Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

МИР РАЗЛИЧИЙ
Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ

Оглавление

ЧАСТЬ 4

ПИРАМИДА НЕНАВИСТИ

Упражнения этой части познакомят участников с основными составляющими "пирамиды ненависти" -предрассудками и стереотипами, дискриминацией, насилием. Участники научатся распознавать их в себе и других, понимать их причины и вред, кото­рый они приносят обществу и каждому из нас. Ведущему важно понимать, что наличие стереотипов не является виной человека. Стереотипы есть у каждого из нас и это - естественный способ познания мира.

СТЕРЕОТИПЫ

СТЕРЕОТИПЫ - это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что "все русские много пьют", а "все подростки употребляют наркотики".

ВСЕ ЯБЛОКИ КРАСНЫЕ

Возраст: любой

Продолжительность: 1 час

Цель:

Познакомить участников с понятием "стереотип".

Ход работы:

Прочтите участникам историю про Элли в стране фруктов и овощей.

История про Элли.

Вы все знаете Элли из книжки про Волшебника Изумрудного Города. Вы только не знаете, что Элли никогда в жизни не видела никаких овощей и фруктов, так как в Кан­засе они не росли, а в Волшебной Стране они ей просто не попадались. Как-то в Кан­засе опять начался ураган. Только на этот раз он привез Элли не в Волшебную Стра­ну, а в страну овощей и фруктов. Сначала Элли увидела большой красный шар. "Кто ты?" - спросила Элли. "Помидор" - ответил шар. И Элли пошла дальше. Тут ей попался большой желтый шар. Он представился - "Лимон" и предложил ей попробовать кусочек себя. Элли откусила кусочек лимона, и он был таким кислым, что она чуть не заплакала. Она обиделась на лимон и пошла дальше. Тут она увидела длинный фрукт, который тоже предложил ей отведать кусочек себя. Она попробовала, и ей очень понравился вкус. "Дай я запомню как тебя зовут" - сказала Элли. "Банан" - ответил фрукт. И Элли пошла дальше. Она присела на полянку. С дерева свисал другой красный шар. "Эй, помидор, давай поболтаем" - сказала Элли. "Я не помидор, я - ябло­ко" - прозвучал обиженный голос. "Да ладно, я тебя знаю, ты круглый и красный. Ты - помидор, и нечего меня обманывать." Яблоко очень расстроилось и упало с дерева. О "поболтать" уже не могло быть и речи.

Элли пошла дальше, и вдруг ей захотелось есть. Она находилась на поле, где кругом были одни желтые шары. "Попробуй нас, мы такие сладкие" - шептали они. "Нашли дурочку. Вы желтые - значит вы кислые" - сказала Элли. Она осталась голодной, а сладкие дыни только пожали плечами. Но вот на тропинке она увидела длинный плод. "Дай откушу" - сказала она. Горький перец никогда не пользовался популярностью. Он был рад угостить Элли. От горечи и удивления Элли опять заплакала.

МИР РАЗЛИЧИИ

Для большей наглядности можно раздать роли и попросить участников исполнить историю по ролям.

  • Спросите, кто из участников понял проблему Элли.
  • В чем была ее ошибка.

Если группа не сможет сразу ответить на вопрос, помогите вопросами типа: "Все ли яблоки красные?", "Все ли желтые фрукты - кислые?"

Попросите участников помочь Элли. Поставьте небольшую сценку. Пусть кто-нибудь играет Элли, а остальные подходят по очереди и объясняют Элли, в чем она ошибается, и пытаются помочь почувствовать себя лучше в стране фруктов и овощей.

  • Обсуждение:
  • почему Элли неправильно думала о разных фруктах?
  • от этого она выиграла или проиграла?
  • а фрукты?

Объясните детям, что то, что мы наблюдали в случае Элли называется словом "сте­реотип". Расскажите на примере Элли, как стереотипы образуются в жизни. Попросите детей самих привести примеры стереотипов.

  • какую положительную роль стереотипы играют в жизни?
  • в чем отрицательная роль стереотипов?

СТЕРЕОТИПЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Возраст: от 10 лет

Продолжительность: 30 - 50 мин.

Цель: - научится распознавать стереотипы в себе и в обществе

Вам понадобится: мячик или другой легкий предмет. В идеале - диктофон. Примечание: это занятие проводится с группой, уже знакомой с понятием "Стереотип".

Ход занятия:

Сядьте в круг. Вам потребуется небольшой мячик или другой предмет, который можно бросать друг другу. Назначьте участника, который будет записывать все, что происходит в группе Вот история Рашида, мальчика из Дагестана....", киньте мячик другому члену группы и попросите его сказать следующее предложение. Дальше он должен бросить мяч кому-нибудь еще. Таким образом группа развивает историю. Через какое-то время попросите мячик и скажите: "А вот история Ани, русской девочки из деревни". Пусть группа составит и эту историю. Вы можете выбрать тех героев, которые актуальны для вашей местности, школы и группы, то есть тех людей, по поводу которых в группе существуют самые сильные стереотипы. Игра будет интересной, если будет происходить быстро. Попросите наблюдателя зачитать обе истории.

Обсуждение:

  • что мы узнаем о наших героях?
  • какие черты мы приписали нашим героям?
  • почему мы приписали им именно эти черты?
  • что общего у наших историй, и что их отличает друг от друга?
  • а что отличает их от нас?
  • что из того, что мы внесли в наши истории, является стереотипом?
  • есть ли в них доля правды?
  • а что не правда в этих стереотипах?

ВСЕ КОРОВЫ ЛЕТАЮТ

Возраст: любой (необходимо подобрать высказывания по возрасту и уровню развития участников)

Продолжительность: 30 мин.

Цель: проработать стереотипы, существующие в группе. Ход работы:

Раздайте участникам незаконченные утверждения: Все старшеклассники.... Все кавказцы.... Все негры.... Все старики... Все девочки... Все богатые люди... Все мусульмане...

И т.д. Подберите те утверждения, которые будут более подходящими для вашей области, группы, школы, и т.д. Всего - около десяти утверждений. Попросите участников закончить утверждения самостоятельно. Попросите участников объединиться в пары и сравнить свои утверждения. Соберитесь в круг. Обсудите одно утверждение за другим. Сравните разные варианты. Завяжите дискуссию. Попросите участников объяснить, почему они думают так или иначе, привести примеры из жизни. Приведите контр-примеры. Вдруг подойдите к доске и напишите на ней "Все ученики 5го а (или другое название класса, в котором проходит занятие) плохо учатся". Спросите, что участники думают об этом утверждении. Где в нем доля правды. Что в нем неправильно. (Вы можете написать и другое утверждение, например "Все девочки носят юбки, а все мальчики играют в футбол". После обсуждения вернитесь к старым утверждениям. Обсудите их еще раз. Напомните понятие "стереотип". Завершите занятие.

ХРИСТИАНЕ - МУСУЛЬМАНЕ

Возраст - от 11 лет

Продолжительность - 40 мин.

Цель:

исследовать стереотипы по отношению к различным этническим и религиозным группам, их содержание, виды их проявления в жизни. Вам понадобятся: бланки вопросов.

Ход работы:

Разделите участников на несколько групп.

Каждая группа будет работать с одним из рабочих листов. Раздайте рабочий лист каждому участнику группы.

Попросите участников самостоятельно заполнить рабочие листы. Снова соберитесь в единую группу. Обсудите ответы.

Вы можете работать с теми национальными группами, которые являются актуальны­ми для вашего региона, класса, города и т.д.

Обсуждение.

  • было ли трудно заполнять рабочие листы?
  • если каким-то группам это было легче, а каким-то - труднее, то почему это произошло?
  • совпадают ли мнения всей группы?
  • действительно ли все мусульмане/ русские / евреи такие, как написано в рабочих листах?
  • каким образом у вас сформировалось именно такое мнение?
  • влияют ли на ваше мнение стереотипы?

Рабочий Лист

ХРИСТИАНЕ (или русские)

  • Русские любят...
  • Мы все знаем, что русские...
  • Русских можно отличить по...
  • Русские всегда поступают...
  • Все остальные считают, что русские...

МУСУЛЬМАНЕ

  • Мусульмане любят...
  • Мы все знаем, что мусульмане...
  • Мусульман всегда можно отличить по...
  • Мусульмане всегда поступают...
  • Все остальные считают, что мусульмане.

ЕВРЕИ

  • евреи любят...
  • мы все знаем, что евреи...
  • евреев можно отличить по...
  • евреи всегда поступают...
  • все остальные считают, что евреи...

ПРЕДРАССУДКИ.

Предрассудок - негативное отношение к человеку ли какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже принят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежнос­тью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, сексуальной ориентацией или инвалидностью человека.

Возраст: любой

Продолжительность: как минимум - 1 час

Цель:

познакомить группу с различными видами предрассудков.

Ход занятия:

Разделить участников на подгруппы (2-4 человека). Раздать сценарии.

Вы можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.

Обсуждение:

  • что общего во всех проигранных сценках?
  • познакомьте участников с понятием предрассудка?
  • почему в сценках люди ведут себя именно таким образом?
  • как чувствуют себя жертвы предрассудков?
  • заслуживают ли они такого обращения?
  • попросите участников вспомнить, случались ли с ними ситуации, когда они становились жертвами предрассудков?
  • как они себя вели, кто им помог?
  • как можно предотвратить подобные ситуации?

Сценарии.

Маша и Катя пришли во двор. Там они увидели, как мальчишки играют в стрит- бол. Они тоже захотели поиграть. Но мальчишки стали смеяться над ними и говорить, что девочки не могут играть в такую игру. Маша и Катя обиделись и пе­редумали играть.

Саша любит рок-музыку. Недавно он проколол себе ухо, потому что многие рок-звезды носят серьги. Он пришел в школу, и одноклассники стали смеяться над ним. Один мальчик даже крикнул ему "ты не мужчина".

Лена пришла в школу в новом платье. Подруги спросили ее, где она его купила. Она ответила, что мама купила его для нее в секонд-хэнде. Девочки сказали "значит, ты бедная" и не захотели с ней играть.

Армен недавно приехал в наш город. Он говорит по-русски с акцентом. После школы ребята окружили его и стали передразнивать.

Сестра Маши ездит в инвалидной коляске. Маша пригласила одноклассников к себе домой. Они увидели сестру и быстро засобирались домой. После этого на следующий день весь класс обсуждал сестру Маши.

Амина - мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не ест в столовой. Девочки смеются над ее одеждой, а один мальчик пытался заставить ее есть свинину.

Катя собирается привести домой своего молодого человека. Она сообщает родителям, что он - негр. Какова реакция родителей?

Недавно в классе узнали что Разул - мусульманин. Теперь дети боятся его и думают, что он и его брат - террористы

РОССИЙСКИЙ ЭКСПРЕСС

Возраст: от 12 лет

Продолжительность: 40 мин.

Цель: выявить предрассудки в группе. Осознать неизбежность наличия предрассуд­ков и научиться жить с ними. Вам понадобится: список пассажиров

Ход занятия:

Каждому участнику будет представлен список. Вопрос звучит так: "С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?". Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора. Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа - купе. Цель - проранжировать список с тем, чтобы выбрать четвертого попутчика. После этого группа собирается вместе. Обсудите различные выборы.

Обсуждение:

  • трудно ли было придти к единому мнению?
  • почему у разных групп ответы оказались разными?
  • почему иногда ответы всех групп совпадали?
  • каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда - брезгливость, когда - неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?
  • можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? А нужно ли с ними что-то делать?
  • может ли кто-нибудь не захотеть ехать водном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?
  • как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком? Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?
  • виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
  • что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
  • как лучше всего поступать в таких случаях?

Список.

  • Цыганка
  • Явный гомосексуалист
  • Скинхед
  • Молодой человек, больной СПИДОМ
  • Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком
  • Кавказец-мусульманин
  • Человек из деревни с большим мешком
  • Африканский студент
  • Подросток, похожий на наркомана
  • Бывший заключенный
  • Таджик в национальной одежде
  • Милиционер
  • Инвалид со складной коляской
  • Кришнаит
  • Китаец, который ест странно пахнущую еду
  • Человек, говорящий на непонятном языке

ЖЕНСКАЯ РАБОТА

Возраст: любой

Продолжительность: 40 мин.

Цель:

  • исследовать предрассудки и стереотипы, связанные с полом;
  • познакомить участников с идеей о дискриминации женщин.

Вам понадобятся: бланки для ответа на вопросы, список профессий и занятий.

Ход занятия:

  • Дайте мальчикам и девочкам задание ответить на вопросы.
  • Девочки..., а мальчики....
  • Девочки любят..., а мальчики....
  • У девочек хорошо получается..., а у мальчиков
  • Девочки не любят..., а мальчики...,
  • Девочки считают, что мальчики..., а мальчики считают, что девочки....
  • Девочки отвечают на те же вопросы по поводу мальчиков.
  • Попросите мальчиков создать описание "типичной девочки", а девочек - "типичного мальчика".
  • Работа проводится в группах (отдельно - мальчики, отдельно - девочки). Соберитесь вместе и попросите обе группы представить результат. Сравните их.

Обсуждение:

  • в чем обе группы сошлись во мнении?
  • в чем мнения групп не совпадали?
  • почему девочки думают о мальчиках не то, что самим мальчики о себе и наоборот?
  • все ли присутствующие девочки подходят под одно из созданных описаний "типичной девочки", все ли мальчики подходят под описание "типичного мальчика"?
  • что из описанного является стереотипом?

Предоставьте участникам список различных профессий и видов деятельности. Пусть один из них будет "регистратором". Попросите его зачитывать различные профессии. Группа должна решить, женская это работа или мужская.

МИР РАЗЛИЧИИ
Профессии  
  журналист
Пожарный  
  повар
Ветеринар  
  няня
Парикмахер  
  шофер
Врач  
  сантехник
Юрист  
  дантист
Писатель  
  пилот
Учитель  
  президент
Химик  
  мэр
Медсестра  
  секретарь
Таксист  
   
Судья  

Виды работ: готовить, покупать продукты, убирать, выбрасывать мусор, играть с де­тьми в футбол, читать детям на ночь сказку, чинить электроприборы делать ремонт, мыть посуду, сажать цветы, забивать гвозди, чинить машину, зарабатывать деньги. А теперь попросите группу объяснить свой выбор. Спросите "а что, женщина не может (забивать гвозди, работать пожарным и т.д.)?", или "мужчина может....?" Попросите участников назвать виды работ, которые могут выполнять и женщины и мужчины. С помощью дополнительных вопросов постарайтесь, чтобы в список вошли все упомянутые профессии.

Спросите участников, чему они научились на этом занятии.

Домашнее задание:

Обратите внимание, как в вашей семье распределены домашние обязанности. Спро­сите у родителей. Почему это происходит именно так. Есть ли у вас дома "женская" и "мужская" работа?

ДИСКРИМИНАЦИЯ

Дискриминация - это лишение определенных групп людей каких-либо прав или возможности что-либо делать только из-за их принадлежности к этой группе. Может происходить как на уровне класса, школы, так и на уровне государства.

Возраст: от 11 лет

Продолжительность: 1, 5 часа

Цель:

  • познакомить участников с понятием;
  • привлечь их внимание к видам дискриминации в нашем обществе;
  • дать им возможность испытать чувства дискриминируемых членов общества;
  • инициировать поиск возможностей адекватной реакции на дискриминацию.

Ход занятия.

Объясните участникам понятия "дискриминация". Для иллюстрации можно провести одно из занятий части 3 данного руководства - "Разрыв шаблона". Теперь попросите участников привести известные им примеры дискриминации. Разделите участников на группы по три человека в каждой. Каждая группа получит задание с одним из видов дискриминации. Группа должна придумать и проиграть сценку, иллюстрирующую этот вид дискриминации. После этого один из участников должен объяснить всем, в чем заключается дискриминация и как восстановить справедливость.

Задания:

  • Дискриминация девочек во время спортивных занятий.
  • Дискриминация представителей некоторых национальностей при аренде квартиры. Дискриминация немолодых людей при приеме на работу.
  • Дискриминация подростков, предпочитающих определенные виды одежды в школе. Дискриминация бедно выглядящих людей при посещении магазина\ ресторана. Дискриминация недавних призывников в армии. Дискриминация людей, исповедующих разные религии.

Примечание: участники могут обратиться к вам за помощью, если она окажется необходимой.

Обсуждение:

  • как чувствовали себя люди, исполнявшие роль "жертв" дискриминации?
  • как чувствовали себя люди, осуществлявшие дискриминацию в сценках?
  • какие были пути решения проблемы?
  • против кого обычно направлена дискриминация?
  • почему дискриминация вообще происходит?
  • кто обычно инициирует (начинает) акты дискриминации?
  • как обычно ведут себя люди, которые присутствуют при дискриминации?
  • как чувствуют себя жертвы дискриминации?

ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ

Возраст: любой

Продолжительность: 40-60 мин.

Цель:

напомнить участникам, что рядом с нами живут люди, физические возможности кото­рых ограниченны, и при этом они достойны вести полноценную жизнь. Вам понадобятся: фисташки, напиток, мешки для мусора

Ход занятия:

Приготовьте угощение. Например, неочищенные фисташки и кока-колу. Попросите участников сесть на стулья. Скажите, что сейчас вы будете раздавать уго­щения. Напомните, что надо делиться и обязательно убрать за собой. Сообщите половине участников, что они не имеют права покидать свои стулья. Начинайте раздавать угощения. Дети должны сами подойти к вам, чтобы взять фисташки и колу. Участникам придется каким-то образом решить проблему передвижения и уборки, делиться и помогать друг другу.

Через десять минут, когда все доедят и уберут за собой, спросите группу, какие проблемы встали перед ней. Осведомитесь о чувствах обеих подгрупп. Объявите, что тема сегодняшнего занятия - люди с ограниченными физическими возможностями. Попросите участников рассказать о людях с ограниченными возможностями, которых они знают.

Раздайте участникам список ограничений. Задание - провести брейнсторминг. Группа должна понять, что человек с тем или иным ограничением может делать и чего он делать не может.

Подумайте вместе с группой, как можно помочь людям с различными ограничениями делать то, чего они обычно не могут делать.

Для списка ограничений используйте понятия типа "слабослышащий", "человек, передвигающийся в инвалидном кресле" и т.д

НАСИЛИЕ

Возраст: от 9 лет

Продолжительность: 1 час

Цель:

  • показать участникам, как стереотипы и предрассудки приводят к насилию;
  • выработать у участников негативную установку по отношению к насилию.

Вам понадобятся: карточки с ситуациями. Возможно: музыка, вырезки из газет, видеозаписи, элементы костюмов.

Трагическое событие случилось в школе N 55. Один из учеников 5-го класса совершил попытку самоубийства. К счастью, мальчик был спасен. На вопрос о причинах своего поступка, он ответил, что соученики постоянно издевались над ним, били его, вымогали деньги, унижали. Соученики объяснили свое поведение тем, что мальчик еврей и не заслуживает другого отношения.

Ход работы:

Раздайте участникам карточки с ситуациями. Попросите их прочитать их. Разделите участникам на группы, соответственно количеству ситуаций. Попросите участников определить, сколько действующих лиц вовлечено в каждую ситуацию. (Включая тех, кто остается "за кадром", например, родственников потерпевших). Попросите участников подготовить рассказы о случившемся от лица разных участников. Распределите задания. Проведите презентацию рассказов.

Примечание: постарайтесь создать особенную атмосферу на этом занятии. Если у вас есть возможность, используйте подходящие фотографии или записи. Если в вашем городе имели место подобные ситуации, попытайтесь найти информацию о них. Вместо обсуждения попросите участников написать письмо одной из жертв из пред­ложенных ситуаций и прочесть его партнеру (в парах).

Домашнее задание

Найдите в газетах и по телевидению информацию о насилии вокруг нас. В каких случаях причиной произошедшего были предрассудки, стереотипы или дискриминация?

Вчера в 20.00 на улице Ленина группа подростков жестоко избила 13-летнего Армена Хочиянца. Мальчик возвращался домой после занятий в музыкальной школе. Подростки были задержаны милицией. На вопрос о причинах нападения один из них сказал "А армяне вчера моего брата побили". Армен находит­ся в больнице N 14 в тяжелом состоянии

Утром в центре нашего города произошли беспорядки. По главной улице шли две мусульманские девушки в традиционной одежде. Компания молодых людей, проходивших мимо стала смеяться над ними. Скоро от шуток хулиганы перешли к делу и сорвали с одной из девушек чадру. Преступники скрылись. Семья оскорбленной девушки обещает мстить.

Иностранные студенты собираются покинуть наш город.

Группа "скинхедов" постоянно дежурит возле их общежития. Подстерегая сту­дентов из Нигерии и Вьетнама, они избивают их и отбирают ценности. Районная милиция знает о ситуации, но не предпринимает никаких действий.

ПИРАМИДА НЕНАВИСТИ

Возраст: любой

Продолжительность: 40 мин.

Цель:

Показать, как связаны между собой разные уровни отсутствия толерантности, научится распознавать разные уровни отсутствия толерантности.

Вам понадобится: большой рисунок "Пирамиды ненависти". Можно - мелом на доске. Ход работы: Познакомьте участников с "Пирамидой ненависти":

насилие дискриминация предрассудки стереотипы

В основании этой пирамиды - стереотипы, выше находятся предрассудки, затем - дискриминация и на вершине - насилие.

Подумайте вместе с группой, как связаны друг с другом разные уровни этой пирамиды. Попросите участников привести примеры всех видов нетерпимости. На примере разных видов нетерпимости (этнической, религиозной и т.д.) попросите участников придумать или вспомнить истории о том, как стереотипы приводили к предрассудкам, дискриминации и, в конце концов, насилию. Предоставьте каждой подгруппе один из видов нетерпимости. Попросите ее нарисовать комикс, изображающий подобную историю.

Устройте выставку комиксов. Пригласите на нее других детей или учителей. Подберите несколько примеров стереотипов, предрассудков, дискриминации или насилия. Зачитайте их участникам. Попросите их определить, какой именно вид нетерпимости представляет данный случай.

Дополнительные вопросы:

  • всегда ли стереотипы и предрассудки ведут к дискриминации и насилию
  • от кого зависит, чтобы этого не происходило
  • что можем сделать мы, чтобы этого не происходило вокруг нас
Оглавление