Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Методическое пособие

Оглавление

Приложение III .
Ролевые игры на толерантность межэтнического взаимодействия

1. Ролевая игра

Цель: Анализ ситуации интолерантного поведения.

Этапы игры:

1. Информирование: "История Натальи А., 42 года"

Я уже 20 лет работаю заведующей банно-прачечным комбинатом в г.Екатеринбурге, очень люблю свою работу и стараюсь сделать все, чтобы моим посетителям было удобно и спокойно. Недавно был поставлен вопрос о моем увольнении, причиной стала следующая история.

Наш город – это переход между Европой и Азией. К нам приезжают и остаются жить люди разных национальностей. В последнее время в моем микрорайоне появились люди, которые ведут бродячий образ жизни. Их женщины, посещая баню, моют здесь своих детей, стирают белье.

Я не раз слышала жалобы местных женщин на грязь от этих женщин. Но предпочитала не вмешиваться, считая, что недовольство уляжется само собой. Но месяц назад в женском отделении началась потасовка, перешедшая в серьезную драку с использованием тяжелых тазов. Я не стала ждать, когда местные власти решат проблему мигрантов на городском уровне и урегулировала возможные конфликты на своей территории, приняв решение о раздельном посещении бани: по вторникам, четвергам баня открыта для приезжих, а в остальные дни – для местных.

Как только это решение дошло до главы администрации нашего района, был издан приказ о моем увольнении. В личной беседе (а мы знакомы и работаем вместе с ним уже много лет) он поддержал меня, но заявил, что опирается на Конституцию и равенство всех перед законом, а мое решение может расцениваться как расизм. И не уволив меня, он рискует остаться без рабочего места.

Моя семья, родные и друзья считают, что я борюсь с ветряными мельницами, так как решение проблемы межнациональных конфликтов – это дело государства, а не отдельных людей вроде меня. Я же пытаюсь на своем уровне сделать все возможное для защиты прав российских граждан, а главное для предотвращения кровопролития. Неужели за это увольняют?

РОЛИ:

Наталья А. – заведующая банно-прачечным комбинатом

Глава Администрации

Местные женщины

Приезжие женщины

Дети приезжих женщин

Уполномоченный по правам человека

Журналисты

Друзья Натальи А.

Соседи Натальи А.

Семья Натальи А.

Городская общественность

2. Деловая игра "Конфликт на промышленном предприятии"

Цель: Ознакомить с конфликтными ситуациями, возникающими на промышленных предприятиях в период их реконструкции, научить распознавать причины и виды конфликтов, а также находить возможные варианты их решения.

Этапы игры:

1. Информирование: Акционерное предприятие, выпускающее продукцию химического профиля (например, моющие средства), оказалось на грани банкротства. Продукция предприятия из-за низкого качества и высокой себестоимости не выдерживает конкуренции на рынке сбыта. Для рентабельной работы предприятия необходимо принять следующие меры:

а) заменить устаревшее оборудование на новое;

б) сократить примерно на половину число работников;

в) повысить квалификацию оставшимся работникам;

г) найти (привлечь) дополнительное финансирование;

д) радикально перестроить всю структуру предприятия. На предприятии работают 100-150 человек. Все работники подразделяются на следующие категории:

а) административно-управленческий аппарат;

б) работники предпенсионного возраста;

в) женщины, имеющие малолетних детей;

г) все остальные работники.

Все работники являются акционерами своего предприятия.

2. Участники игры.

1. Генеральный директор предприятия.

2. Технический директор.

3. Менеджер по финансам.

4. Управляющий персоналом.

5. Председатель профсоюзного комитета.

6. Представители всех категорий работников (а, б, в, г).

7. Группа экспертов.

3. Условия игры. Проходит общее собрание работников предприятия, на котором разворачивается дискуссия о путях и методах реконструкции предприятия.

1. Генеральный директор открывает собрание и в общих чертах докладывает о сложившейся ситуации.

2. Технический директор говорит о необходимости внедрения прогрессивной технологии, предлагает свои варианты реконструкции предприятия.

3. Менеджер по финансам предлагает возможные варианты привлечения дополнительного финансирования, необходимого для проведения реконструкции предприятия и решения кадровых вопросов.

4. Управляющий персоналом высказывает свое мнение о путях решения кадровых проблем.

5. Председатель профкома отстаивает права работников предприятия и предлагает свои варианты решения проблемы.

6. Представители всех категорий работников стремятся защитить своих коллег и высказывают свою точку зрения по поводу реконструкции предприятия.

7. Генеральный директор подводит итоги прошедшей дискуссии.

Обсуждение игры: Высказывания экспертов по проблемам реформирования предприятия и о ходе прошедшей дискуссии. Общее обсуждение прошедшей игры.

3. Игра-тренинг " Межэтнический конфликт в Югославии".

Цель: Ознакомить с конкретной конфликтной ситуацией, возникшей между просербским правительством Югославии и Косовскими албанцами; определить причины возникновения конфликта и формы его проявления; найти возможные варианты урегулирования и разрешения конфликта.

Этапы игры :

1. Информирование: Автономный край Косово входит в состав Сербской республики (Югославия). 90% населения края составляют этнические албанцы и лишь 10% - сербы. Косовские албанцы стремятся отделиться от Сербской республики и создать свое независимое государство. Центральное просербское правительство всячески препятствует отделению Косова, мотивируя это тем, что этот район является исконно сербской территорией - колыбелью зарождения сербской нации. Конфликт развивается и временами переходит в вооруженные столкновения между албанскими повстанцами и сербской полицией. Международная организация (ООН) принуждает конфликтующие стороны сесть за стол "переговоров".

2.Распределение участников игры.

1. Представители сербской делегации на переговорах.

2. Представители делегации Косовских албанцев.

3. Представители (наблюдатели, посредники) делегации ООН.

4. Группа экспертов.

В каждую делегацию входят два-три человека во главе с председателем.

3. Условия игры. Проходят переговоры между делегацией Сербии и делегацией Косовских албанцев. В качестве посредника на переговоры приглашены представители ООН.

1. Переговоры открывает один из представителей ООН. Он кратко знакомит присутствующих с возникшей в ходе конфликта обстановкой в регионе, возможными негативными последствиями его эскалации и задачами, которые предстоит решить в ходе открывающихся переговоров.

2. Стороны поочередно вносят предложения по урегулированию конфликта и высказывают свои аргументы "за" и "против" тех или иных предложений.

3. В ходе переговоров представители ООН с целью сближения позиций сторон вступают в дискуссию и предлагают варианты решения проблемы.

4. В ходе игры участники могут меняться ролями и привлекать еще не задействованных в игре участников.

Обсуждение игры:

1. Оценка экспертами уровня компетентности договаривающихся сторон и посредников, высказывание вариантов урегулирования конфликта.

2. Участники игры-тренинга, исходя из существующих противоречий и притязаний сторон, определяют виды (подвиды) межэтнического конфликта.

3. Общее обсуждение прошедшей игры-тренинга.

Замечание:

В предложенной разработке игры-тренинга "Межэтнический конфликт" могут быть использованы и другие (реальные или вымышленные) конфликтные ситуации (например, Абхазский конфликт, конфликт в Нагорном Карабахе и др.).

III . Упражнения на сплоченность участников.

1. "Солнце светит для тех, кто..."

Цель: Эта игра способствует развитию чувства сплоченности.

Время проведения : 15 минут.

Этапы игры:

1. Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.

2. Цель стоящего в центре - снова получить стул, на который можно сесть.

3. Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

4. Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: "Солнце светит для каждого, кто..." Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: "Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы". Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. ("Солнце светит для каждого, кто... любит проводить отпуск на море... терпеть не может курильщиков... питается по-вегетариански...") Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.

5. Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.

Обсуждение игры:

- Что стало для меня неожиданностью?

- Чувствую ли я, что нашел достаточно "родственных душ"?

- Радует ли меня, что между нами так много общего?

2. "Кто родился в мае…"

Цель: Участники получают богатую информацию друг о друге.

Время проведения : 20 минут.

Этапы игры:

1. Группа рассаживается по кругу.

2. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга.

3. Ход игры. Вы называете личностное качество или описываете ситуацию и просите участников, по отношению к которым справедливо Ваше высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: "Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!"

4. Темп игры должен возрастать. Подбирайте утверждения таким образом, чтобы они относились ко многим участникам. Предлагая вопросы и называя действия, учитывайте возраст и темперамент членов группы. Ниже представлены возможные варианты Ваших высказываний:

• у кого голубые глаза - трижды подмигните;

• чей рост превышает 1 м 80 см, пусть изо всех сил крикнет "Кинг Конг!";

• тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

• кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;

• кто любит собак, должен трижды пролаять;

• любящие кошек скажут "Мяу!";

• те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание:

они должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелали бы себе такой прически, как у него;

• у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это никого не касается;

• кто пьет кофе с сахаром и молоком, заглянет под свой стул;

• кто хоть раз в жизни курил, должен громко крикнуть: "Я это оспариваю!";

• у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;

• замужние (женатые) опишут рукой в воздухе большую восьмерку;

• пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

• тот, кого принуждали пойти в эту группу, должен затопать по полу ногами и громко крикнуть: "Я не позволю себя заставлять!";

• у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);

• кто рад, что попал в эту группу, громко скажет "А!";

• кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

• кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;

• тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

• регулярно занимающиеся йогой продемонстрируют свое мастерство прямо сейчас;

• кто не переносит табачного дыма, громко крикнет: "Курить - здоровью вредить! Курение опасно для вашего здоровья!";

• те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко причмокнут;

• кто порой злоупотребляет алкоголем, должен обойти, пошатываясь, вокруг своего стула;

• кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: "Хватит!"

3. "Четыре угла — четыре выбора".

Цель: Повышение уровня сплоченности участников.

Время проведения : 30 минут.

Этапы игры :

1. Информирование . Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат A3) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах.

2. Члены группы становятся на середину комнаты.

3. Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.

4. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты).

5. Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времен года.

6. В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.

7. В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе), например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы.

8. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.

Обсуждение игры:

• Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?

• Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?

• Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?

Замечания:

Возможные варианты записей:

• инструменты: молоток, пила, клещи, игла;

• города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;

• напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;

• животные: лев, антилопа, змея, орел;

• здания: вилла, бунгало, замок, храм;

• знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс.

4. "Сменяющиеся команды".

Цель: получения опыта общения и взаимодействия в разных командах.

Время проведения : 30 минут.

Этапы игры:

1. Дайте сигнал (свистните или позвоните в колокольчик) и крикните, например, "Четверки!". Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.

2. Как только команды появились, назовите действие, которое должны выполнить игроки, например, "пожмите каждому руку и представьтесь друг другу", затем подайте следующий сигнал.

3. Следите за тем, чтобы каждый раз по Вашему сигналу образовывались новые команды. Предлагайте новые действия, интересные темы. Основная идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством людей.

4. Возможные варианты раундов представлены ниже:

• "Тройки!" - участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;

• "Шестерки!" - игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;

• "Четверки!" - все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;

• "Пятерки!" - игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;

• "Семерки!" - попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;

• "Двойки!" - игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;

• "Восьмерки!" - каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.

5. В конце занятия игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: "А-а-а!"

5. "Категории".

Цель: потренироваться в высоком уровне взаимодействия между друг другом и усилить чувство принадлежности к группе.

Время проведения : 30 минут.

Этапы проведения игры:

1. Предложите участникам походить по помещению, сделать два-три несложных упражнения. Объясните, что физическая активность способствует умственной деятельности.

2. Первый раунд: "Найдите всех участников, которые родились в той же части страны или света, что и вы. Это нужно сделать как можно скорее..." (Если в вашей группе занимаются люди из одного города, искать друг друга могут жители одного района, округа и т. п.) Следите за тем, чтобы участники выполняли задание действительно быстро! Как только образуются соответствующие команды, предложите каждому ее участнику вкратце рассказать о месте своего проживания. В таком случае Вы будете уверены, что задание выполнено верно.

3. Второй раунд: "Быстро найдите игроков, которые родились под тем же созвездием, что и вы..." Образовавшиеся команды можно попросить показать свое созвездие.

4. Третий раунд: "Найдите как можно быстрее всех участников, у которых столько же братьев и сестер, сколько и у вас. Единственные дети собираются в свою команду..."

Варианты:

Другие признаки, по которым могут составляться команды:

• сходная жизненная ситуация или похожий род занятий (для облегчения задачи Вы можете сами предложить несколько вариантов);

• одинаковый цвет глаз;

• одинаковое настроение;

• общий любимый цвет.

6. "Машина с характером".

Цель: сплочение группы и сделать из нее настоящую команду.

Время проведения : 20 минут.

Этапы игры:

1. Расскажите о целях игры. Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали - это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать.

2. Попросите одного добровольца (игрок № 1) выйти на середину круга и скажите ему: "Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами".

3. Когда игрок № 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью.

4. Игрок № 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок № 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит "Ах" и "Ох", то игрок № 2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок № 1 говорит "Ах", разводить руками, а при заключительном "Ох" один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку № 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить "Ау", причем для своего "Ау" выбрать момент между "Ах" и "Ох".

5. Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоорди-нированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

6. Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться.

Обсуждение игры:

• Смогла ли группа создать интересную машину?

• функционировала ли машина некоторое время без перебоев?

• В какой момент вы стали деталью машины?

• Как вы придумали свои действия?

• Трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа работы?

• Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

• Трудно ли было разобрать машину?

• Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Варианты:

Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т. д.

7. "Передача ритма".

Цель: игра помогающая начать и закончить групповую работу.

Время проведения : 10 минут.

Этапы игры:

1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.

2. Участники легко держат друг друга за руки.

3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.

4. Теперь скажите игрокам примерно следующее: "Сжатые руки - сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше".

5. Когда первый раунд завершен. Вы можете предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду предлагайте слегка ускорять темп игры.

6. В заключение участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

Варианты:

"Многократные импульсы": после того как Вы отправили рукопожатие, пошлите вслед за ним второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.

В группе из двенадцати человек Вы можете успеть отправить порядка пяти "импульсов", пока первое рукопожатие не вернется. В более многочисленной группе одновременно можно пускать еще больше импульсов. Проверьте, сколько импульсов к Вам на самом деле возвращается. Попробуйте одновременно отправить по импульсу в оба направления.

Оглавление