Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

МИР РАЗЛИЧИЙ
Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ

Оглавление

Часть 1

РАЗМИНКИ

Цель заданий этой части - "разогреть" участников перед предстоящим занятием и обеспечить "введение в тему".

ДОМИНО

Возраст: любой Продолжительность: 35 мин. Цели:

  • создать в группе атмосферу открытости;
  • "сломать лед", возникающий на первых занятиях;
  • позволить участникам открыто говорить о себе;
  • показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие их вещи;

Ход занятия:

напомнить участникам правила игры в домино и предложить им поиграть в "особенное домино". Правила игры:

первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - "С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое". Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например "С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака". Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную "доминошную" структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д. Обсуждение Вопросы для обсуждения:

  • что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь "прицепится";
  • старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот,
    им хотелось чем-то выделиться;
  • что нового они узнали друг о друге;
  • что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
  • что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;
  • хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

Домашнее задание

Подумать о том, чем похожи и чем отличаются друг от друга члены семей участников.

САМЫЙ ОСОБЕННЫЙ

Возраст: любой.

для 6-9 лет использовать слово "особенный", для старших- "уникальный".

Для старших детей можно сделать больший акцент на обсуждении.

Продолжительность:

основная часть - 10-15 минут.

обсуждение - для 6-9лет Юмин., для 10-14 лет-20 мин.

Цели.

  • научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею;
  • осознать уникальность других;
  • создать атмосферу открытости и доверия.

Ход занятия.

Попросите участников подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Участник говорит, например "у меня пять братьев и сестер". Если никто в группе не может сказать "Я тоже", участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать "я тоже", то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы.

Примечания.

Возможна модификация этой игры, где участник, который может сказать "я тоже", садится на колени первому участнику. Если кто-то еще в группе также обладает этой характеристикой - он садится сверху, и т.д. Постарайтесь понять, приемлем ли подобный физический контакт для вашей группы.

Хорошо, если ведущий группы также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на вопросы культурных, религиозных и других различий.

Обсуждение:

  • как в задании "домино"
  • хорошо ли быть уникальным?
  • каждый ли человек уникален. Почему?
  • что делает нас уникальными?
  • что мешает нам оставаться уникальными?

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Возраст - любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо "высокий" - "веселый", и т.д.) Продолжительность: 35 мин.

Цели:

  • помочь участникам осознать, что любое описание человека является относитель
    ным,
  • развить навыки невербальной коммуникации,
  • создать веселую атмосферу.

Ход занятия:

  • Проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Теперь скажите "пусть все высокие перейдут в правую половину комнаты, а все низкие - в левую".
  • Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать. Запретите детям разговаривать во время выполнения задания.
  • Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто учится хорошо и тех, кто учится плохо.
  • Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов.
  • Затем попросите их выстроиться по успеваемости (если два человека учатся одинаково хорошо, они могут стать рядом).

Обсуждение

должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет "высоких и низких".
Все зависит от ситуации. Наклеивание "ярлыков" часто мешает общению и сотрудничеству.

Вопросы:

  • было ли трудно выполнить первую часть упражнения?
  • почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?
  • что выяснилось, когда стали выполнять вторую часть упражнения?
  • бывают ли в жизни ситуации, когда людей неправомочно относят к той или иной
    группе?
  • случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?

ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ

Возраст: -10-14 лет

Продолжительность: 40 мин.

Цели:

  • включить фантазию участников;
  • поощрить вербальную коммуникацию;
  • начать разговор о стереотипах.

Материалы.

Вам потребуются вырезки из газет или журналов с фотографиями, изображающими необычные лица или фигуры людей. Постарайтесь, чтобы эти фотографии изображали людей различных национальностей, религий, людей из различных социальных групп.

Ход занятия:

  • раздайте участникам по одной фотографии (интересно, если каждая фотография попадется двум участникам);
  • пусть участники внимательно рассмотрят свою фотографию и ответят для себя на вопросы:
  • что за человек изображен на фотографии, как его зовут, откуда он, сколько ему лет, где он работает, как живет, и т.д., о чем сейчас думает этот человек, какие у него в жизни проблемы, и т.д.
  • пусть участники найдут тех, с кем у них попались одинаковые фотографии, и сравнят свои мысли.
  • потом каждая пара делится результатами с группой.

Обсуждение

  • трудным или легким было задание?
  • что помогало участникам составлять свои предположения?
  • как они думают, соответствуют ли их предположения действительности?
  • отличались ли предположения в парах? Почему да и почему - нет?
  • часто ли мы в жизни предполагаем многое о людях на основании их внешнего вида (расы, пола, одежды)?
  • что может помочь опровергнуть такие предположения?

Домашнее задание.

Попросите членов семьи рассказать о необычных людях, которых они встречали в своей жизни.

Устройте вечер "необычных профессий и хобби". Пригласите членов семьи участников группы, которые работают в необычных местах или имеют необычные увлечения рассказать о себе.

ПРИВЕТСТВИЯ

Возраст: любой

Продолжительность: 20-25 мин.

Цели:

  • разрядить обстановку;
  • сломать стереотипные формы поведения;
  • повеселиться;
  • познакомиться с приветствиями в разных культурах;
  • сплотить группу.

Ход занятия:

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран

  • сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  • помахать рукой;
  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.

Обсуждение

  • понравилась ли вам игра?
  • попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;
  • было ли трудно здороваться каким-то способом?
  • показались ли какие-то из приветствий смешными?
  • как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
  • какую роль играют приветствия в нашей жизни?

Домашнее задание

Придумайте специальное приветствие для своей группы и договоритесь здороваться так друг с другом перед каждым занятием.

АУТСАЙДЕРЫ

Это занятие не должно использоваться в самом начале ваших встреч с группой, так как оно создает напряжение в группе. Его целесообразно использовать после какой-то веселой игры для введения в тему дискриминации.

Возраст: от 9 лет

Продолжительность: 30 мин. - 1 час Цели:

  • дать участникам возможность почувствовать себя в роли исключенных членов общества и тех, кто исключает;
  • начать обсуждение вопросов дискриминации;
  • потренироваться в практиках разрешения противоречий;
  • инициировать невербальную и вербальную активность группы.

Ход занятия:

  • Попросите троих членов группы выйти из комнаты
  • Попросите оставшихся в комнате стать в круг. Объясните, что сейчас войдет первый участник, и они должны стоять в кругу, когда он войдет. НЕ ГОВОРИТЕ ГРУППЕ, ЧТО ОНА НЕ ДОЛЖНА ВПУСКАТЬ УЧАСТНИКА В КРУГ.
  • После того, как первый участник войдет или не войдет в круг, специально попросите группу не впускать второго и третьего участника.
  • Впустите второго участника. Дайте ему возможность какое-то время уговаривать членов группы. Потом (до того, как он вошел в круг, впустите третьего участника) Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы это упражнение превратилось в кошки- мышки. Поэтому с самого начала объясните и участникам в комнате и тем, кто вышел, что в игре не допускается ни физическая сила, ни ловкость.

Обсуждение

  • что стала делать группа, когда первый участник вошел в комнату?
  • почему люди стараются не пустить в свою группу чужаков?
  • как себя чувствовали те, кто остался вне группы?
  • как себя чувствовали те, кто стоял в кругу? (важно обсудить не только негативные чувства, но и удовольствие, которое они могли испытывать - например, от чувства единения)
  • какие способы войти в круг применялись "аутсайдерами"?
  • какие из них сработали, какие нет и почему?
  • как вел себя бывший аутсайдер после того, как его приняли в круг?
  • бывают ли в жизни похожие ситуации?
  • расскажите о таких ситуациях, которые случались с вами или при вас (начните с простых случаев,типа новенького в классе)
  • что вы думаете о таких ситуациях в обществе (когда все общество исключает какую-то группу)?

Примечание: важно дать тем ученикам, которые оказались вне группы, возможность выразить свои чувства и снова осознать себя частью группы.

КОЗЫ И ВОЛКИ

Возраст - любой

Продолжительность: 40 - 50 мин. Цели:

  • исследовать причины, по которым люди вызывают или не вызывают доверие;
  • изучить ощущения группы и чужака;
  • поработать с чувствами страха и безопасности.

Вам понадобятся бумажки с надписями "коза" и "волк"

Ход занятия:

Вам потребуются кусочки бумаги по количеству участников группы На части из них написано слово "козленок" На2х- Зх- "коза" На2х-3х- "волк"

Попросите участников вытащить бумажки и не показывать их друг другу. Напомните участникам сказку про семерых козлят. Опишите правила игры:

В одном углу комнаты в тесный круг садятся "козлята" - это "домик". Остальные участники отходят в другой конец комнаты. Каждый из них по очереди подходит к домику, и старается убедить козлят, что он - коза. Цель козлят - решить, пускать или не пускать претендента в домик. Если они впустят волка, он съедает одного козленка (участник выбывает из игры), если прогонят настоящую козу - один козленок умирает от голода (мама не принесла молока). Цель козлят - остаться в живых. Цель коз и волков -попасть в домик.

Обсуждение.

Вообще-то это просто интересная игра, которая позволяет участникам начать общаться друг с другом более доверительно и попробовать себя в различных ролях. Вот что может быть интересно обсудить для целей нашего тренинга:

  • что чувствовали козлята?
  • на чем они основывались, когда принимали решение?
  • почему иногда они ошибались?
  • часто ли наши впечатления о людях бывают ошибочными?
  • что чувствовали козы, когда их принимали за волков?
  • как они пытались убедить козлят?
  • бывает ли, что не пустив кого-то в группу, группа что-то теряет?
  • приятно ли было волкам быть волками?
  • случается ли в жизни, что кто-то оказывается "волком" против своей воли?

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ

Возраст: от 10 лет

Продолжительность: 30 -40 мин.

Цели:

  • осознать разницу между тем, что мы видим снаружи и тем, чем человек является на
    самом деле;
  • инициировать невербальные контакты.

Ход занятия:

разделить группу на две равные части. Попросить участников образовать два круга - внутренний и внешний, так, чтобы пары участников стояли лицом к лицу ("каруселька"). Попросить участников внимательно посмотреть на партнера и заметить, как он выглядит. Подумать, что его внешний вид говорит о нем.

Задать партнеру вопрос. Вопросы должны касаться их внутренней жизни. Например "Что ты любишь делать?", "Кто твой лучший друг" - вопросы называет ведущий. Затем участники во внутреннем круге делают шаг направо, а во внешнем - налево. Процедура повторяется с новыми партнерами. Так происходит несколько раз. Теперь попросите участников закрыть глаза (если есть возможность - завяжите им глаза). Попросите их взять очередного партнера за руки. Пусть они попробуют догадаться, кто стоит перед ними. Можно ли на ощупь понять что-то о человеке? Снова - смена нескольких партнеров.

Обсуждение

  • что говорит внешность о человеке?
  • может ли более близкое знакомство помочь нам узнать о человеке больше, чем его внешность?
  • часто ли мы судим о людях только по внешним характеристикам?
  • что вы чувствовали, когда держали руки людей?
  • отличаются ли наши руки?
  • что общего у наших рук?
  • что общего у всех нас?

НАДО ДОГОВОРИТЬСЯ

Возраст: любой

Продолжительность: 40 мин.

Цели:

  • развлечь группу;
  • сконцентрировать внимание участников;
  • осознать ценность сотрудничества;
  • показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия;
  • сплотить группу.

Ход занятия.

Участникам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти (смех в зале). Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит "один", второй - "два", и т. д.

Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:

  • как началась игра?
  • чего хотелось каждому сначала?
  • почему сначала ничего не получалось?
  • как удалось досчитать до десяти?
  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
  • чему нас учит эта игра?
Оглавление