Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ

РОССИЙСКАЯ ПРЕССА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ: ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(Материалы исследований и научно-практической конференции)

Оглавление

Этническая пресса в "простреливаемом" пространстве

Диана ГАНЦЕВА, газета "Менора" (г. Екатеринбург)

 Сразу обозначусь - я представитель этнической прессы. Давайте поговорим о том, как строится самоопределение и политика национальных изданий собственно в мультикультурном пространстве. На вопрос о теме, вопрос "что?" мы находим разные ответы в прессе этнической и в общественно-политической. Всем известна стандартная ситуация, когда берешь какую-либо региональную газету и видишь там три основных тематических блока, затрагивающих этнические проблемы. Во-первых, это предвыборная аргументация, во-вторых, криминальные сводки, в-третьих, этнографическая экзотика - ах, вот там такой праздник, ах, вот тут такой ансамбль! Все, больше ничего нет. То есть о проблемных аспектах практически не говорится. Проблемных не в плане конфликтов, а в плане самоопределения, идентификации, еще каких-то моментов. А этническая пресса - то ли в пику общественно-политической, то ли своеобразным таким ответом - выдает какую-то совершенно парадоксальную ситуацию. Современная этническая пресса в большинстве своем - это не зеркало даже, это парадная фотография. Это не зеркало, мимо которого ты прошел, и в каком состоянии ты есть, в таком и отразился. Нет, это вот как пришла семья фотографироваться, детишки с бантиками, все при галстучках, такие полуиспуганные-полусчастливые лица. Это вот оно. В этнической прессе - тот же самый материал про наши праздники, про наши традиции. Покажите мне хоть одну азербайджанскую газету, где был бы материал об азербайджанских, допустим, криминальных группировках. Или ту же самую еврейскую газету, в которой бы писали о еврейской олигархии. Нет этого, и не будет никогда. Определенная зависимость этнической прессы все равно присутствует. И этническая пресса постоянно находится в состоянии просто-напросто необходимости выжить. Получаются такие вот ножницы. С одной стороны нужно формировать национальную самоидентификацию. Это просто необходимо - поддерживать какой-то уровень самоидентификации, национального сознания, и так далее. А с другой стороны, необходимо постоянно оглядываться - как все-таки слово наше отзовется? Не будет ли это провокацией, не вызовем ли мы какой-то конфликт? И весь фокус в том, что этническая пресса, постоянно живя в такой обстановке, уже не то что с этим смирилась, для нее толерантность - это норма жизни. Когда на Черном море сбили самолет, к нам в Еврейский общинный центр приходили соболезнования от украинской общины. При том что Кучма сказал: "Ребята, ну что вы? По сравнению с мировыми катаклизмами это такая глупость!" Когда у нас проводится какое-то мероприятие, к нам приходят все: татары, казахи, калмыки. У нас нет только областной и городской администрации, их это как-то не интересует, они на это не смотрят. Журналистов призывают не быть переговорщиками - неблагодарное, мол, это дело. У этнической прессы нет выбора, потому что этническая пресса и журналисты, которые, так или иначе, связаны с национальными моментами - уже в этом простреливаемом пространстве. Причем в пространстве, простреливаемом как оттуда, так и отсюда. Потому что неизвестно, выстрелит ли тот, к кому ты идешь. И неизвестно, не раздадутся ли выстрелы сзади в ответ на его выстрел. Этническая пресса привыкла, в общем-то, жить в этом пространстве, и нормально живет. И выживает уже энное количество десятилетий. Это сознательная установка, направленная на понимание другого.
    Недавно в Москве проходила конференция еврейской прессы, и там была возможность посмотреть издания разных регионов. Насколько они независимы от каких-то внутренних моментов, и насколько они в то же время этому подчиняются. Были представлены газеты за сентябрь-октябрь, где практически в каждом номере говорилось о теракте одиннадцатого сентября. Знаете, это очень сильно было видно. Берешь какой-нибудь номер, и там четко написано: исламский фундаментализм, беда человечества, основа терроризма. А берешь газету "Евреи Северного Кавказа", и там черным по белому написано, что ислам к этому не имеет никакого отношения, что здесь работают совершенно другие категории. Постоянная оглядка, причем это не реверансы, это не вежливая полуидиотская маска, это нормы жизни. Это то, с чем мы живем.
    И еще небольшой пример. Недавног мы получили одну еврейскую газету. Вот тут написано "Ортодоксальный иудаизм". Это самое жесткое течение еврейской религии. А на первой полосе статья "Религиозная терпимость". И вся статья посвящена тому, что люди созданы разные, и религии созданы разные. Давайте будем в этом жить, давайте будем в этом существовать, давайте будем учиться быть терпимыми друг к другу. Прежде всего, это касается именно региональных общественно-политических изданий. Поскольку этнические и национальные общины, в общем-то, уже научились находить компромиссы, научились находить какие-то выходы из конфликтов, научились жить друг с другом.

Оглавление