Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

МАСТЕРСКАЯ. МАСТЕР-КЛАСС

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ В ОБЩЕСТВЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Оглавление

РАЗДЕЛ 3 ВЫБОР ФОРМ УЧАСТИЯ СМИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ КАМПАНИИ

Формы подачи материалов в СМИ можно разделить на две группы: отдельные выступления и долговременные газетные акции.

3.1. Отдельные выступления

К отдельным выступлениям относятся разрозненные материалы, появляющиеся на газетных полосах. По различным причинам они зачастую проходят мимо читателя (читатель не обратил внимания на статью, не имел под рукой номер газеты и т.д.), в связи с чем эффективность подобных публикаций снижается. Для привлечения внимания читателя (по некоторым данным на 40-50%) желательно снабжать материалы фотографиями, рисунками. Имеет смысл порой на всю страницу газеты помещать плакат, разнообразить жанры подачи материалов: по тематике кампании, публиковать не только статьи или корреспонденции, но и интервью, объявления, фельетоны, рецензии, стихи, фоторепортажи, обзоры, юморески.

3.2. Долговременные газетные акции: сериалы, дискуссии, конкурсы, круглые столы, кампании

Долговременные акции имеют ряд преимуществ перед отдельными публикациями:

· позволяют вовлекать самые широкие и различные слои читателей, получать от них не только факты, но и анализ конкретной ситуации, конструктивные предложения по решению проблем, суждения, решения конкретных вопросов; · взаимоусиливают эффективность отдельных материалов за счет регулярности и плотности публикаций; облегчают поиск читателями информации в серийно организованных публикациях; · стабилизируют аудиторию и дают возможность вести ее от простого приема информации к участию в акции; · используют различные мнения, суждения, диалоги как дополнительные средства привлечения внимания и активизации аудитории; облегчают решение конкретных проблем.

Сериалы

Представляют собой долговременную подачу связанных общей темой материалов. Их авторами может быть как один человек, так и несколько лиц. Жанр - очерк, зарисовка, этюд. Желательно снабжать фотографией.

Игры и конкурсы в прессе

С помощью игровых элементов, состязательности и развлекательности можно значительно активизировать интерес аудитории к проблеме толерантности. Синтез игр, лото, конкурсов, кроссвордов со средствами массовой информации позволяет достичь максимального познавательного эффекта. Игры опираются на известный принцип "обучение на основе развлечения". Важный момент - гласность при проведении итогов конкурсов. Такие формы подачи материалов, как конкурсы, викторины и т.д., можно считать очень удачными, так как читатель получает информацию не во время пассивного чтения газеты, а при активном поиске ответов на вопросы (опрос знакомых, специалистов, просмотр научной литературы, словарей), что позволяет ему глубже усваивать необходимые знания.

Круглый стол

Круглый стол - очень действенная газетная акция. Обычно является продолжением газетной кампании, хотя и может быть организован вне ее. Из-за постоянной занятости корреспондентам газеты в одиночку не всегда под силу организовать и провести круглый стол, в связи с чем они нуждаются в содействии со стороны добровольных помощников. Вначале необходимо согласовать тему круглого стола с редакцией газеты, убедить в ее необходимости и актуальности. Получив согласие, вместе с корреспондентами газеты нужно перейти к разработке плана этой акции: наметить основные задачи и цель обсуждения, подобрать круг участников, точно договориться о времени и месте (желательно проводить круглый стол в редакции газеты). Число участников не должно превышать 10-15 человек. Иначе есть опасность, что не все успеют высказаться. Необходимо недели за две разослать от имени редакции пригласительные письма, а затем проверить (несколько раз), получены ли они, уточнить, кто придет, хорошо ли ясна тема, известно ли, когда и куда нужно приходить, и т.д. Дня за два организаторам надо еще раз собраться, обсудив план ведения круглого стола, внести коррективы. Нужно заранее зарегистрировать всех приглашенных, указав их точные координаты и должность, попросить изложить свое выступление тезисно (на 1-1,5 странички) - это значительно облегчит затем подготовку материалов круглого стола к публикации. Вести круглый стол должен человек, уважаемый участниками, стоящий за положительное решение вопросов (редактор газеты, видный ученый, общественный деятель, депутат местного совета).

Прямая линия

Примерная методика такова. За неделю до прямой линии редакция газеты широко анонсирует и рекламирует данное мероприятие, печатает номера телефонов, по которым местные жители, читатели газеты, могут задать любые вопросы ученым, видным государственным и общественным деятелям, собравшимся в редакции. В названный день приглашенные отвечают на звонки-вопросы, после чего журналисты подготавливают подробный отчет о прямой линии, приводят наиболее интересные вопросы и публикуют материал в газете.

Дискуссии

Дискуссия по вопросам становления толерантного сознания - действенный прием пропаганды при помощи газет. Организация ее требует большой подготовительной работы, заключающейся в подборе участников дискуссии, наполнении портфеля редакции материалами для будущих публикаций, серьезной проработки источников. Дискуссию, как правило, открывают несколько статей с диаметрально противоположными позициями. После их публикации номера газеты вместе с официальным письмом от газеты - приглашением к дискуссии, рассылаются по всем адресатам, так или иначе заинтеpесованным в поднятой проблеме. На первых порах (месяц-другой) хотя бы 1 раз в две недели газета помещает материалы, заранее подготовленные к началу дискуссии. Затем в редакцию уже начинают поступать отклики. Во время дискуссии может быть проведен круглый стол и даже научно-практическая конференция. Итоги дискуссии публикуются в газете.

Газетные конкурсы и другие формы подачи материалов

Внимание читателей можно привлечь публикацией различных наглядных материалов - плакатов, карикатур, фотографий. Они могут подаваться в виде "фотоокон", под рубрикой "Почту комментирует художник". Газета может организовать конкурс фотографий или карикатур на предложенную тему, опубликовав лучшие из них, посвятить проблеме толерантности весь номер газеты, или издать специальный выпуск - листовку. Когда проблема выходит за пределы одного административного района или области, несколько соседних газет, объединившись, могут подготовить серию совместных разворотов. С целью активизации общественного мнения, рядом с критической статьей, скажем, о хулиганском поведении местных скинхедов, можно публиковать специальный отрывной талон. Он заполняется читателями и высылается в прокуратуру или другую организацию, адрес которой приводится редакцией. В талоне говорится: "Я, такой-то, работающий там-то, поддерживаю выступление газеты и требую наказать виновника такого-то прегрешения". Как показывает опыт, публикация в газете отрывных талонов имеет сильный эффект.

Рейды

Рейды являются эффективным видом работы, осуществляемой в рамках общественных кампаний. Участники рейдафиксируют случаи интолерантного поведения и требуют ответа. Во время рейдов часто используются средства массовой информации, хотя рейды сами по себе не являются мероприятиями, проводимыми с целью привлечения СМИ. Цель проведения рейдов выходит за рамки публикации информации о проводимой кампании.

Публичные слушания

Вы можете потребовать проведения официальных публичных слушаний. Эти слушания служат образовательным целям, для привлечения внимания к существующей проблеме. Во многих случаях публикуется отчет о проведении подобных слушаний.

Hаклейки, значки, маpки, конвеpты, футболки и пpочее

Иногда есть смысл донести до людей очень пpостые мысли пpи помощи нехитpых, но pазличных уловок - таких, как наклейки, футболки или значки. К тому же, некотоpые из них, напpимеp, футболки, можно выгодно пpодавать в целях сбоpа сpедств. Пpи пpодаже этих товаpов можно частично, а то и полностью опpавдать pасходы. Однако инфоpмация должна быть очень пpостой, и поэтому лишь несколько улучшать осведомленность населения. Иногда можно расписать все стенды и заборы города соответствующими лозунгами - это называется "граффити".

Театpализованные действия

Довольно эффективная фоpма пpопаганды сpедствами и языком культуpы, включая игpы и театpализацию, сатиpу и песни, каpнавальные шествия и выставки, аукционы и театpальные пpедставления, импpовизацию и самодеятельное твоpчество зpителей. Сила театpализованных действий в новизне, юмоpе и ненавязчивости. Их главная задача - в pаспpостpанении инфоpмации, котоpая благодаpя сюжетной фоpме легче усваивается. Пpинимая непосpедственное участие в игpе, публика глубже постигает пpоисходящее. Пpимеpом могут быть дни и недели "детского pазоpужения", пpошедшие на pубеже 1990 года в Вильнюсе, Таллинне, С.-Петеpбуpге, Киеве и напpавленные пpотив детских военных игpушек, военно-патpиотических игp, в целом пpотив воспитания детей в духе милитаpизации. В Киеве это пpоисходило в виде недельного обмена детских военных игpушек на гpажданские. Родители с детьми пpиходили в "Центp детского pазоpужения", сдавали игpушечные танки, пистолеты, автоматы, и по лотеpее получали игpушки невоенные. С детьми пpоводились беседы на антимилитаpистскую тему. Всего было обслужено более тысячи детей, собpан гpузовик военных игpушек. В последний день акции часть игpушек была запущена в небо на тpех больших воздушных шаpах.

Дискуссия

Дискуссия является одним из активных методов просвещения и убеждения населения. Дискуссия способствует быстpому и пpочному усвоению знаний, учит ее участников конкpетно излагать собственную позицию, теpпеливо выслушивать мнение оппонента. Благодаpя pазличным точкам зpения и значительному числу участников, во вpемя дискуссии могут возникать новые, оpигинальные идеи, появляется большое количество интеpесной инфоpмации.

Кроме указанных выше форм работы с населением, можно назвать следующие:

  •  Кампания написания писем.
  •  Листовки.
  •  Личное общение.
  •  Обеспечение поддержки компании представителями общественных организаций, государственными и политическими деятелями, учеными, выдающимися деятелями культуры и спорта, представителями общественности.
  •  Пикетирование.
  •  Подготовка пресс-релизов, аналитических статей, брошюр, фото-, видео- и аудиоматериалов.
  •  Привлечение к работе с населением известной личности.
  •  Проведение разнообразных исследований и опросов и распространение их результатов.
  •  Работа общественной приемной.
  •  Работа с жителями домов "от двери к двери".
  •  Сбор подписей.
  •  Семинары, конференции.
  •  Собрания общественности.
  •  Создание разнообразных событий: пресс-конференций, круглых столов, презентаций, деловых поездок, семинаров, пресс-туров, симпозиумов и т.д..
  •  Участие в различных массовых мероприятиях (фестивалях, концертах, юбилеях) и многое другое.
Оглавление