Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

МИР РАЗЛИЧИЙ
Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ

Оглавление

Часть 3

РАЗРЫВ ШАБЛОНА

Занятия этой части предназначены для того, чтобы предложить участникам группы ситуацию, серьезно отличающуюся от их личного опыта. Переживание такой ситуации позволит участникам пересмотреть свою точку зрения (в данном случае) на меньшинства и способствует развитию толерантности, расширению возможностей восприятия вообще. Эти упражнения требуют достаточно большего по сравнению с другими искусства ведущего. Вам понадобится стать немного актером и немного психологом. Кроме того, вам потребуется чуткость и такт. Большая часть этих упражнений построена на принципе, что определенная часть участников группы становится дискриминируемым меньшинством. Иногда в вашей группе могут присутствовать представители реальных меньшинств. Кто-то из них может быть настолько чувствительным в дискриминации, что заподозрит вас в ней, если попадет в "игровое меньшинство". Этого хотелось бы не допустить, особенно с младшими детьми.

РАЗНЫЙ СТАРТ

Возраст: любой

Продолжительность: 40 мин.

Цели:

  • познакомить участников с чувствами, которые испытывает человек, попавший в чуждую ему культуру;
  • обсудить возможные реакции человека на такую ситуацию;
  • обсудить вещи, которые мы можем сделать, чтобы помочь такому человеку.

Вам понадобятся: журналы для коллажа, ножницы, клей, бумага, угощение

Ход работы.

Вам потребуется придумать какое-нибудь простое творческое задание. Например, принесите старые журналы, ножницы, бумагу и клей. Тогда заданием станет изображение коллажа.

Разделите группу на четыре части произвольным образом. Раздайте каждой команде материалы. Рассадите их в разных частях класса. Подойдите к первой команде и тихо скажите "сделайте коллаж, изображающий весну". Также тихо попросите вторую группу изобразить осень, третью - лето.

Подойдите к четвертой группе и скажите "Од авдарку мо парстахи кам". Не отвечайте ни на какие вопросы представителей 4-й группы. Охотно помогайте остальным участникам.

Через какое-то время пройдитесь по классу. Подойдите к каждой подгруппе. Посмотрите на работу первых трех групп. Дайте несколько советов. Похвалите работу участников.

Подойдите к 4-й группе. Искренне возмутитесь, что они еще ничего не сделали. Поругайте участников. Возмущенно сядьте на место.

Осведомитесь у первых трех групп, сколько времени им еще потребуется. Удостоверьтесь, что первые три группы закончили работу. Похвалите их. Повесьте их работы на доску. Подведите участников 4-й группы к "выставке". Покажите им работы других участников со словами "Вот видите, как другие работают". Наградите участников первых трех групп каким-нибудь вкусным призом. В течение всего занятия члены групп не имеют права общаться друг с другом Участники четвертой группы не получают награды.

Обсуждение.

Начните обсуждение с раздачи вкусных призов членам 4й группы.

  • позвольте им спонтанно выразить свои чувства;
  • что они почувствовали, когда получили непонятное задание?
  • как развивались события, как менялись их ощущения в связи с этим?
  • что они чувствовали, когда их ругали и игнорировали?
  • что они почувствовали, когда не получили вкусных призов?
  • как чувствовали себя члены остальных групп?
  • хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или им, наоборот, было при
    ятно, когда их хвалили, а другую группу ругали?
  • почему никто не нарушил запрет на общение между группами и не помог членам четвертой группы (в этом вопросе присутствует элемент провокации). Если вам скажу "так вы же запретили нам общаться!", спросите "ну и что бы случилось, если бы вы нарушили мой запрет?")
  • если кто-то все же решился помочь 4й группе, спросите, что его заставило так поступить?
  • что дало группе это упражнение?
  • как себя чувствуют люди, приехавшие к нам из другой страны и не понимающие правил нашей культуры и слов нашего языка?
  • делает ли общество для них поблажки?
  • как ведут себя члены общества по отношению к ним?
  • можно ли что-то изменить в нашем поведении и в обществе, чтобы сделать жизнь этих людей легче?
  • нужно ли что-то менять?
  • кто еще является "четвертой группой" в реальном мире (напомните о людях, происходящих из деревни и приехавших в город, о выходцах из бедных семей и т.д.)?

Домашнее задание:

Спросите старших членов своей семьи, с какими трудностями им приходилось сталкиваться, когда они только начинали искать работу, поступать в институт, переезжал" в другой город и т.д. Были ли вокруг них люди, которым было гораздо легче.

Подумайте, кому из ваших знакомых может быть труднее учиться, отдыхать, находить себя в жизни из-за их ситуации в семье и других причин

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ

Возраст: от 9 лет

Продолжительность: 40-60 мин.

Цели:

  • осознать культуру как совокупность норм и запретов;
  • осознать относительность этих норм и их разнообразие в разных культурах;
  • дать участникам возможность испытать ощущения чужака в незнакомой культуре.

Ход работы.

Выберите нескольких человек и попросите их выйти из класса. Они станут "иностранцами" (Попытайтесь, чтобы это оказались активные участники группы или лидеры) Ознакомьте группу с правилами:

Перед тем, как задать вопрос, нужно три раза кивнуть головой (если человек нарушает это правило - его надо игнорировать)

закончив разговор, нужно высунуть язык (если человек нарушает это правило - ему говорят "ты - самый скучный зануда")

никто не имеет право садиться на стулья, которые стоят посреди комнаты (если человек нарушает это правило - его исключают из игры)

Участников просят расставить стулья парами, лицом к лицу. Одна пара ставится посреди комнаты. Назначается дежурный, который следит, чтобы никто не садился на центральные стулья и исключает нарушителей. Попросите группу не рассказывать "иностранцам" о правилах, пока те их не нарушат.

Впустите "иностранцев". Теперь дайте всей группе задание. Каждый участник должен узнать о пяти других участниках три вещи, которые он до этого не знал, задавая ему вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет". Все беседы должны происходить на стульях. Закончив разговор, оба участника должны встать и перейти на другие стулья с другими участниками.

Спокойно следите за происходящим. Если "иностранцы" будут жаловаться, отвечайте "таковы правила".

Подождите, пока все выполнят задание и перейдите к обсуждению.

Обсуждение.

Объясните, что "задание", которое выполняли участники, не важно, гораздо важнее "правила" и столкновение с ними "иностранцев".

  • попросите каждого из "иностранцев" рассказать, что с ним происходило после входа в комнату;
  • быстро ли они поняли, что есть какие-то правила?
  • попытались ли они их выяснить, или стали интервьюировать других "иностранцев"?
  • что они чувствовали и делали, когда их игнорировали?
  • было ли им обидно, когда их обзывали?
  • удалили ли кого-нибудь из игры, и как поступил этот человек?
  • понравилось ли группе соблюдать "правила" и скрывать их от "иностранцев"?
  • есть ли правила в реальной жизни?
  • были ли чем-то полезны правила в классе?
  • всегда ли полезны правила, которые существуют в жизни?
  • кто придумал настоящие правила? Или их никто не придумывал?
  • почему в разных культурах эти правила отличаются (приведите примеры)?
  • как мы относимся к тем, кто нарушает эти правила?
  • всегда ли это заслуженно?
  • кто не знает правил реальной жизни (если группе необходима помощь, приведит примеры)?
  • что мы можем для них сделать?

ЧЕСТНАЯ ИГРА

Возраст: любой

Продолжительность: как минимум -1,5 часа.

Цель:

  • дать участникам возможность испытать несправедливость и дискриминацию;
  • выявить толерантность и солидарность в группе;
  • исследовать отношения меньшинства и большинства.

Вам понадобятся: инструкции жюри, доска для записи счета, две связки ключей, платки, рисунки треугольника в круге, воздушные шарики. Ход Работы Описание игры.

Это - игра на дискриминацию. Она с самого начала - нечестная по отношению к двум из трех команд. Жюри знает, сколько очков давать какой команде, и кто выиграет. Игра нужна для того, чтобы участники почувствовали дискриминацию на себе. Игра представляет собой соревнование трех команд. Решения о выигрыше - проигрыше и набранных очках принимает жюри (три человека - также члены группы). Цель каждой команды - набрать к 8-му раунду 20 очков. В противном случае они должны выйти из игры.

Игроки не знают, что игра заканчивается на 8-м раунде, и что правила созданы таким образом, что у одной команды шансы выиграть с самого начала выше чему других, и она выиграет в любом случае.

Первые три раунда создадут чувство солидарности с командой и впечатление честной игры.

Во время четвертого раунда команды впервые испытают несправедливость. Пятый раунд вновь воссоздает уверенность в возможности выигрыша для каждого. Пятый раунд, казалось бы, дает шансы уравнять счет, но это лишь иллюзия. На самом деле, отстающие команды отстанут еще сильнее, а побеждающие вырвутся еще дальше вперед. К концу 8-го раунда у двух групп не будет никакой возможности набрать 20 очков, то есть они выйдут из игры.

Участники не должны знать, что игра заканчивается восьмым раундом, иначе они потеряют желание играть.

Вы найдете инструкции, которые необходимо дать жюри и участникам. Сами вы выступаете как ведущий.

Не объявляйте участникам, что игра как-либо связана с дискриминацией, что у нее нечестные правила и что она закончится восьмым раундом.

Объясните, что сейчас вы будете проводить соревнование, и что цель каждой команды - набрать к 8-му раунду 20 очков. Скажите, что дальше смогут играть только те, кто наберет 20 очков или больше.

Выберите 3-х человек, которые будут исполнять роль жюри. Они должны быть хорошими актерами и уважаемыми членами группы. Дайте им инструкции и отошлите в другую комнату.

Случайным образом разделите оставшихся на три равные группы. Попросите участников выбрать название команды (пики, бубны, черви) Каждый участник должен налепить себе на грудь наклейку с символом своей группы. Раздайте наклейки. Каждая из команд должна сесть в свой угол комнаты. Первое задание - придумать слоган и кричалку.(Основная цель здесь -сплотить команды и повысить энтузиазм). Далее следует презентация слоганов и кричалок. Поговорите с жюри и убедитесь, что они поняли свою роль. Начните игру.

Раунд 1. Хвост дракона.

Каждая команда становится в "паровозик". Последний участник засовывает в задний карман платок. Участники бегают по комнате и цель - вытащить платки у других команд. Вытаскивать платок может только участник, который стоит первым. Хлопните в ладоши - игра началась. Через 1 минуту крикните, что раунд закончился. Жюри распределяет очки и объясняет свое решение. (В любом случае пики получат 3, червы - 2, бубны - 1).

Раунд 2. Игра "поймай меня".

Все участники становятся в круг. Каждый раз участник из одной команды ловит участника из другой команды. У обоих завязаны глаза, а в руках - связка ключей. Перед игрой каждого надо повертеть с завязанными глазами, чтобы они потеряли ориентацию. Когда "лов" звенит ключами, "жертва" должна отвечать. Вся игра проходит в полной тишине.

Объявите, что группа, набравшая больше всего очков в прошлом раунде, ловит представителя группы, набравшей следующее по кол-ву число очков. Представитель группы, которая была на втором месте, ловит представителя "самой проигравшей" в прошлом раунде команды. Потом представитель "самой выигравшей" в прошлом раунде команды ловит представителя "самой проигравшей" в прошлом раунде команды. Каждая "ловля" длится 45 сек. Если участника поймали, "ловчий" получает для своей команды 1 очко. Если нет - команда "жертвы" получает одно очко и жертва переходит в команду ловивших. Перед каждым раундом "поймай меня" желающие могут перейти в другую команду. Обратите внимание!!! Пики ловят черву Черва ловит бубну Пики ловят бубну

У бубны нет возможности ловить, поэтому им почти невозможно набрать очки. Даже если им это удастся, они потеряют игрока.

Раунд 3. Шарики.

Каждая команда садится в круг вокруг стола. В центре стола помещается воздушный шарик. Цель - всей командой дуть на шарик, чтобы он оставался в центре стола и как можно дальше от группы. Дуть начинают по вашему сигналу. Раунд заканчивается ровно через 1 минуту. Жюри объявляет счет за этот раунд и общий счет. Счет будет Пики - 5, червы -1, бубны - О

Наказание.

Скажите, что группа, у которой больше всего очков, должна распределить наказание между двумя другими группами. Одной группе нужно покрасить носы в красный, другой - завязать правую руку за спиной. Дайте пикам время подумать, как они распределят наказание. Выдайте им краску и веревочки и проследите, чтобы они распределили наказание. Наказание сохраняется до конца игры.

Раунд 4. Снова "поймай меня".

Участники имеют право перейти в другую команду перед раундом. В этот раз победитель каждого раунда получает 2 очка. Попросите жюри объявить счет.

Раунд 5. Шанс.

Объявите, что команда, которая займет первое место в этом раунде, умножит количество своих очков на 3, команда, занявшая второе место - на два, команда, занявшая третье место, останется с прежним счетом. Цель - убедить жюри предпочесть вашу команду. Время на подготовку речи - 2 минуты. Затем команды выступают перед жюри, сначала - пики, потом - червы и в конце - бубны. Жюри объявляет и объясняет свое решение.

(Пики получат 1-е место, червы - второе, бубны -третье)

Раунд 6. Снова "поймай меня", но теперь победитель получает 3 очка.

Раунд 7. "Китайские иероглифы".

Каждая группа садится в линию друг за другом в своем углу. Лицо каждого участника обращено к спине следующего. Выведите жюри, и объясните им, что сейчас они должны показать картинку пикам и червам и описать ее словами бубнам.

Жюри по очереди вызывает представителя от группы (последнего в каждой колонне), дают ему задание. Он должен передать фигуру сидящему перед ним участнику, нарисовав ее пальцем у него на спине. Этот участник должен нарисовать то, что понял на спине у следующего и т.д. Самый последний участник рисует картинку на бумаге и передает жюри. Жюри объявляет и объясняет свое решение. Счет за эту игру 3 у пики, 2 у червы и 1 у бубны.

Раунд 8. Снова "поймай меня".

На этот раз победитель получает 4 очка.

Перед раундом объявите, что это - последний шанс для участников перейти в другую группу, и что после этого раунда группы, которые не наберут 20 очков, выйдут из игры. После этого жюри объявляет счет, объявляет, какие группы выходят из игры и сердечно поздравляет группу-победителя.

Посмотрите на реакцию участников, дайте им время выразить свои чувства и сообщите, что на самом деле это - конец игры. Обсуждение.

В этой игре самым важным является обсуждение и оценка произошедшего и его связи с дискриминацией в реальной жизни. Если группа слишком большая, советуем провести обсуждение сначала в малых группах, а потом обсудить его результаты всем вместе.

Эмоциональный аспект:

  • какие вы испытывали чувства и как они менялись во время игры?
  • какие негативные чувства вы испытывали и почему?
  • что чувствовали пики, когда им приходилось распределять наказания?
  • что чувствовали другие группы, когда их "наказывали"?
  • какие чувства испытывали члены жюри в связи с той властью, которой они пользовались?

Правила игры.

- в чем на самом деле заключались правила игры (объясните участникам)?

Группы.

  • испытывали ли вы солидарность с членами своей команды?
  • а что вы чувствовали по отношению к членам других команд?
  • вопрос для тех, кто перешел в другую команду - каково было ощущать себя новичком в сплоченной группе?
  • насколько сильно каждому из участников пришлось адаптироваться к группе и правилам игры?
  • пытались ли вы ставить под сомнение правила игры или сопротивляться им? Что из этого получилось, и как вы себя чувствовали?
  • существует ли связь этой игры и реальности?
  • поговорите о таких вещах, как власть, дискриминация, меньшинства, несправедливость, приспособление к ситуации;
  • есть ил в вашем городе, школе, стране группы людей, которые находятся в менее выигрышном, чем все остальные, положении?
  • часто ли их обвиняют в их неудачах?
  • как можно изменить "правила игры"?

Примечания:

Всегда поддерживайте жюри, особенно в те моменты, когда группа протестует против их решений. Может случиться так, что игроки поймут, что игра ведется нечестно, и захотят прекратить. Уговорите их этого не делать. Однако не заставляйте их. Если большинство не хочет играть из-за того, что игра ведется нечестно, прекратите игру. Сам по себе факт ее прекращения может стать темой для обсуждения. Если игроки будут настаивать, им можно уступить в некоторых вопросах, например, дать одно лишнее очко бубнам во время "поймай меня". Изменения не должны повлиять на ход игры, а лишь создать иллюзию улучшения.

Инструкция для жюри.

Не рассказывайте никому о ваших инструкциях

Это - игра с нечестными правилами и самого начала ясно, кто победит. Вы должны делать вид, что игра - честная и все ваши решения - объективны и справедливы.

Участники думают, что игра будет продолжаться, пока кто-то не победит, и что им нужно набрать 20 очков к восьмому раунду, чтобы не вылететь и продолжить игру. Они не знают, что игра заканчивается 8м раундом. Вы должны мотивировать их к продолжению игры.

Раунд 1. наблюдайте за игрой.

После этого объявите результат - пики - 3, червы - 2, бубны - 1 и запишите его на доске. Чтобы объяснить результат, скажите что-нибудь типа "Пики старались больше всего, бубны слишком громко кричали, не соблюдали правила, и т.д.". Во время всей игры вам постоянно придется обвинять бубны в том, что они плохо играют, лениво соревнуются, и т.д.

Раунд 2

В этом раунде вы честно распределяете очки (по одному за каждую победу).

Раунд 3. Воздушные шарики.

Счет здесь будет: пики-5, червы - 1, бубны - 0. Вам снова придется объяснить свое решение разными причинами (например, пики сильнее старались, и т.д.).

Наказание - окажите помощь ведущему, если это понадобится.

Раунд 4. Снова "честный" раунд.

Огласите очки (по 2 очка за каждую победу).

Раунд 5. Выслушайте каждую группу.

Чтобы страсти не затихали, сначала сделайте общий комментарий обо всех выступлениях (как это обычно делает жюри) и лишь потом огласите счет. Счет пик утраивается, червей - удваивается, бубны остаются с прежним счетом. Объясните сое решение структурой речей, грамматикой, риторическими способностями выступавших и т.д.

Раунд 6. Каждая победа приносит команде 3 очка.

Раунд 7.

Ведущий даст вам картинку. Покажите ее пикам и червам, а бубнам опишите словами. Говорите с каждым представителям отдельно, чтобы они не догадались, что с ними обращаются по-разному.

Наблюдайте за группами и в конце огласите счет. Например, бубны слишком шумели, у пик самая точная картинка.

Раунд 8.

Не подавайте виду, что это - последний раунд. Победители получают 4 очка за каждую победу. Подсчитайте общий счет. Объявите, что такие-то команды выходят из игры. Поздравьте оставшиеся команды.

СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ

Возраст: любой

Продолжительность: все занятие (как мин. 1 час)

Цели:

  • показать участникам, что разные группы общества по-разному влияют на его жизнь;
  • дать участникам возможность побывать на месте этих различных групп:
  • показать преимущества равного влияния различных групп на жизнь общества.

Вам понадобятся: кусочки бумаги четырех цветов, деньги на угощение.

Ход работы.

Сообщите участникам, что сегодня после занятия вся группа получит угощение. Скажите, что вы колеблетесь между несколькими вариантами (например, мороженое, шоколадки или пирожные). Предложите участниками проголосовать. Раздайте равное число бумажек четырех цветов. Отличникам - серые. Хорошистам - белые. Троечникам и двоечникам - желтые. Попросите каждого нарисовать на бумажке его выбор. Соберите бумажки.

Начните какую-нибудь игру (например, в "крокодила"), сказав, что подсчитаете голоса позже.

Через какое-то время скажите, что вы собираетесь учитывать только желтые бумажки. Посчитайте их. Сообщите группе результат. Спросите, как ребятам нравится такая ситуация. Продолжите игру.

Через какое-то время скажите, что в принципе, можно посчитать и белые бумажки. Однако, вы собираетесь разделить все голоса на белых бумажках на два. Сообщите результат. Продолжите игру.

Через какое-то время сообщите, что все перепутали, и не будете учитывать желтые бумажки вообще. Вместо этого посчитайте серые. Сообщите новый результат. Спросите, что обо всем этом думает группа. Продолжите игру.

В конце занятия напомните, что сейчас вы пойдете покупать угощение. Спросите у группы, что она думает о результатах голосования. Направьте группу в сторону идеи, что вообще-то хорошо было бы учесть все голоса.

Посчитайте все голоса. Купите то угощение, которое получилось в результате. За угощением в неформальной форме проведите

Обсуждение:

  • что такое справедливость?
  • кто обычно принимает решения?
  • всегда ли это "справедливо"?
  • как себя чувствовали те, чьи голоса не учитывались?
  • были ли те, чьи голоса учитывались, довольны сложившейся ситуацией?
  • кто принимает решения в реальной жизни?
  • а кто не участвует в принятии решений?

ЯРЛЫКИ

Возраст: любой

Продолжительность: 30 мин.

Цель:

  • дать участникам возможность почувствовать себя на месте "стигматизированных" (отмеченных "ярлыком") людей;
  • увидеть недостатки такого подхода к людям;
  • изучить процессы, которые заставляют стигматизированных людей подтверждать мнение общества о них.

Вам понадобятся - наклейки с надписями, материалы для задания

Ход работы.

Вам потребуются наклейки. Напишите на них различные определения, например "ленивый", "умный", "лидер", "равнодушный" и т.д.

Подойдите к каждому из участников и наклейте ему на лоб одну из наклеек (выбор наклеек должен быть случайным). Попросите участников не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены. Запретите участникам смотреться в зеркало. Дайте всей группе какое-нибудь интересное задание, (например, нарисовать что-нибудь). Скажите, что участники должны вести себя друг с другом так, как будто бы написанное на наклейках - правда.

Обсуждение.

  • что вы чувствовали, когда с вами вели себя неадекватно тому, как вы себя ощущаете?
  • подтверждали ли участники свои наклейки?
  • почему это происходило?
  • всем ли досталась одинаковая работа?
  • как это связано с наклейками?
  • существуют ли "наклейки" в реальной жизни?
  • откуда мы узнаем о качествах других людей?
  • всегда ли наше мнение о других людях соответствует действительности?
  • влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей?
  • если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?
  • а в реальной жизни? Приведите примеры.
Оглавление