Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

МОНИТОРИНГ ДИСКУРСА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КУЛЬТИВИРУЕМОГО В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Краснодарская городская общественная организация "ЦЕНТР ПОНТИЙСКО-КАВКАЗСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
Проект поддерживается Швейцарской программой "Права человека и развитие гражданского общества в Российской Федерации"

Академический дискурс

Региональная академическая среда и дискурс этничности будут анализироваться по материалам межрегиональной научно-практической конференции "Научно-творческое наследие Федора Андреевича Щербины и современность", состоявшейся в Краснодаре 25-26 февраля 2004 г. Этническая проблематика не была в фокусе внимания на этом научном форуме, тем более интересно, какие дискурсивные практики проявились в докладах выступавших.

Ряд докладов был посвящен взаимоотношениям, как представляется авторам, между различными этническими группами на разных этапах истории. В них без всякого сомнения в качестве субъектов социальных практик рассматриваются этнические категоризации. Повествование ведется сугубо в рамках комплиментарного дискурса, подчеркивающего доминирование отношений симпатии и бесконфликтности.

Так в докладе В. Н. Ратушняка (д. и. н., профессор Кубанского государственного университета, г. Краснодар) "Из истории русско-адыгских взаимоотношений" анализируются примеры плодотворного взаимодействия адыгов и русских на разных этапах средневековой истории. Квинтэссенцией выводов автора выступает тезис, что "были в этих отношениях и военные противостояния, но основная линия их сосуществования все же имела тенденцию позитивного сотрудничества и взаимной поддержки" [с. 170].

Ш. Б. Ахмадов (д. и. н., профессор Чеченского государственного университета, г. Грозный) в докладе "Взаимоотношения чеченцев и ингушей с народами Северного Кавказа и России в XVIII веке" в том же русле комплиментарности анализирует политические, экономические и культурные связи, установившиеся между чеченцами, ингушами, другими северокавказскими народами и Россией (ее представителями, например, гребенскими и терскими казаками) в XVIII веке. По его мнению, характеризующие их события способствовали укреплению взаимной дружбы, выработке общей культуры, развитию межнациональных взаимоотношений [с. 182].

Традиции добрососедства на примере кизлярского материала постулируются Н. Н. Гаруновой (к. и. н., доцент Дагестанского государственного университета, г. Кизляр) в докладе "Кизляр и народы Кавказа ( XVIII - XIX вв.)". "Однако неоднородность населения Кизляра практически никогда не оборачивалась межнациональным противостоянием. В этом разноязыком, разноконфессиональном конгломерате представители разных народов прекрасно уживались. Многочисленные этнические общины города, конечно же, имели собственные интересы и потребности – однако их чаще всего удавалось гармонизировать" [с. 186]. Интересно, что подобные эмоциональные высказывания не подкрепляются фактологией, тем самым, автор выходит за рамки научного сообщения, приближаясь к публицистике. Конечно, жанр тезисов не позволяет в должной мере соблюсти академические "законы", но, скорее всего это обусловлено целью доклада – пропагандировать "традиционные обычаи гостеприимства и куначества" [с. 187]. Здесь наблюдается использование дискурса этничности для продуцирования "традиции", наука утверждает извечность добрососедства.

Этнический дискурс как комплиментарный заявляется в первых же строчках выступления Х. А. Кузьминова (соискатель кафедры истории России Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик) "Особенности взаимоотношений русского крестьянства и греческих переселенцев на Северном Кавказе во 2-ой половине XIX века". "Приступая к рассмотрению русского крестьянства и греческих переселенцев, необходимо отметить, что на всем своем протяжении эти отношения никогда не находились в состоянии конфронтации" [с. 201].

Очевидно, что перечисленные выше авторы пытаются перенести характерные для современного дискурса категории в анализ событий прошлого. Это есть следствие господства в наших представлениях идей этноцентризма и эссенциалистского взгляда на мир. Истоки современных дискурсивных практик и социальных проблем мы уводим вглубь веков. И там же пытаемся найти легитимные основания по их разрешению. В итоге не удается сформулировать ни адекватного понимания исторических событий, ни оптимизировать актуальные для сегодняшнего дня практики.

Показателен в этом плане доклад М. Н. Кошко (соискатель кафедры истории и музееведения Краснодарского государственного университета культуры и искусств) "Наш общий дом. Взаимоотношения и сотрудничество северокавказских народов", который является манифестацией примордиалистского (объективистского, статичного) подхода к пониманию этничности. С одной стороны утверждается, что "ни у одного из народов и этнических групп Кавказа не было резко очерченных границ; все они жили чересполосно, вперемежку. И имели много схожего в материальной и духовной культуре ... Различные по этногенезу, культуре, психологическим и ментальным характеристикам, они тем не менее сложились в северокавказскую общность, имеющую специфические маркеры, отличающие их от жителей других этнокультурных областей" [с. 195-196]. С другой стороны, автор доказывает, что "начиная с XVI и до середины XVIII века, кристаллизовались особенности традиционных социоцивилизационных систем северокавказских народов. Сложилось этнополитическое равновесие в регионе. Основано оно на том, что каждый этнос определился в своей территориальной и этнической целостности" [с. 197]. И подобное совмещение несовместимых концептов продолжается далее: "Контакты между народами становятся более тесными, достигается проницаемость культурно-языковых границ, вырабатывается единая соционормативная инфраструктура, регулирующая характер контактов. И как результат – создается единое этнокультурное пространство Северного Кавказа" [с. 197]. Приведенные цитаты иллюстрируют, как фактический материал вступает в противоречие со сложившимся объективистским взглядом на этничность как сумму культурных, языковых, территориальных характеристик. У автора чересполосное проживание и постоянные контакты в хозяйственной, семейно-брачной и иных сферах не мешают, а наоборот, способствуют формированию этнической и территориальной целостности каждого (выделено нами – В. К.) этноса. И хотя далее постулируется единое северокавказское этнокультурное пространство, М. Н. Кошко не может обойтись без подчеркивания объективности этноса, пусть даже на каком-либо этапе развития региона.

В докладе Ш. М. Батчаева (аспирант кафедры отечественной истории Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик) "Карачаевцы в русско-японской войне 1904-1905 гг." искусственно из числа кубанских горцев, составивших две сотни (Баталпашинскую и Екатеринодарскую) в Терско-Кубанском конном полку, выделяются карачаевцы, описываются их боевые подвиги и верность присяге. В заключении автор делает вывод: "Участием в войне карачаевский народ доказал свою преданность Государству Российскому. Сыны его проявили себя в сражениях подлинными патриотами России – общего для всех нас Отечества" [с. 214]. В данном случае этнический дискурс актуализируется как инструмент продуцирования соответствующей идеологии.

Еще один способ исторических изысканий был продемонстрирован в докладе А. В. Рыбникова (кан. философ. наук, профессор Новороссийского политехнического института КубГТУ) "Индоевропейские корни казаков Кавказа и их культуры". Автор выводит происхождение казаков от арийских племен, и делает предположение, что "понятие "казак" и "арий" в глубокой древности не различались" [с.194]. Далее он заключает, что "Кавказ вполне можно считать и "колыбелью" славянского казачества. Индоевропейские (арийские) корни этих древних воинов не должны подвергаться сомнению" [с.194]. Перед нами яркий пример этнического дискурса в виде этногенетической теории, доказывающей "укорененность", автохтонность группы, следовательно, ее особое положение в регионе. В русле этой парадигмы превосходства и концепция арийского происхождения казачества.

Использованная литература:

Научно-творческое наследие Федора Андреевича Щербины и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Краснодар 25-26 февраля 2004 г. – Краснодар, 2004.

Деятельность представителей академической среды не ограничивается сугубо исследовательскими изысканиями, а характеризуется довольно активным участием в различных общественных инициативах. Примечателен в этом плане реализованный Краснодарским краевым отделением Общероссийской общественной организации "Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" проект по изданию "Краснодарского правозащитного каталог-дайджеста". К работе над ним были привлечены как раз ученые-гуманитарии, которые с позиции своего экспертного знания должны были проанализировать поле правозащитной информации в крае.

Дебатирование вопроса прав человека в контексте этничности оказалось столь распространенным в краснодарских СМИ, что авторы дайджеста оказались вынужденными посвятить ему отдельный выпуск издания. Проведенный анализ публикаций показал в целом однобокую картину. Главенствует обсуждение миграционной проблематики, при этом в центре внимания находятся "иноэтничные" мигранты, которые и репрезентируются как основные нарушители и прав человека, и в целом законодательства. Про права самих мигрантов пресса предпочитает не говорить. Основными ньюсмейкерами выступают представители органов власти и, прежде всего, губернатор А. Н. Ткачев. Сами же журналисты предпочитают собственную позицию по рассматриваемому вопросу не демонстрировать и ни в коем случае не позволяют себе высказать критические замечания в отношении действий и дискурса властей. "Очень большое количество публикаций просто дублируют друг друга, ссылаясь на одних и тех же информантов. Поэтому статьи под разными названиями содержат почти дословную информацию, без каких-либо комментариев журналистов" [с. 100].

Особо авторы дайджеста отметили селективный подход прессы к манифестации связываемых с этничностью проблем. Много говорится о разного рода мифических по своей сути трудностях, как то "культурная несовместимость", "криминальные наклонности", "конфликтность" тех или иных этнических групп. Зато практически не обсуждаются ксенофобные действия шовинистически настроенных групп населения, периодически случающиеся в разных районах края.

Вывод, к которому пришли авторы по результатам проведенного анализа, довольно однозначен. "Межнациональные проблемы продолжают освещаться в периодической печати Кубани в большинстве случаев с позиций власти, которая постоянно твердит о существовании латентной формы конфликта" [с. 103].

Использованная литература:

Краснодарский правозащитный каталог-дайджест. Выпуск 3. Этническая и конфессиональная дискриминация. Свобода передвижения. – Краснодар, 2003.

Журналистский дискурс

Выборка анализируемых изданий на данном этапе претерпела небольшие изменения и имеет следующий вид.

Ежедневные газеты:

"Кубанские новости";

"Вольная Кубань";

"Краснодарские известия";

"Кубань сегодня"

Еженедельные газеты:

"Краснодар";

"7 дней Кубани";

"Московский комсомолец на Кубани";

"Краевые новости";

"Независимый голос Кубани".

Основной тенденцией краевого журналистского дискурса продолжает оставаться практика актуализации этнического при дебатировании темы миграции. "Кубанские новости" от 20 сентября предприняли попытку проанализировать результаты миграционной политики краснодарских властей за последнее время. Как позитивный итог отмечается сокращение в первом полугодии 2003 г. миграционного прироста (составил 5739 человек) на 14,2 % по сравнению с первым полугодием 2002 г. В качестве главной его характеристики рассматривается многонациональный состав мигрантов. Как положительная тенденция выделяется тот факт, что "в сальдо миграции доля русских увеличилась на 11,3 процента, греков - в 2,3 раза, белорусов - в 1,7 раза" . Абсолютно противоположное отношение демонстрируется к мигрантам, приписываемым к другим этническим группам. "Численность граждан армянской национальности оказывает значительное влияние на демографическую ситуацию в крае. Но в результате проводимой администрацией края и ГУВД работы по стабилизации миграционных процессов отмечается снижение количества граждан, прибывших из-за пределов Кубани, в том числе и армянской национальности" .

Рассуждения о миграции в общероссийском масштабе сопровождаются откровенными ксенофобными установками. Автор опубликованного в "Кубань сегодня" от 3 сентября материала М. Беглецов предпочел начать его с цитирования анекдота. "В газете "Московский комсомолец" был опубликован анекдот. "Проведенный на улицах опрос москвичей на тему "Как вы относитесь к большому количеству приезжих?" дал следующие результаты. 40 процентов респондентов ответили "Ха-арашо, слюшай". Еще 40 процентов – "Вах, пускай призжают!" Оставшиеся 20 процентов не смогли ответить на этот вопрос, так как оказались неместными" . Анализ миграционных процессов сводится автором к постулированию идеи "кавказской экспансии". "По сравнению с 1955 годом число представителей кавказских народов в Москве увеличилось более чем в 200 раз. Самая многочисленная из кавказских диаспор - азербайджанская, насчитывает порядка одного миллиона. Подсчитано, что если кавказская демографическая экспансия будет продолжаться в обстановке нынешнего вымирания "лиц славянской национальности", то с учетом чадолюбия южных гостей уже через полвека только азербайджанцы могут составить примерно третью часть населения Москвы". О том, что это крайне негативная тенденция, автор убеждает читателей посредством представления характеристик мигрантов и их повседневных практик. "Мигранты состоят в основном из неквалифицированной массы, а чаще самого элементарного криминалитета. Главное, что вся эта нелюдь привезла в Москву собственные обычаи и привычки, с местным населением они не чикаются, они его нагибают. В отличие от узбеков, туркменов, китайцев кавказцы не сидят в тени, они терроризируют всю Россию" .

Другой постоянный автор этой газеты В. Логинов предпочитает обсуждать с читателями вопрос судьбы русского народа, который, по его мнению, вымирает. Свое выступление в "Кубань сегодня" от 17 октября автор также начинает с демонстрации "статистических" данных. "В иных местах русских становится все меньше и меньше. Поразительный факт: среди жителей Москвы только треть русских. Лишь третья часть!" Объясняется такое положение тем, что именно русские несут на себе все тяготы проводимых в стране социально-экономических преобразований. "То, что сейчас страдают в первую очередь русские, ни для кого не секрет. Страдания разного рода и приводят к преждевременной смерти. Конечно, это касается и других народов, населяющих Россию, но только число русских сокращается быстрее всех. На своей земле они оказались самыми уязвимыми" . В этом автор видит результат целенаправленной политики, проводимой определенными силами. "Вероятно, поставлена цель извести в России русских. Этот замысел родился у русофобов на Западе и, как ни горько это сознавать, коварный план успешно реализуется" .

То, что демонстрируемая им позиция несет в себе ксенофобную составляющую, автор вполне осознает, но стремится такой вывод оспорить. "Довожу до сведения досужих охранников: лозунг "Россия - только для русских!" я не принимаю. Я против, зная, что на российских просторах испокон веков живут и другие народы. Но не принимаю этот лозунг с одним условием: надо чтобы другие народы относились к великому русскому народу трепетно, как относятся в большой семье к старшему брату. Чтобы они уважали нашу культуру, религию и обычаи. К сожалению, на бытовом уровне часто бывает иначе, и это тревожит русского брата, он чувствует себя незащищенным" . Приводимая интерпретация представляет собой типичный пример позитивной самопрезентации, когда говорящий скрывает свои предубеждения, перенося всю ответственность за происходящее на действия представителей других групп. Наиболее ярко это проявляется в главном, по мнению автора, аргументе. "Я - русский, а русские никогда болезнью завистливых - шовинизмом - не страдали. К русской душе не привьется эта напасть, если в душу плевать не станут" .

Центральной темой этнического мигрантского дискурса в крае остается дебатирование вопросов относительно турок-месхетинцев. Освещение прессой октябрьского визита представительной делегации функционеров различных международных организаций наглядно продемонстрировало характерное его содержание. "Кубанские новости" от 21 октября уже в зачине публикации однозначно классифицируют турок-месхетинцев как незаконных мигрантов, следующим образом определив цели визитеров. "Их интересовало, как складываются взаимоотношения между незаконно поселившимися на Кубани турками-месхетинцами и местным населением" . Столь же однозначно негативно, но уже со ссылками на глав местных администраций характеризуется деятельность турок-месхетинцев в крае. "Представители этого народа игнорируют законы Российской Федерации и Краснодарского края, не имеют регистрации по месту жительства, незаконно занимаются предпринимательской деятельностью, являются постоянным источником правонарушений, беспрерывно входят в конфликт с местным населением, что уже породило межнациональную рознь" . Разрешение проблемной ситуации видится авторам публикации в переселении турок-месхетинцев в Грузию. Обосновывается такой вывод ссылками на общественное мнение. "Жители этих двух районов [Крымского и Абинского] не один раз и единогласно заявляли всяческим комиссиям, которые приезжали поговорить по этой теме: надо принять меры к переселению турок-месхетинцев на их историческую родину - в Грузию. И этой комиссии еще раз заявили то же самое главы сельских округов районов, атаманы казачьих обществ, представители общественности" . В качестве силы давления на Грузию, по их мнению, могло бы выступить правительство США. Продемонстрированная членами международной делегации иная позиция по данному вопросу была оценена отрицательно. "Разговор получился как у слепого с глухим: представители международных организаций твердили о правах человека, о горькой судьбе переселенцев и советовали самим кубанцам, российскому МИДу договариваться с грузинскими властями" .

Более пространный, но наполненный теми же смыслами репортаж о визите опубликовала газета "7 дней Кубани" N 43. Автор публикации всю вину за сложившуюся в крае конфликтную ситуацию перекладывает на турок-месхетинцев, противопоставляя их представителям других этнических групп. "Членам международной делегации рассказали, что в районе мирно соседствуют представители 86 национальностей. Выступившие на встрече отметили, что в то время как подавляющее большинство национальных меньшинств активно участвует в общественно-политической жизни города и района, турки-месхетинцы, самоустранившись, не желают даже изучать русский язык" . В то же время (с не меньшим неудовольствием), отмечается, что "новое поколение турок, выросшее на кубанской земле, смотрит на перспективу возвращения на историческую родину иначе, нежели родители, и чувствует себя отнюдь не "временными". На сегодня главное требование турок - не выезд на историческую родину, а предоставление им российского гражданства, причем, долгая процедура их не устраивает" . В качестве доказательства приводятся данные об игнорировании турками-месхетинцами требований о необходимости получения миграционных карт. Объяснения со стороны турок таких своих действий тем, что на них должны распространяться правила получения российского гражданства, предусмотренные законом 1991 г., характеризуются как необоснованные. А солидарность членов делегации с позицией турок-месхетинцев по большинству вопросов откровенно разочаровала и "развеяла последние иллюзии" как участников встреч с краснодарской стороны, так и автора публикации. "После этих слов стало ясно: комиссия, увы, далеко не последняя. А решение проблемы репатриации месхетинцев не продвинулось ни на шаг".

Дебатирование мигрантской проблематики является важной составляющей частью и краевого политического дискурса. "Кубань сегодня" от 6 сентября опубликовала статью с критическим анализом действий по реализации Программы Кубанского казачьего войска. Одним из основных пунктов как Программы, так и ее критики выступает решение проблем миграции. Автор публикации ставит в упрек казаком слабую активность в этом направлении, рисуя следующим образом складывающуюся ситуацию. "Сколько слез проливается россиянами, лишенными родного гражданства (по воле верховных игроков судьбами людей) и вынужденных подолгу простаивать в очередях у окошек ОВИРов. Тогда как представители различных "смуглых" национальностей проворно устраиваются у нас и чувствуют себя хозяевами на Вишняковском и других рынках края". Какие инициативы ожидаются от казаков в данной ситуации можно легко себе представить.

В то же время с недоверием, а чаще всего крайне отрицательно, краснодарская пресса вслед за политическими деятелями относится к действиям зарубежных организаций и российских правозащитников в сфере межэтнических отношений. "Кубань сегодня" от 7 октября опубликовала заметку с впечатлениями одного из участников о прошедшем в Краснодаре семинаре по проблемам СМИ и защиты прав этнических меньшинств, на котором с докладами выступили представители фонда К. Аденауэра. Ее автор критически оценивает возможности применения европейского опыта по решению данных проблем в российских условиях, а обсуждение на семинаре вопроса о том, при каких обстоятельствах у этнических меньшинств возникает потребность приобретать статус культурной, а затем и территориальной автономии, подвигло его на демонстрацию собственного понимания реалий сегодняшних межэтнических отношений в крае. Впрочем, оно ничем не отличается от господствующих в краевом публичном дискурсе представлений.

Основу их составляют идеи противопоставления так называемого коренного населения и мигрантов, представляющих определенные этнические группы. "Почему коренное население должно страдать из-за пришельцев, которых никто не приглашал на Кубань? Напротив, в их положение как бы вошли, позволили им... А что, разве большинство, коренное население не имеет прав? В нашем крае более 200 лет назад стало формироваться общество со своим менталитетом, историей и традицией, определенным соотношением этнических групп. Все это время люди жили мирно и дружно, особенно в советский период" . Основным фактором, обеспечивающим проблемность ситуации, автор считает иноэтничную миграцию, приписывая мигрантам различные негативные качества. "В последний период резко увеличилась численность отдельных этносов - крымских татар, турок-месхетинцев, курдов, что легло грузом на социальную инфраструктуру, ущемило права местных жителей. Кроме того, эта категория мигрантов по своему образу жизни, уровню цивилизованности не только не стыковалась с местной культурой и обычаями, но даже являлась и является в каких-то своих проявлениях враждебной" . Главная опасность видится в сокращении численности русских в крае и уменьшении их доли в этническом составе. По мнению автора, в итоге этот процесс обернется косовским вариантом, только с гораздо страшными последствиями. "Можно представить перспективу Кубани с населением русских ниже критической черты. Именно русские являются тем народом, который цементирует все возможные формы благополучия представителей других национальностей, проживающих здесь. Как только те станут заявлять свои права на территориальную автономию (а курды и турки-месхетинцы численностью по несколько десятков тысяч человек уже сегодня живут компактно), начнется этап активных межэтнических конфликтов, где действовать будут не две, а гораздо больше сторон" .

Опыт европейских, и в целом западных, стран автор не приемлет, ибо "в рамках капиталистической формации решения национального вопроса не существует" . Спасение видится в особом российском, а точнее советском, пути. "Опыт движения России к справедливому и духовному обществу уникален и бесценен. Стоит ли забывать, что почти весь XX век мир учился у советских людей жить по совести, в мире и согласии... Социализм, оболганный и продолжающий кормить всех этих теоретиков и мечтателей о "либеральной Русской империи" со своим скромным принципом "национальное по форме, социалистическое по содержанию" в свое время успешно решил проблемы национальных меньшинств в половине государств мира" .

Другой характерной чертой краснодарского журналистского дискурса является прибегание к этническим категоризациям при обсуждении проблем преступности и иных противоправных действий. "Кубань сегодня" от 19 сентября опубликовала мнение своего читателя, депутата райсовета, о способах ведения корейцами сельскохозяйственного бизнеса в Ленинградском районе края. Оценки автора публикации категоричны. "На полях их хозяйств ведется беспощадная эксплуатация лиц без определенного места жительства, которые трудятся под палящими солнечными лучами весь световой день за миску похлебки и стакан самогона. Их могут побить, натравить на них собак. По окончании сезонной работы их вывозят за пределы района в чистое поле, не заплатив за их труд ни копейки" . Еще более конфликтную ситуацию следует ожидать от привлечения к сельхозработам жителей Дагестана. Обеспокоенный возможным их обманом ( "ведь корейцы не любят расплачиваться со своими работниками" ), автор в то же время демонстрирует недоверие и самим дагестанцам, предполагая различные правонарушения с их стороны. "Прошли ли санобработку эти люди, сделаны ли им положенные прививки? Вряд ли. А ведь дагестанцы будут контактировать с местными жителями, многие постараются даже прижиться в районе. Во-вторых. Где 240 человек разместятся? В полевых балаганчиках, засоряя местные лесополосы. А где будут брать дрова для кухни? Очевидно, вырубать деревья" . Итог таких "межэтнических отношений" видится однозначным. "Ведь дагестанцы не бомжи. И вряд ли позволят корейцам обмануть себя. Вот тогда при расчете и возникнут конфликтные ситуации, и появится головная боль у руководителей" .

Такие стигматизированные группы как цыгане и турки-месхетинцы непременно отождествляются в газетных публикациях с криминальными деяниями. Как пример можно привести опубликованные "Кубань сегодня" от 12 сентября со ссылкой на правоохранительные органы рекомендации, предостерегающие от попадания на уловки мошенников. Среди всего прочего встречается и "этнический" фрагмент. "Не давайте приближаться к себе на улице цыганам, а тем более позволять хватать себя за руки. Тем самым вы попадаете в поле психологического воздействия и даете повод к продолжению контакта. Если вас цыгане окружили группой или вы почувствовали, что вас хотят ограбить, не стесняйтесь громко позвать на помощь" .

Заметка в "Кубань сегодня" от 2 сентября была посвящена проблемам несоблюдения работодателями трудового законодательства, низводящих наемных работников фактически до положения рабов. Приводя примеры подобной эксплуатации, автор публикации (уже упоминавшийся М. Беглецов) не смог не "отметить" все тех же цыган. "В северной столице на рабовладении специализируются цыгане. К примеру, в гостинице "Мир" обнаружили "коммуну" нищих, состоявшую из 10-12 русских. Организация труда была бригадная, а бригадирами были цыгане. Которые при возвращении "добытчиков" отбирали у них деньги, одежду и обувь. Ну и, понятное дело, били рабсилу для острастки" .

На фоне многочисленных интолерантных по своей сути публикаций появление в краевой прессе комплиментарных материалов крайне незначительно. В подавляющей своей массе они представляют собой сообщения и репортажи о различных фольклорных фестивалях и аналогичных им мероприятиях. Так, "Вольная Кубань" от 13 сентября опубликовала анонс традиционного фестиваля национальных культур в г. Новороссийске, стандартно-формульно озаглавив сообщение "Культура сближает народы" . Констатировав, что в городе "живут в добром соседстве и согласии люди разных национальностей" , автор публикации остановился на представлении действующих в нем крупнейших национально-культурных общественных организаций, отметив при этом, что "сегодня делом возрождения национальных культур народов занимается более десятка обществ" .

"Вольная Кубань" от 12 сентября представила репортаж о краевом совещании, посвященном результатам реализации государственной программы "Русский язык". Центральной темой мероприятия стало рассмотрение вопроса о русском языке как языке межнационального общения. Автор публикации вслед за участниками совещания констатировал, что в крае " всегда проживало множество людей самых разных национальностей, для которых русский язык все-таки не был родным, в школах возникали трудности с обучением русскому языку таких ребятишек " . По мнению выступавших, порой именно нехватка языковых знаний мешает жить и работать представителям проживающих в крае национальных меньшинств. Представители краевой администрации обещали всяческое содействие мероприятиям по обучению русскому языку, и, прежде всего, обеспечить соответствующими пособиями учеников национальных школ. " Чем лучше люди разных национальностей в многонациональном крае владеют русским языком, тем меньше у них возникает проблем в межнациональном общении" .

Одной из центральных тем осенних публикаций краснодарской прессы было обсуждение строительства дамбы на косе Тузла в Темрюкском районе и сопутствующего ему кризиса в российско-украинских отношениях. В СМИ развернулась кампания по легитимизации действий краевой администрации и высказанному губернатором мнению об исторической принадлежности современного острова Тузла (сейчас является территорией Украины) Краснодарскому краю. Отрадно отметить, что дебатирование данной проблемы не сопровождалось актуализацией дискурса межэтнических отношений, использование этнических категоризаций было минимальным. Красной нитью проходила идея дружбы двух народов, добрососедских отношений между ними. Однако попытка организаторов пропагандисткой кампании не допустить разжигания межэтнической розни порой принимала уродливый характер. Во всех краевых газетах были опубликованы результаты проведенного по инициативе крайадминистрации соцопроса об отношении жителей края к строительству дамбы, проиллюстрированные дословными комментариями респондентов. Проструктурированы данные реплики были по этническому признаку: 15 фраз приписывались русским и 5 – украинцам. Не стоит и говорить, что все они всецело поддерживали действия губернатора, не допуская и нотки критики. Типичной позицией русских можно считать слова: "Территория России, идет укрепление берегов. Территорию границ надо укреплять" . Аналогично расценивали ситуацию и украинцы: "Это наша, российская часть и потом ограждает Тамань, чтоб людей не подтопило" . Подтвердить отсутствие напряженности предназначалось словам украинца: "Два братских народа должны жить дружно, и вообще нужно сообщение между Краснодарским краем и Украиной" .

Обсуждение тузлинской проблемы подтолкнуло некоторых журналистов к дебатированию вопроса о социально-политической ситуации в Крыму. "Кубань сегодня" от 21 ноября представила точку зрения все того же М. Беглецова о деятельности крымско-татарских националистов. "Что они сегодня делают? Развернули среди крымско-татарского населения агитацию и пропаганду по усилению социальной и национальной напряженности в регионе. Людей, вернувшихся на историческую Родину, призывают "захватывать свою землю, пока не поздно" . В качестве примера автор приводит события в г. Алушта. "Когда страсти вокруг Тузлы были в самом разгаре, экстремисты захватили участок алуштинского берега и объявили, что построят здесь мечеть и медресе. Горсовет Алушты собрался для обсуждения чрезвычайного положения. На заседание явился мулла в сопровождении дюжих татарских парней. Мулла заявил, что будет так, как они решили, и татары покинули зал" .

Активизация деятельности крымско-татарских лидеров связывается с политикой западных государств в регионе. Именно последние предстают как главные зачинщики разжигания межэтнической конфронтации. "Не секрет, что радикальные националистические организации напрямую связаны с Турцией и США, которые через всякого рода фонды и гранты финансируют радикальные группы в Крыму. На словах финансовые потоки предназначены на "поддержку культурного развития" крымских татар, на деле же эти деньги "работают" на организацию пропаганды идей избранности крымско-татарского народа, наличия у него "особых" прав на Крым и на поддержку ваххабизма" .

В итоге автор в очередной раз продуцирует "теорию мирового заговора", раздвигая границы рассматриваемого вопроса до уровня глобального противостояния. "Пока братья-славяне делят Керченский пролив и реконструируют каждый со своей стороны косу Тузла, пока Киев демонстрирует неуступчивость, южный берег Крыма может отчалить в сторону Турции. А там, смотришь, на полуострове высадятся турки в качестве передового отряда НАТО. Тем более, что Турция в последнее время делает серьезный крен в сторону исламского фундаментализма" .

Конфликтологическая модель социальной реальности продолжает оставаться доминирующей в журналистском дискурсе, да и не только в нем. Мир мыслится исключительно как противостояние неких сил. Постулирование этничности как фундаментальной характеристики этого мира, как одним из основных, если не основным, классификационным основанием его неизбежно приводит к "проблемному" восприятию межэтнических отношений. Так что одними приемами политкорректности такой дискурс не изменить.

Политический дискурс

В сентябре в центре краевого политического дискурса находилось дебатирование проблем борьбы с терроризмом, связанное с реакцией общества на взрывы в Краснодаре в конце августа. Главной темой обсуждения стало ужесточение миграционной политики. Данный вектор задал глава администрации края А. Н. Ткачев. 5 сентября на совещании руководителей структурных подразделений милиции он заявил, что недавние взрывы - "дело рук негодяев, которые пришли извне" . По его словам, в ряде районов края население буквально стонет от засилия "пришлых", которые не хотят считаться ни с нашей культурой, ни с обычаями, ни с правами коренных жителей. Все усилия милиции губернатор призвал направить именно на борьбу с незаконными мигрантами. "Для этих людей Кубань – не родина, а место наживы, реализации своих корыстных планов. Надо лишить их возможности закрепиться в крае. Нынешняя практика, когда сотни тысяч зарубежных "гостей" "гуляют" где им вздумается, а выдворяется всего 26 человек, не дает ожидаемых результатов. Мы должны использовать всю силу закона для выдворения из края незаконных мигрантов" .

6 сентября губернатор провел расширенное селекторное совещание с руководителями краевых силовых ведомств, начальниками окружных управлений внутренних дел Краснодара, главами городов и районов края. И вновь в центре внимания оказался мигрантский вопрос. Большинство выступивших участников совещания подчеркивали, что зачастую именно незаконные мигранты подпитывают теневую экономику, занимаются наркобизнесом и активно участвуют в преступных группировках. В качестве мер борьбы с этим А. Н. Ткачев предложил усиление проверок паспортного режима и сомнительных фирм-однодневок. Этнический фактор данных действий, отметил губернатор, не должен быть определяющим. "В то же время надо понимать, что мы боремся не с людьми какой-то определенной национальности, а с незаконной теневой миграцией. У преступников нет национальности" .

Однако тот факт, что именно этнические категоризации господствуют в практиках силовых структур отчетливо проявилось на координационном совещании руководителей правоохранительных органов края, состоявшемся 30 сентября и получившем широкое освещение в прессе. Так, старший советник прокурора края В. Гончаров отметил, что "в последнее время наибольшую опасность таит в себе усиление этнических преступных группировок". По мнению сотрудников ФСБ, еще одной "бомбой замедленного действия может стать изменение национального состава районов, граничащих со Ставропольским краем и Карачаево-Черкесией за счет массового притока мигрантов из закавказских республик".

Можно констатировать, что для краевого политического дискурса увязка миграции и криминальной деятельности выступает основной характерной чертой. Такую его направленность задает, прежде всего, сам губернатор А. Н. Ткачев, примером типичной позиции которого могут служить следующие слова: "В край стремятся беженцы со всех уголков бывшей страны. Эти люди в большинстве своем не хотят работать, ведут паразитический образ жизни, занимаются воровством, распространяют наркотические вещества". Постоянно подчеркивается неважность для действий краевых властей этнического признака мигрантов и отсутствие в крае этнической дискриминации, что обосновывается фактом проживания здесь представителей множества этнических групп. В частности вице-губернатор края М. К. Ахеджак так вербализовал данную позицию. "На сегодняшний день в Краснодарском крае насчитывается более 120 национальностей, и то согласие, которое есть между ними, очень важно. Человек не должен иметь какие-либо ограничения или преимущества из-за своей принадлежности к той или иной расе. Нас в администрации также работают люди самых разных национальностей, но органы власти у нас формируются совсем не по этому признаку". Однако когда речь заходит о конкретных примерах миграционной политики краевых властей, то дискурс сводится к оперированию этническими категориями, и его объектами оказываются, прежде всего, турки-месхетинцы, курды, таджики. Тот же М. К. Ахеджак констатирует: "Что касается турок-месхетинцев, то позиция губернатора по этому вопросу известна, и наша политика в этом отношении останется жесткой. Сейчас мы активно добиваемся того, чтобы Грузия выполнила свое обещание вернуть турок-месхетинцев на родину, которое она давала при вхождении в ООН. Работа в этом направлении ведется постоянно".

Основную проблему в сфере межэтнических отношениях краевые политики склонны видеть в пассивности федеральной власти. Данная идея стала краеугольной в выступлениях членов краснодарской делегации на семинаре-совещении по проблемам законодательного обеспечения реализации государственной национальной политики, прошедшем в октябре 2003 г. в Сочи с участием председателя Госдумы Г. Н. Селезнева. В своем докладе председатель ЗСКК В. А. Бекетов, подняв вопросы в отношении ситуации турок-месхетинцев и абхазских беженцев, отметил, что "их решение зависит не столько от краевых, сколько от федеральных властей. Эффективное законодательство в сфере межнациональных отношений призвано давать правовые ответы не только на уже свершившиеся события или регулировать уже текущие процессы, но обязательно должно носить упреждающий характер. А пока решение вопросов межнациональных отношений отдано на откуп субъектам Российской Федерации. Это неправильно". Ситуации обострения межэтнических отношений имеют прежде всего социально-экономические корни, и эффективные действия именно в данной сфере способствуют поддержанию спокойствия и стабильности. "Национальные проблемы - это не только та национальность, которая записана в свидетельстве о рождении или паспорте, а более широкое понятие. Это и уровень состояния экономики, развития территории, и уровень развития образования, культуры и так далее. И если бы каждый из нас не занимался этими проблемами у себя на территории, если бы не тратил свое здоровье и время, то ситуация была бы значительно хуже, чем она складывается сегодня".

В. А. Бекетов внес предложение о создании в структурах исполнительной власти на федеральном уровне полноправного органа государственной власти по делам национальностей, поручив ему координацию работы всех министерств и ведомств по национальному вопросу. "Лучше, если его будет возглавлять руководитель в ранге заместителя Председателя Правительства РФ. Нам нужен настоящий координатор на уровне федерального центра". Также члены краснодарской делегации внесли ряд предложений по решению проблем нелегальной миграции, в частности, касающихся введения визового режима въезда на территорию России из государств СНГ, а также по выработке механизмов реализации национальной политики, направленной на возрождение и приумножение духовных и культурных ценностей, сохранение культурно-исторического многообразия народов Юга России. "Я убежден, что залогом стабильности и развития добрососедских отношений в регионе должен стать принцип гармоничного развития народов, но не за счет соседей" , - подчеркнул В. А. Бекетов.

Значимым событием для политической жизни края в данный период явилась избирательная кампания в Государственную Думу РФ. Обращение авторов предвыборных воззваний и иных материалов к дискурсу этничности стало одной из характеризующих ее черт. Особую активность в этом проявили сторонники коммунистических идеологий. Так председатель КОНПД "Отечество" (Кондратенко) Н. Денисов выступил в прессе с пространной статьей, в которой представил оценку ситуации в крае и стране и желаемый путь дальнейшего их развития.

Основной итог истории России в ХХ веке автору видится в том, что "плодами революций 1917 и 1991 гг. воспользовались в первую очередь одни и те же антирусские, антинародные силы космополитов, приведшие страну через гражданскую войну и межнациональные конфликты к падению вначале Российской Империи, а затем и СССР, геноциду многонационального Отечества". Только Кубань всегда стремилась противостоять этим разрушительным действиям. Связано это с тем, что край является казачьим, а "казачество всегда было самой патриотически настроенной частью русского народа". Именно поэтому социальное противостояние принимало в крае наиболее жестокие формы, заставляя противную сторону раскрывать всю свою сущность. "Казаки всегда были костью в горле у врагов России. Не случайно казачество долго не принимало советскую власть, справедливо видя в ней антирусскую диктатуру Троцкого-Бронштейна, развязавшего вместе со Свердловым кампанию "расказачивания". Не случайно те первые большевики так ненавидели казаков и уничтожили их самым жестоким образом, натравливая на казаков рабочих и крестьян из центральной России, составлявших основу Красной Армии. Поднявшиеся на волне народной революции "богоизбранные" лидеры страшно боялись казачества как самой мощной организованной силы".

Скрываясь за эвфемизмы, лидер политического движения настойчиво продвигает идею этнической категоризации субъектов социальных действий. Поэтому дальнейшее его обращение к теме межнациональных отношений представляется вполне естественным. Основанием для рассуждений автора выступает тезис о том, что поскольку в крае проживали и проживают представители множества различных групп, то ксенофобия здесь невозможна. "Кубань - многонациональный край. Здесь проживает более 120 национальностей, потому мы, как никто другой, понимаем опасность национализма и вражды между народами". Это типичный для краевых политиков дискурсивный прием, посредством которого демонстрируется приверженность толерантности и отсутствие предубежденности. Без него не обходится практически ни одно их выступление. Только выдав сам себе индульгенцию, автор переходит к представлению своей точки зрения. "У кубанцев огромный опыт межнациональных отношений. Казаки сотни лет живут рядом с самыми разными народами. Бывало, конечно, разное, но в целом коренные народы научились жить сообща и мирно. И в этом соседстве разных народов огромное значение имеет русский фактор". Таким образом, ключевыми моментами концепции выступают постулаты о разделении населения на коренное/некоренное и необходимости доминирования категории "русского".

Иерархизация жителей края по степени их укорененности выступает легитимирующим началом для миграционной политики краснодарских властей, ибо защита прав "коренных" провозглашается главной ее целью, которая оправдывает все средства. "Действия администрации Краснодарского края в сфере борьбы с незаконной миграцией не носят националистического характера, а направлены на отстаивание прав коренного населения Кубани всех национальностей. Кубань - жемчужина России, а потому притягивает к себе очень многих. В результате неурегулированность миграционных процессов приводит к ущемлению прав коренных жителей, ведет к развитию межнациональной напряженности и конфликтов. Безусловно, краевая власть обязана на это реагировать, и она всегда реагировала адекватно".

Однако сомнения в этом есть, видимо, и у самого автора, ибо в итоге он призывает решать миграционный вопрос так, чтобы "не расколоть Россию по национальному признаку, сохранить межнациональный мир и дружбу народов". Достичь этого предполагается посредством специфического кодирования категории "русского". "Ведь русская идея - это многонациональная идея. Россия формировалась, впитывая в себя самые разные народы и этносы. Россия - страна евразийская, объединившая в себе Восток и Запад, и уже поэтому у нас невозможен тот примитивный национализм, который пытаются приписать патриотам России, в том числе через пресловутый "красный пояс". Примером реализации данной идее, по мысли автора, выступают "кубанцы". "Многонациональная среда Кубани формирует особый тип характера, воспитывает национальную гордость, чувство собственного достоинства и умение уважать людей другой национальности. И здесь многим в России стоило поучиться у кубанцев. Именно национальная гордость и чувство собственного достоинства кубанцев позволили сформировать в крае патриотическую власть, вот уже много лет действующую вопреки разрушительному диктату Москвы".

Опыт социально-политического развития края на рубеже XX - XXI веков предлагается распространить на всю страну. Светлое будущее связывается с мобилизацией традиционалистских идей, костяк которых составляет великодержавный национализм. "Залог возрождения России мы видим в патриотической, национально ориентированной, опирающейся на традиционные ценности политике, впитавшей в себя все лучшее из нашего богатого исторического опыта. Опора на традиционные ценности особенно важна сегодня, в период массированного наступления глобализма, стирающего национальные особенности, а значит, и культуру людей, превращая их в одинаковых, сделанных как под копирку, духовно бедных индивидов. Реальное сопротивление этому курсу, проводимому мировыми финансовыми центрами, может осуществляться только на патриотическом, национальном поле".

Выступил с агитационными воззваниями и сам Н. И. Кондратенко, вошедший в тройку лидеров избирательного блока КПРФ. Свое обращение он адресовал прежде всего русским, а также другим "коренным народам". Значение предстоящих выборов представляется автору однозначным. "На этих выборах решается: или мы - русские, другие коренные народы - побеждаем, или теряем национальные интересы и обрекаем себя на рабство". Соответственно участниками предвыборной борьбы являются две силы. С одной стороны - патриоты, для которых главное "спасать Россию как независимое государство, спасать от уничтожения русский народ". С другой - "мировая закулиса вместе с "пятой колонной". Ее представляют дорвавшиеся до власти "перевертыши, чуждые нашей культуре, ненавидящие все русское".

Призывая голосовать за коммунистические силы, Н. И. Кондратенко выступает с переоценкой роли данной партии в российской истории. "Расказачивали и раскулачивали Россию те же космополиты и сионисты. Они морили голодом наших отцов и матерей, обвиняя их в саботаже, взрывали православные храмы и, по их же хамскому выражению, "задирали подол матушке-России". Это они уничтожили наших предков в лагерях ГУЛАГа. Потомки этих злодеев переложили их вину на русских коммунистов военного и послевоенного времени". Классовая идея окончательно уступает свое место националистической.

Активно продуцировали дискурс этничности в ходе своей избирательной кампании и представители ЛДПР, избрав для своих воззваний лозунг "Мы за бедных, мы за русских". Дебатированию так называемого "русского вопроса" отводится доминирующее положение как при анализе складывающейся в стране ситуации, так и в предполагаемых действиях. Агитационные материалы провоцируют комплекс ущербности у предполагаемого избирателя и актуализируют его ксенофобные установки. "Быть русским в "демократической" России не просто тяжело. Быть русским - еще и унизительно. Еще и не престижно. Нас заставляют оправдываться даже за наши победы". В соответствии с этим предлагается вариант будущей политической активности. "Мы создадим новую идеологию патриотизма и высшей ценности нравственной личности. "Русский" - это звучит возвышенно и гордо! Весь мир должен знать: именно русские, их светлый ум, духовная сила, способность на нравственный подвиг спасут Россию и человечество в тяжких испытаниях грядущих десятилетий".

Обращаясь к актуальной для края проблематике, лдпровцы поднимают миграционный вопрос, демонстрирую откровенно ксенофобную позицию. "ЛДПР требует выдворить из Краснодарского края всех нелегальных мигрантов, так как в поисках лучшей жизни на Кубань устремилось огромное количество представителей других национальностей. Это ухудшает качество жизни русского населения". И даже позитивное уточнение в отношении граждан России, которое должно подчеркнуть державность партии, демонстрирует шовинистическую снисходительность. "Представители других национальностей, имеющие гражданство Российской Федерации, также имеют право проживать на Кубани при условии неукоснительного соблюдения законодательства РФ и Краснодарского края".

Примечательной характерной чертой данной избирательной кампании явилась практика распространения анонимных листовок, порочащих кандидатов в депутаты. Особенностью нынешних фальшивок стало отведение в них заметного места "этнической информации". Ставка делалась на использование ксенофобных предубеждений избирателей, поэтому основным приемом выступило приписывание или актуализация принадлежности кандидатов к негативно воспринимаемым этническим группам, которое якобы ими скрывается. Так Каракай Михаил Сергеевич упоминается как "Караксон Моисей Соломонович" , а Измайлов Владимир Закирович - как "Измаил-хасан-оглы Чингиз Закирович" .

Манифестация этничности как основополагающей характеристики кандидатов в депутаты позволяет авторам листок при желании перевернуть такую ситуацию наоборот. В качестве аморального поведения будет рассматриваться отсутствие публичной демонстрации у обвиняемого лица чувства комплиментарности к "своей" группе. В таком случае кандидат обвиняется в отсутствии патриотизма, отказе от корней, а, в конечном счете, в предательстве. "Странно, но почему-то почти во всех агитационных материалах скрывается за буквой "А" полное отчество Бориса Анушевановича Казакова. Кубанский лидер Союза армян России (САР) Наири Оганисян неоднократно высказывал претензии доктору Казакову за то, что он публично скрывает свою национальность. К этим претензиям присоединилась и мусульманская диаспора Краснодара, ведь его мама, Уракчеева Марианна Хасановна, никогда не скрывала свое предпочтение Корана перед Библией" .

Однако последним доводом по-прежнему остается махровый антисемитизм. Особенно в отношении публичных политиков. "Начнем все по порядку. Родители: мать Ханкоева - армянка, отец - Матвей Изральевич Витексон - еврей. Правильная фамилия Ханкоева - Витексон. В детстве его так и звали "Мотя - жиденек". Родители изменили ему фамилию и в паспорте поставили штамп - русский. Но ведь как говорят в народе: "А рожу ведь никуда не денешь, не скроешь" .

Укоренившееся эссенциалистское понимание этничности не может не вылиться в ксенофобию.

В докладе о политическом дискурсе использовались материалы следующих газет:

  1. Краевые новости. – 2003. – N 33.
  2. Краснодарские известия. – 2003. – 6 сентября.
  3. Вольная Кубань. – 2003. – 1 октября.
  4. Кубанские новости. – 2003. – 16 октября.
  5. Кубанские новости. – 2003. – 5 сентября.
  6. Краснодарские известия. – 2003. – 17 октября.
  7. Кубань сегодня. – 2003. – 3 сентября.
  8. Кубань сегодня. – 2003. – 28 ноября.
  9. Пионер Кавказа. – 2003. – N 47.