Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

МИР РАЗЛИЧИЙ
Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ

Оглавление

Часть 2

ФИСТАШКИ

Возраст: любой

Продолжительность: 15 мин.

Цели:

  • подготовить участников к дальнейшей работе;
  • поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

Ход занятия:

раздайте детям по две фисташки в скорлупе и попросите пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка "магической" атмосфере. Многое здесь зависит от тона вашего голоса.

Попросите участников ответить на следующие вопросы (Старших - в парах, для младших - групповое обсуждение):

  • какие фисташки на ощупь?
  • А КАКИЕ ЛЮДИ НА ОЩУПЬ?
  • Как бы вы описали скорлупу?
  • КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО?
  • У фисташек одинаковые размер и форма?
  • А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЕ РАЗМЕР И ФОРМА?
  • Фисташки одного цвета?
  • А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА?
  • Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?
  • А ЛЮДИ МОГУТ ЛОМАТЬСЯ И ТРЕСКАТЬСЯ?
  • Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук?
  • А КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЮТ ЛЮДИ?
  • Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?
  • А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ?
  • Съешьте фисташки. Какие они на вкус?
  • МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ВКУС?
  • Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие?
  • А МОЖНО ЛИ ПОСТУПАТЬ ТАК С ЛЮДЬМИ?

СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Возраст: любой

Продолжительность: 1 час.

Цели:

  • актуализировать и проработать чувства, которые возникают у участников при встрече с непохожими на них людьми;
  • дать участникам возможность увидеть положительные стороны такой встречи;
  • дать участникам возможность "общения" с непохожими на них людьми в безопасной обстановке.

Ход занятия:

  • Сидя в кругу, попросите участников вспомнить случай, когда на улице или в общественном месте они увидели человека, не похожего на всех остальных. Постарайтесь
    навести их на мысль о представителях различных меньшинств (цыганах, таджиках, гомосексуалистах и т.д.). Пусть участники поделятся своими историями с группой и рас
    скажут не только про необычных людей, но и про то, как на них реагировали окружающие. Попросите участников также описать их собственные чувства.
  • Попросите каждого из участников придумать человека, который будет ему полной противоположностью.
    • Какой этот человек?
    • Как он выглядит? Какой он национальности?
    • Сколько ему лет? Какая у него религия?
    • Чем он занимается? Как он проводит
    • Что он любит? свободное время?
    • Чего он не любит? Где он живет?
    • Какой у него характер? Какая у него семья?

Пусть участники нарисуют придуманных людей или опишут их на бумаге (решите сами, что больше подойдет вашей группе).

Позвольте нескольким или всем участникам (в зависимости от размеров группы) представить своего "странного человека". Задайте им дополнительные вопросы: Почему ваш "странный человек" стал непохожим на вас? Как вы к нему относитесь? Какие чувства вы бы испытали, если бы встретились с ним?

Теперь попросите всех участников найти три вещи, которые могут быть общими у них со "странным человеком".

Обсуждение:

Как люди обычно реагируют на тех, кто на них непохож? Почему? Что бы было, если бы все люди были похожи друг на друга? Непохожие на нас люди кажутся нам странными. А мы им? Что может принести нам общение с непохожими на нас людьми?

Домашнее задание Покажите ваши письма или комиксы группе.

КОГО Я БОЮСЬ

Возраст: любой

Продолжительность: 30 мин.

Цель:

  • выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками;
  • изучить природу этих страхов;
  • придать участникам уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными.

Вам понадобятся: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка

Это упражнение имеет смысл проводить в группе с уже сложившимися теплыми и до­верительными отношениями.

Ход работы.

  • Напомните участникам, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, поставить нам двойку, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве.
  • Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги. Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.
  • Покажите группе "шляпу страхов".
  • Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы.
  • Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе.
    • испытывает ли он тоже этот страх?
    • почему у человека может появиться такой страх?
    • оправдан ли этот страх?
    • если нет, то почему?
    • что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?

Обсуждение.

  • почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем?
  • может быть, кто-нибудь боится нас?
  • всегда ли эти страхи оправданы?
  • могут ли различия быть пугающими?
  • как научиться не бояться различий?

Домашнее задание - попросите родителей напомнить вам, чего вы боялись, когда были совсем маленьким. Подумайте, почему вы уже не боитесь этих вещей.

МИР РАЗЛИЧИИ.

Возраст: любой

Продолжительность: 1,5 часа

Цель:

  • на практике осознать преимущества разнообразия в обществе;
  • улучшить процессы коммуникации в группе.

Вам потребуется набор синих карандашей или фломастеров, набор красных карандашей или фломастеров, набор зеленых, и т.д. (4 - 8 цветов) и маленькие наклейки таких же цветов. При этом наклеек каждого цвета - разное количество. Один из цветов должен быть представлен только одной наклейкой.

Ход работы.

Наклейте на каждого участника одну из наклеек. Выбор цветов должен быть случай­ным. Участники должны без слов собраться в группы по цветам. Раздайте каждой группе карандаши ее цвета и листы бумаги. При этом каждый участник получает собственный карандаш, который он не имеет права никому отдавать. Дайте участникам задание нарисовать улицу города. Скажите, что задание - конкурсное, и победившая группа получит приз. Дайте группам небольшое время на выполнение задания.

Во время первой части занятия очень важно создать ощущение жесткого соревнования между группами, чувство соперничества и конкуренции, которое участникам придется преодолеть потом. Для этого нужно попросить их придумать название своей группы, которое будет включать их цвет. Пусть часть группы поработает над лозунгом, пока все остальные рисуют.

В качестве жюри пригласите учителей или старшеклассников. Договоритесь с ними заранее. Позвольте группам представить свое название, лозунг и картину. Жюри смотрит выступления всех команд и ставит всем группам одинаково низкий балл Вы объявляете, что приз не получает никто. Спрашиваете собственное мнение участ­ников о причинах таких результатов. Когда группа приходит к мнению, что все дело в том, что рисунки одного цвета, скажите, что даете всем дополнительное время, чтобы они могли что-нибудь придумать. Вы можете незаметно направлять участников к принятию решения об объединении.

Когда участники, наконец, образуют группу разных цветов, дайте им еще бумагу, что­бы они могли нарисовать разноцветный город. Попросите каждого участника сделать вклад в рисунок, независимо от того, насколько хорошо он рисует. Выдайте всем участникам группы маленький приз (например, конфету). Повесьте получившуюся картину на стену в классе или коридоре. Придумайте ей название.

Обсуждение. Часть 1:

  • трудно ли было найти людей своего цвета?
  • что чувствовали члены самой многочисленной группы?
  • что чувствовали все остальные, когда нашли "своих"?
  • что чувствовал участник, который остался один?
  • что участники чувствовали в отношении других команд? Хотелось ли им победить, доказать, что они лучше, и т.д.?
  • что они почувствовали, когда все получили одинаково низкий балл?
  • трудно ли было договориться и начать рисовать вместе?
  • получилась ли совместная картина лучше, чем те, которые были нарисованы одним цветом?

Часть 2:

  • Приведите пример "красных", "зеленых" и "синих" в обычной жизни.
  • Разные люди могут приносить различную пользу обществу. Приведите пример, как разнообразие учеников в вашем классе делает жизнь более интересной.
  • В вашем городе живут люди разных национальностей, интересов, разного происхождения. Приведите примеры, как жизнь вашего города становится интереснее благодаря разным людям.

А Я СЧИТАЮ...

Возраст: любой

Продолжительность: 30-40 мин.

Цели:

  • осознать возможность сосуществования различных мнений;
  • осознать ценность собственного мнения, отличного от других;
  • научится правилам корректной дискуссии.

Ход занятия:

Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нари­сованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения.

Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения, и каждый должен стать на сторону "плюса" или " минуса". Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы ре­комендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы): Для младших детей:

Лучше играть в футбол, чем в баскетбол.

  • Весна лучше осени.
  • Самый классный мультик- "Покемон".
  • Самый важный предмет - математика.
  • Играть "в компьютер" веселее, чем смотреть телевизор.
  • Лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше.
  • Самое прекрасное домашнее животное - кошка.

Для старших детей:

  • Не иметь высшего образования - стыдно.
  • Самая классная музыка - хип - хоп.
  • Кока-кола вкуснее фанты.
  • Заниматься рыбалкой - старомодно.
  • Изучать иностранный язык легче, чем физику.
  • Война - это всегда плохо.

Обсуждение:

Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что поп поводу зачитанных утверждений различные мнения имеют право на существование. Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? О чем спорят взрослые? На все ли вопросы, о которых они спорят, можно ответить однозначно? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОВАРЬ

Возраст: от 10 лет

Продолжительность: 40-60 мин.

Цель:

  • исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности;
  • исследовать разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми;
  • улучшить процессы коммуникации в группе.

Вам понадобятся: список понятий, бумага и ручка для каждой команды.

Ход работы.

Разделите участников на небольшие группы. (3-4 человека). Дайте каждой группе несколько листов белой бумаги и карандаши.

Вызывайте к себе по одному представителю от каждой группы. Тихо сообщайте им слово-задание.

Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют им это слово. Цель группы - догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. Вторая группа - на балл меньше, и т.д. К вам подходят следующие участники, и игра продолжается.

Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме

Сначала удостоверьтесь, что участники группы знакомы с предлагаемыми понятиями. После завершения игры и подсчета баллов, попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова. Обсуждение:

  • было ли трудно угадывать?
  • а рисовать?
  • какие слова удались легче, какие - труднее?
  • почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному?
  • что отражается в том, как люди рисуют слова?
Оглавление