Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

МИР РАЗЛИЧИЙ
Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ

Оглавление

Часть 5

ОТ СЛОВ К ДЕЛУ

Цель мероприятий этой части - помочь участникам осознать, что они лично могут сделать для того, чтобы противодействовать проявлениям нетерпимости в мире вокруг них.

КАК ПОСТУПИТЬ

Возраст: от 9 лет

Продолжительность: 40-60 мин.

Цели: это занятие поможет участникам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни и возможные способы реакции в таких случаях. Вам понадобятся:

карточки по числу подгрупп, возможно - разные предметы для костюмов.

Ход работы:

  • Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий вариант поведения.
  • Каждая пара делает презентацию своей ситуации. Рассказывает о возможных вариантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует. После этого вся группа должна ответить на вопросы:
  • что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию?
  • что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?
  • могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?
  • кто может помочь разрешить ситуацию?

Обсуждение:

  • попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни;
  • как они вели себя в таких случаях?
  • что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным?
  • что (или кто) может помочь нам вести себя так, как мы считаем правильным?
  • что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?

Карточка 1. КЛИЧКИ.

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".

  • Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?
  • Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.
  • Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.

Карточка 2. ПРЕДРАССУДКИ.

В вашем дворе живет девочка - инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Вы:

  • откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?
  • согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно.
  • пойдете и приведете с собой сестру.

Карточка 3. БОЙКОТ.

Аня - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия

  • Несмотря на протесты друзей разрешить Ане стать вашим художником.
  • Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.
  • Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.

Карточка 4. СВАСТИКА.

  • На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:
  • Пройду мимо и не замечу
  • Напишу рядом "смерть всем черным"
  • Незаметно сотру ее
  • Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.

Карточка 5. СКИНХЕДЫ.

В вашей школе стало модно быть скинхедом и нацистом. Ваши действия:

  • Тоже побрею голову и стану носить свастику. Это красиво и все так делают.
  • Не буду обращать на происходящее внимание
  • Объясню друзьям и всем остальным, что значит это движение. Организую показ фильмов на эту тему.

Карточка 6. АНЕКДОТЫ.

Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, правда, смешные.

  • Я тоже вспомню парочку анекдотов.
  • Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.
  • Попрошу не рассказывать при мне оскорбительных анекдотов.

Карточка 7. ВОЙНА.

Учитель по Гражданской Обороне рассказывает, что все арабы и вообще все мусульмане - террористы и поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия:

  • Продолжу играть в "тетрис"
  • После урока объясню друзьям, что это - предрассудок.
  • Прямо на уроке возражу учителю.
  • Обращусь к директору школы.

Карточка 8. РАСИЗМ.

В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это - опасно.

  • Я послушаюсь папу, все-таки он - взрослый
  • Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.
  • Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что все нормально и проблема будет решена.

НАША ЖИЗНЬ

Возраст: от 9 лет.

Продолжительность: все занятие.

Цель: побудить участников предпринимать действия, чтобы изменить ситуацию в их окружении к лучшему.

Вам понадобятся: листы ватмана, маркеры.

Ход занятия:

1. Разделите группу на 4 подгруппы.

Каждая из подгрупп получает одну из следующих тем: Моя семья Мой класс Моя школа Мой двор/район

2. Объясните участникам, что такое брейнсторминг.
Правила брейнсторминга:

  • все высказывают любые идеи, даже самые фантастические;
  • существует "регистратор", который записывает все идеи;
  • запрещается критиковать чужие идеи;
  • запрещается задерживаться на одной идее;
  • говорим по очереди.

Каждая группа проводит брейнсторминг на тему "Что мы можем сделать, чтобы наш район (наша семья, и т.д.) стал местом, где самым разным людям будет хорошо"? Каждая группа представляет свои идеи. Все вместе должны проранжировать их по степени предпочтения и выбрать по одной идее, которую действительно можно осуществить. Заняться осуществлением идеи.

Примечание:

Конечно, вам придется помочь участникам. Подойдите к каждой подгруппе и приведите несколько примеров "проектов", которые они могут использовать. (См. Приложение 1). Затем проследите, чтобы брейнсторминг шел по всем правилам и не превращался в дискуссию. Особенно обратите внимание на заявления типа "нам все равно не дадут это сделать", "у нас ничего не получится", и т.д. Объясните участникам, что вы вместе приложите все усилия, чтобы реализовать их замысел.

МОЙ ЛИЧНЫЙ КОНТРАКТ

Возраст: любой.

Продолжительность: по необходимости Цель:

  • научить участников рефлексии на тему собственной ответственности за происходящее вокруг них.
  • создать предпосылки для самостоятельных действий каждого из участников

Вам понадобятся: бланки контрактов, ручки. Можно - игрушечные печати.

Ход работы:

Спросите участников, считают ли они поведение отдельного человека важным для жизни всего класса, школы, города, мира.

Попросите участников привести примеры, известные им из жизни или курса истории, когда действия одного человека смогли изменить ситуацию к лучшему. Что бы изменилось, если бы эти люди не сделали того, что они сделали? Скажите участникам, что каждый из них также может многое изменить. В частности, каждый из них может проявлять терпимость к окружающим, уважать различия в людях и пытаться сделать свой мир более терпимым местом.

Попросите участников назвать некоторые вещи, которые каждый из них может сделать. Запишите их на доске.

Предложите участникам заключить с самими собой контракт, удостоверяющий, что собираются делать лично они. Участники могут выбрать что-то из написанного на доске или что-то, что вы обсуждали с ними на предыдущих занятиях. После заполнения контракта участники не обязаны никому его показывать, но могут сделать это, если захотят.

Через неделю (или на любой следующей встрече) спросите участников, удалось ли им выполнить условия контракта.

МОЙ ЛИЧНЫЙ КОНТРАКТ

Я (Имя)

обещаю себе быть терпимой (ым) к людям, непохожим на меня своим внешним видом, национальностью, религией или чем угодно еще. Отныне я буду

Я больше не буду.

Благодаря этому.

Дата_

Подпись _

Оглавление