Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Методическое пособие

Оглавление

Введение

Что же такое тренинг-семинар?

Прежде чем предложить вам использование нашей технологии проведения тренинга-семинара по этнокультурной толерантности необходимо определиться с тем, почему выбрана такая форма обучения, которая обозначена нами как тренинг-семинар.

Это понятие учебной формы работы определяется нами как интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся прежде всего благодаря собственной активной работе. Даже необходимые теоретические "вкрапления", как правило, кратки и играют роль погружения в определенную тему. В центре внимания находится самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие. Акцент делается на получении динамического знания. Участники сами могут определить цели обучения. Они разделяют с ведущими ответственность за свой учебный процесс.

Итак, тренинг-семинар - это:

- Учебная группа, помогающая всем участникам стать по окончании обучения более компетентными, чем в начале.

- Учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие.

- Учебный процесс, во время которого участники многое узнают друг от друга.

- Тренинг, результаты которого зависят, прежде всего, от вклада участников и в меньшей степени - от знаний ведущего.

- Учебный процесс, на котором в центре внимания - переживания участников, а не переживания ведущего.

- Возможность открыть для себя, что знаешь, умеешь и чувствуешь больше, чем думал до сих пор, и научиться чему-то от людей, от которых этого не ожидал.

Планирование тренинга-семинара

Во время подготовки данного тренинга-семинара мы учитывали семь факторов, особенно важных при обучении:

1. Предыдущий опыт участников.

- Что уже знают и умеют участники?

- Каким образом мы можем учитывать интересы и опыт участников?

- Какие особенности свойственны участникам?

- Как мы можем подготовить участников к учебному процессу (предварительная организация)?

- Как лучше всего кратко рассказать участникам о предстоящем тренинге-семинаре?

- О чем мы расскажем? Что будет неожиданным?

2. Среда обучения.

- Как создать предпосылки успешного обучения?

- Какие правила будут способствовать ощущению уверенности?

- Как организовать учебное пространство таким образом, чтобы участники чувствовали себя хорошо и в тоже время испытывали интерес?

- Как должны располагаться участники обучения в различные моменты обучения?

3. Предпосылки успешного обучения.

- Как установить контакт с участниками обучения?

-Как участники смогут познакомиться друг с другом?

- Как способствовать тому, чтобы участники предлагали свои формулировки целей?

- Как добиться атмосферы доверия и открытости в группе?

- Как установить внутреннюю связь с темой?

- Как пробудить любопытство участников и помочь им достичь состояния расслабленного внимания?

4. Погружение в комплексный опыт.

Мотивация повышается, когда у людей есть возможность получать новый опыт, пробуждающий их любопытство, отвечающий их потребностям.

- Какие учебные ситуации, позволяющие участникам глубоко погрузиться в опыт, мы можем предложить?

- Какие ситуации, максимально приближенные к реальным профессиональным или жизненным ситуациям мы можем предложить?

- Как позаботиться о том, чтобы участники постоянно находились в состоянии расслабленного внимания и учились с удовольствием?

5. Активное оценивание.

- Как мы можем помочь участникам лучше понять их опыт?

- Как мы обеспечим достаточную обратную связь?

- Как добиться того, чтобы участники могли связывать старые знания с новыми знаниями?

- Что еще мы можем сделать, чтобы добиться более глубокого понимания темы? (ролевые игры, театральные сценки, эксперименты и т.п.)

6. Запоминание.

- Необходимо запланировать время для отдыха, чтобы участники могли интегрировать свой опыт, понимание и новые знания.

- Необходимо подсказать как участники могут эффективно использовать это время для рефлексии. Можно предложить им сделать записи в дневнике наблюдений, медитировать в тишине, сходить на прогулку или поговорить с партнером.

- Необходимо дать участникам возможность упорядочить, анализировать свой опыт, например, рисуя картины или создавая "ориентировочные карты".

- Необходимо использовать ритуалы и церемонии, чтобы отпраздновать успех. Организовать представления или большие тематические игры, на которых можно в игровой форме поработать с новым знанием.

- Необходимо поощрять обмен мнениями. Стимулировать позитивную обратную связь.

7. Функциональная интеграция и перенос в повседневную жизнь .

- Дать участникам возможность демонстрировать новое знание и навыки с помощью ролевых игр, дискуссий и экспериментов.

- Вводить критерии самооценки для оценивания собственного опыта и поведения в ролевых играх.

- Как можно запланировать окончание работы? (использование ритуалов завершения).

*****

Любой элемент тренинга - будь то ролевая игра, дискуссия, просмотр видео или что-нибудь иное, должен включать пять компонентов:

- Введение - информация, предоставляемая тренером участникам программы для того, чтобы ознакомить их с условиями дальнейшей работы, планами тренинга и требованиями к его участникам, а также дать необходимые начальные сведения о программе.

- Собственно элемент программы тренинга. Просмотр учебного фильма, заполнение опросника, отработка навыка и.т.д.

- Обсуждение переживаний, вызванных упражнением. Людям необходимо время и пространство для разговора об увиденном ими фильме, о чувствах, возникших в результате упражнения или групповой дискуссии.

- Акцентирование ключевых моментов обучения. Например анализ эффекта, вызванного игрой или упражнением или сравнительное исследование способов решения проблемы их успешности или не успешности. Все вышесказанное подразумевает необходимость краткого обзора проводимого мероприятия как еще одного уточнения его целей с демонстрацией их достижений в ходе упражнения. Возможно, это самая важная часть упражнения, и все же некоторые тренеры пренебрегают ею, оставляя участников размышлять: "Для чего же мы это все проделали?"

- Практическое применение приобретенных знаний и навыков. Тренинг эффективен лишь тогда, когда знания и навыки, приобретенные в ходе обучения, применяются в реальной жизни. Тренер несет ответственность за помощь участникам в превращение теоретических знаний в практические умения, важные для их дальнейшей жизни.

*****

В связи с тем, что нами были использованы элементы видеотренинга, необходимо отметить, как мы реализовывали данный вид активного метода обучения.

Словом "видеотренинг" обозначают тренинг, основанный на использовании видеозаписи. В практике встречаются два основных способа применения видеозаписи в учебных целях: показ готовых видеоматериалов (видеопросмотр) и использование записи по ходу выполнения заданий, ее просмотр и анализ (видеообратная связь). В предложенном тренинге этнокультурной толерантности использованы оба способа применения видеозаписи.

Видеопросмотр в нашем случае служил таким учебным целям как информирование и постановка проблемы. Такой просмотр заменяет лекцию, демонстрацию слайдов, выступление приглашенный экспертов, экскурсий. К его достоинствам относятся наглядность, информационная емкость и насыщенность. месте с тем поток информации начинает вызывать утомление уже через 8-10 минут, поэтому нами использовались 10-минутные видеоролики. Завершая работу с видеороликом нами проводилось суммирующее обсуждение.

В ходе использования видеообратной связи материалом для просмотра и анализа становились действия самих участников. Видеообратная связь помогает участникам совершить переход от непосредственного прожитого опыта к его осмыслению, рефлексии, она позволяет напрямую обратиться к собственному опыту, использовать его как материал, который анализируется, пересматривается и перестраивается в ходе тренинга.

*****

Наконец, несколько личных наблюдений, касающихся тренинга этнокультурной толерантности. Мы надеемся, что каждое из них стоит принять к сведению, и поэтому хотим их подчеркнуть.

Так как тренинг толерантности требует большого осознания себя и своего влияния на других людей, вам как тренеру необходимо стать ролевой моделью для участников программы.

Тренинг толерантности может иметь огромное значение для каждого не просто как обучение некоему навыку, но как средство коррекции поведения, приобретения толерантности, повышения самооценки и культивирования искреннего, надежного и эффективного общения.

Тренинг толерантности увеличивает число возможных способов поведения человека. Они могут заключаться в отходе от знакомых, стереотипных паттернов и в поиске альтернативных, более эффективных способов взаимодействия.

Участникам тренинга необходимо понимать, что взаимодействия, построенное по принципам толерантности, включают по меньшей мере двоих человек и что всеми правами, которые имеет один из них, обладает и второй тоже.

Толерантность подразумевает принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия. Она может потребовать изменений - в восприятии себя и в отношениях с другими. Участникам следует осознавать как преимущества, так и опасности, связанные с развитием толерантности. Эффективный тренинг, конечно, гарантирует, что первые из них перевесят последние!

Цель тренинга – семинара "Диалог культур"

Продвижение идей толерантности среди российской молодежи.

Основные задачи:

Расширение представлений о межкультурных различиях, о толерантности в мышлении и поведении, о психологии межкультурного взаимодействия;

Формирование позитивных стереотипов мышления и поведения в межкультурном общении;

Диагностика личного уровня толерантности и интолерантности, а также коррекция собственных границ толерантности и нетерпимости;

Усвоение и отработка конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях;

Формирование коммуникативных навыков ведения переговорного процесса в различных ситуациях межкультурного общения;

Формирование готовности и умений реализовывать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности и реальных жизненных ситуациях.

Этапы тренинга-семинара

Первый этап: Выработка чувствительности, то есть осознание проблемы толерантности-интолерантности в межкультурном пространстве.

Второй этап: анализ, то есть выявление проявлений толерантности-интолерантности в современном российском обществе и жизни каждого участника тренинга.

Третий этап: Планирование, то есть учет последствий толерантности-интолерантности в практической деятельности участников тренинга.

Программа тренинга-семинара

День первый

10.00. Открытие тренинга.

Цели, задачи, этапы тренинга.

Знакомство участников тренинга.

Выработка принципов тренинга.

10.30. Упражнения на создание Т-группы.

10.50. Выявление уровней интолерантности. Работа в парах.

11.10. Разминка.

11.20. Введение в проблему диалога культур.

Упражнение на ассоциации.

Определение толерантности. Работа в малых группах.

Дискуссия.

11.40. Перерыв.

11.50. Информационный блок.

12.10. Разминка.

12.20. Разработка критериев толерантности.

Работа в малых группах. Обсуждение. Самооценка личностного уровня толерантности.

14.00.-15.00. перерыв на обед

14.00. Стратегии поведения личности в трудных ситуациях межкультурного общения.

14.20. Организационная игра "Адские башни"

15.00. Информационно-диагностический блок.

15.20. Ролевая игра "Распределение сердец"

16.00. Интерпретация ролевой игры с выходом на психологические механизмы межличностной коммуникации.

17.00. Рефлексия. Итоги первого дня.

День второй

10.00. Упражнение "Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания"

Дискуссия о личном опыте участников тренинга.

11.00. Упражнение "Цепочка стереотипов"

Дискуссия о роли социальных институтов в формировании этнических стереотипов

11.30. Информационный блок по результатам исследования РУНИЦ "Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания"

12.00. Командные игры в малых группах

12.30. Ролевая игра. Моделирование ситуации межкультурного общения в профессиональной деятельности. Работа в группах

14.00.-15.00. Перерыв на обед

15.00. Деловая игра "Встреча двух цивилизаций"

16.30. Разработка рекомендаций, способствующих эффективному межкультурному общению. Работа в группах

17.00. Итоги второго дня.

День третий

9.00. Разминка.

9.15. Анализ нормативно-правовой базы по правам личности.

9.45. Упражнение на выработку навыков толерантного поведения к "иному"

10.00. Разработка Кодекса толерантности.

Презентация проектов малых групп.

11.30. Упражнения на развитие самооценки участников Т-группы.

12.00. Ролевые игры по сценариям участников тренинга.

Дискуссия.

14.00.-15.00.Перерыв на обед

15.00. Коррекция критериев толерантности. Самооценка.

15.30. Матрица управления проектами.

15.50. Разминка.

16.00. Анализ и планирование продвижения идей толерантности в профессиональной деятельности.

17.00. Оценка итогов тренинга. Вручение сертификатов.

*****

Наша программа тренинга-семинара состоит из нескольких основных модулей, которые и будут подробно описаны в данном учебно-методическом пособии.
Оглавление