Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

МИР РАЗЛИЧИЙ
Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ

Оглавление

Введение

Дорогие друзья, данное руководство создано для того, чтобы помочь вам проводить с детьми и подростками занятия по теме "толерантность". Все занятия, собранные здесь, задуманы в стиле так называемой "неформальной педагогики", то есть:

•  учащиеся не получают оценок или формально признанных дипломов;

•  занятия ориентированны на собственную активность и творчество участников;

•  самыми распространенными формами работы являются групповая игра и групповая дискуссия;

•  программа предполагает добровольность участия, как во всем курсе, так и в отдельных его частях.

Слово "толерантность" лучше всего переводится как "терпимость". Это - способ ность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгля ды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира.

Данное руководство состоит из четырех частей.

Часть 1 содержит "разминки". Эти занятия помогут вам познакомиться с группой, "ра зогреть" участников для дальнейшей работы и обеспечить "введение" в тему ваших ос тальных занятий. То есть, каждая "разминка" служить сразу двум целям - созданию позитивной атмосферы и обеспечению готовности работать с проблемой толерантности и обсуждать ее. Любое занятие, и, в особенности, первое занятие с группой, лучше начи нать с короткой разминки. Необходимо отметить, что любая разминка может длиться 10-15 минут, а может быть превращена Вами в полноценное занятие. Это зависит от Ва шего решения по продолжительности работы с темой и глубине обсуждения.

Часть 2 называется "Наши различия". Упражнения этой части позволят участникам прикоснутся к главной причине нетерпимости в мире - различиям между людьми. Каждое занятие посвящено определенному аспекту этой темы - различиям во внеш ности, языке, взглядах и т.д. Несколько занятий позволят группе рассмотреть эту тему в целом. Цель всех занятий этой части - помочь участникам понять, что "отличный" не значит "плохой", справиться со своими чувствами и страхами по поводу тех, кто от личается от них и осознать "красоту различий".

Часть 3 - "Разрыв шаблона", содержит упражнения, каждое из которых - симуляция ситуаций, происходящих в действительности. Участие в них даст детям и подросткам возможность попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет дискриминацию. Способность ставить себя на место другого человека является основой толерантности, поэтому, испытав неожиданные для себя чувства, участники смогут иначе отнестись к проявлениям нетерпимости и их жертвам. Все занятия этой час ти предполагают особый стиль проведения, поэтому, пожалуйста, внимательно прочтите введение к Части 3 прежде, чем проводить одно из них.

Часть 4 - "Пирамида ненависти" - позволит участникам познакомиться с основными видами проявления нетерпимости - стереотипами, предрассудками, дискриминацией и насилием. Здесь даны определения этих явлений и упражнения, которые их иллюстрируют. Кроме того, именно работая с заданиями этой части, группа познакомится с конкретными проблемами нашего общества (отношение к женщинам, национальным и религиозным меньшинствам, беженцам).

Часть 5 - "От слов к делу" - позволит группе понять и решить, какие конкретные действия может предпринять каждый человек в собственной жизни и группа в целом для того, чтобы не допустить проявлений нетерпимости вокруг себя. Приложение 1 содержит идеи мероприятий, которые ваша группа может провести в школе, дворе, городе.

Приложение 2 содержит инструменты, которые могут позволить вам успешно и эффективно взаимодействовать с родителями членов группы. Такое взаимодействие является важнейшей частью программы.

Оглавление