственности;

- общая направленность личности;

- опыт и образ жизни.

Обсудите полученные портреты в своей группе. Совпадают ли характеристики, данные Вами представителям разных народов, с характеристиками Ваших коллег. Как вы думаете, чем объясняется совпадение Ваших взглядов или расхождения во взглядах.

Оглавление