Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ

РОССИЙСКАЯ ПРЕССА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ: ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(Материалы исследований и научно-практической конференции)

Оглавление

Культурная проблематика в СМИ: влияние представлений журналистов на освещение событий культурной жизни

Иосиф ДЗЯЛОШИНСКИЙ

Учасники семинаров и "круглых столов", проходивших в рамках Проекта (состав см.табл.1), заполнял анкету, в которой были сформулированы три группы вопросов. Целью первой группы вопросов было выяснение уровня понимания основных категорий, которые являлись предметом обсуждения. Вторая группа вопросов была посвящена выяснению отношения участников проекта к проблеме влияния государства на культурные процессы. Третья группа вопросов была направлена на выяснение мнений журналистов по поводу информированности общественности о ситуации в культурном пространстве и той роли, которую должна играть пресса, выступающая в качестве субъекта культурного процесса. Аналогичную анкету заполнили и участники фокус-группы, собранной в Москве. Ниже приведены некоторые результаты анкетирования, а также основные выводы, сделанные на основании этих результатов.

КУЛЬТУРА КАК ПРОСТРАНСТВО СМЫСЛОВ

Учитывая, что на деятельность журналиста влияют его глубинные представления о тех или иных явлениях действительности (и определяемое этими представлениями отношение к явлениям действительности), в ходе исследования была предпринята попытка выяснить, какие смыслы вкладывают участники семинаров в такие понятия, как "культура", "национальная (этническая) культура", "мультикультурализм". Для получения необходимых результатов был использован метод неоконченных предложений (Суть этого метода заключается в создании экспериментальной ситуации, предоставляющей испытуемому возможность обозначить свои интерпретации обозначенных понятий. Понятно, что этот метод, как и многие другие, не обеспечивает стерильной чистоты результатов, поскольку на высказывания индивида влияют многие ситуационные факторы: инструкции организатора опроса, личность экспериментатора, состояния участников исследования и т. д. Кроме того, существует проблема интерпретаций полученных данных. Однако, несмотря на все эти особенности, метод неоконченных предложений дает большие возможности для понимания глубинных, иногда неосознаваемых представлений людей.). Респондентам предлагалось закончить предложения "Культура - это...", "Национальная культура - это...", "Мультикультурализм - это...". Характеризуя полученные ответы, следует, прежде всего, указать, что значительная часть формулировок имела расплывчатый, неконкретный характер. Вот лишь несколько примеров:
    Культура - это...
    • возделывание (лат.);
    • все прекрасное в человеке;
    • все, что выработано и создано человечеством на протяжении истории;
    • все, что создал человек, перестав быть обезьяной;
    • вторая действительность, созданная человечеством на протяжении всей истории его существования;
    • вторая природа, сотворенная человеком среда обитания;
    • главное связующее звено между людьми, коллективами, странами, народами;
    • духовное пространство, объединяющее людей;
    • духовность (религия), язык, искусства;
    • духовность, нравственность, осознание себя человеком и членом общества;
    • духовные ценности;
    • душа и разум истории народа;
    • единственный ТВ-канал, который можно смотреть не переключая;
    • законы, принципы, устои;
    • мера человеческого в человеке;
    • музыка, спорт, общение, архитектура, и т.д., и т.п.;
    • накопление духовных и материальных ценностей;
    • опыт человечества, система духовных и материальных ценностей;
    • память;
    • понятие, которое каждый формулирует по-своему, в зависимости от степени образованности;
    • система духовных, интеллектуальных, душевных оснований жизни народа и отдельного человека;
    • система нравственных ценностей, установок, стандартов, помогающая делать человека человеком;
    • система самоосознания этноса;
    • совокупность взглядов, принципов, методов взаимоотношения человека с окружающим миром;
    • совокупность знаний, умений, поведенческих навыков, характерных для выделенного общества;
    • совокупность материальных и духовных ценностей;
    • совокупность навыков, технологий, достижений науки и искусства, накопленных человечеством;
    • совокупность норм (ценностей, принципов, обычаев, моделей поведения, стереотипов восприятия и т.д.);
    • совокупность технологий коммуникации на уровне личности, социальной и профессиональной группы, этноса, государства;
    • то материальное и духовное, что накоплено человечеством;
    • форма и способ существования современного человека;
    • этнические или религиозные особенности тех или иных сообществ;
    • язык, традиции, духовность, знания и эрудиция, толерантность, доброжелательность.

Таблица 1
Характристика участников семинаров и "круглых столов"
Регионы Пол
мужчины женщины
Санкт-Петербург
35.2
64.8
Екатеринбург
38.9
61.1
Новосибирск
41.7
58.3
Самара
36.7
63.3
Воронеж
48.6
51.4
Нальчик
42.1
57.9
Москва
37.2
62.8
Среднее
39.6
60.4

Регионы Возраст
до 21 года 22-34 года 35-55 лет больше 35 лет
Санкт-Петербург
0.0 35.0 45.0 20.0
Екатеринбург
5.9 22.2 66.7 5.6
Новосибирск
0.0 41.7 58.3 0.0
Самара
0.0 41.0 48.0 11.0
Воронеж
0.0 35.7 57.1 7.1
Нальчик
0.0 26.3 68.4 5.3
Москва
24.8 50.1 25.1 0.0
Среднее
11.0 37.8 45.7 5.5

Регионы Должностной статус
руководитель рядовой работник
Санкт-Петербург
40.0 60.0
Екатеринбург
50.0 44.3
Новосибирск
25.0 75.0
Самара
26.7 66.7
Воронеж
50.0 50.0
Нальчик
47.4 47.4
Москва
23.4 76.6
Среднее
32.4 67.6

Регионы Образование
среднее, среднее специальное высшее журналистское высшее гуманитарное высшее техническое ученая степень
Санкт-Петербург
0.0 30.1 59.9 10.2 14.8
Екатеринбург
0.0 55.6 44.4 0.0 0.0
Новосибирск
0.0 41.7 58.3 0.0 0.0
Самара
6.7 33.3 46.7 20.0 0.0
Воронеж
0.0 21.4 50.0 28.6 14.3
Нальчик
0.0 47.4 52.6 15.8 5.3
Москва
0.0 100.0 0.0 0.0 0.0
Среднее
0.8 52.8 40.2 9.4 4.7

Всего было представлено свыше 200 различных формулировок, обобщение которых позволило выделить шесть глубинных интерпретаций, охватывающих практически все пространство высказанных журналистами суждений. Группировка суждений по этим кластерам показала, что в сознании опрошенных журналистов доминируют три толкования категории "культура". В рамках одного из них культура рассматривается как совокупность ценностей, придающих смысл человеческой жизни; в рамках другого - отношение к культуре опирается на тезис о деятельностно-функциональном значении культуры, которая рассматривается в качестве незыблемого основания деятельности, поведения и т.п. Третье - социализаторское (а иногда и прямолинейно социально-политическое) - понимание культуры выделяет, фиксирует способность культуры выступать в качестве социальной и духовной скрепы, объединяющей народы и социальные группы. Все другие интерпретации культуры встречаются существенно реже трех перечисленных (табл. 2).

   Таблица 2
   Количество суждений, высказанных опрошенными, совпадающих с перечисленными толкованиями понятия "культура" (в % к числу опрошенных)

Толкование понятия
%
Деятельностно-функциональное понимание культуры (культура как основание деятельности, поведения и т.п.) 22.9
Коммуникативное понимание культуры (культура как базовые основания для общения и обмена информацией) 5.7
Ценностное понимание культуры (культура как совокупность ценностей, придающих смысл человеческой жизни) 25.5
Социализаторское понимание культуры (культура как социальные и духовные скрепы, объединяющие народы и социальные группы) 22.3
Индикативное понимание культуры (культура есть совокупность признаков и индикаторов, позволяющих отличить один народ от другого) 7.6
Гуманитарное понимание культуры (культура есть то, что делает человека человеком) 8.9
Другое
3.8

Затрудняюсь ответить

3.2

Несколько по-иному распределились ответы участников семинаров на вопрос о том, что такое "национальная (этническая) культура":
    • взаимодействие людей внутри какой-либо нации;
    • взгляд нации на себя, на свое будущее с учетом своего прошлого и настоящего;
    • возможность понять, как мы непохожи, и что нас объединяет;
    • воплощение национального сознания;
    • воспитание в духе той или иной национальности, основанное на гордости за свою нацию;
    • все то, что отличает одну народность от другой, что характеризует особенности сфер (областей) общественной жизни;
    • все хорошее и положительное, присущее определенной национальности;
    • выработанные в определенной стране варианты общечеловеческих ценностей;
    • главные грани души и разума народа;
    • достижения во всех сферах жизни;
    • духовные и материальные ценности, традиции, присущие одной или нескольким родственным нациям
    • знание и продолжение народных обычаев и традиций;
    • знание своей истории, языка и своих видов искусств;
    культура, ограниченная рамками национальности;
    • культура, окрашенная национальным языком, искусством, ремеслами, обычаями;
    • культура, основанная на национальных особенностях, впитавшая, возможно, национальное мировоззрение;
    • культура, позволяющая человеку сохранить причастность к общности и доказать "особость" от других этнических групп;
    • менталитет и традиции, присущие определенной нации;
    • национальный театр;
    • национальный язык, история, традиции, музыка, литература, правила поведения;
    • проявление черт поведения, воспитания, присущих какой-либо народности;
    • с одной стороны - хранилище, с другой - развивающая составляющая традиций, обычаев и верований народа;
    • священный очаг народа;
    • система взглядов на мир, сложившаяся у данной нации в данных экономических условиях;
    • система духовных координат, позволяющая людям идентифицировать себя в рамках конкретного этноса;
    • совокупность всех достижений в разных областях человеческой деятельности касательно одной нации, народа;
    • совокупность достижений, неповторимо окрашенная национальным колоритом;
    • совокупность национальных норм, ценностей;
    • совокупность норм, характерная для конкретной нации, национальности, этноса или другой общности;
    • сохранение своих традиций и истории нации, а значит, продление жизни нации;
    • сохранение традиций, обычаев, языка(!), терпимость к другим;
    • специфическая, исторически сложившаяся система духовных, интеллектуальных, душевных оснований жизни нации;
    • традиции, отличающие одну нацию от другой;
    • часть мировой культуры.
    • этническая этикетка
    • этническая - это культура этноса; национальная - это общегосударственная.
    • этнокультурная доминанта каждого конкретного этноса, народа, человечества вообще.
    • язык, история, традиции, обычаи и история общения с соседями иной культуры.

Здесь на первое место вышло индикативное понимание культуры, рассматривающее культуру как совокупность признаков и индикаторов, позволяющих отличить один народ от другого (табл. 3). Затем идет социализаторское понимание культуры (культура есть социальные и духовные скрепы, объединяющие народы и социальные группы), и на третьем месте - ценностное понимание культуры (культура есть совокупность ценностей, придающих смысл человеческой жизни).

Таблица 3
Количество суждений, высказанных опрошенными, совпадающих с перечисленными толкованиями понятия "национальная культура" (в % к числу опрошенных)
Толкование понятия
%
Деятельностно-функциональное понимание культуры (культура как основание деятельности, поведения и т.п.) 6.7
Коммуникативное понимание культуры (культура как базовые основания для общения и обмена информацией) 5.2
Ценностное понимание культуры (культура как совокупность ценностей, придающих смысл человеческой жизни) 20.9
Социализаторское понимание культуры (культура как социальные и духовные скрепы, объединяющие народы и социальные группы) 25.4
Индикативное понимание культуры (культура есть совокупность признаков и индикаторов, позволяющих отличить один народ от другого) 26.9
Гуманитарное понимание культуры (культура есть то, что делает человека человеком) 1.5
Другое
9.0

Затрудняюсь ответить

4.5

Такое различие в интерпретации понятий "культура" и "национальная культура" позволяет предположить, что в сознании журналистов категория "культура", будучи погруженной в различные контексты, приобретает существенно различные смыслы (табл. 4).

Таблица 4
Сравнение суждений, высказанных опрошенными по поводу понятий "культура" и "национальная культура" (в % к числу опрошенных)

Толкование понятия
Культура
Национальная культура
Деятельностно-функциональное понимание культуры (культура как основание деятельности, поведения и т.п.)
22.9
6.7
Коммуникативное понимание культуры (культура как базовые основания для общения и обмена информацией)
5.7
5.2
Ценностное понимание культуры (культура как совокупность ценностей, придающих смысл человеческой жизни)
25.5
20.9
Социализаторское понимание культуры (культура как социальные и духовные скрепы, объединяющие народы и социальные группы)
22.3
25.4
Индикативное понимание культуры (культура есть совокупность признаков и индикаторов, позволяющих отличить один народ от другого)
7.6
26.9
Гуманитарное понимание культуры (культура есть то, что делает человека человеком)
8.9
1.5
Другое
3.8
9.0

Затрудняюсь ответить

3.2
4.5

Что касается понятия "мультикультурализм", то половина участников семинаров честно призналась в том, что либо не знают, что это такое, либо затрудняются в формулировании своего понимания этой категории (табл. 5).

Таблица 5
Распределение ответов опрошенных на вопрос "Знакомо ли Вам понятие "мультикультурализм"?" (в % к числу опрошенных)

Варианты ответа
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Новосибирск
Самара
Воронеж
Нальчик
Москва
Среднее
Да
35.5
44.4
61.0
57.2
42.9
53.2
55.8
50.1
Нет
25.8
16.7
16.7
11.3
27.5
15.3
16.9
18.2
Затрудняюсь ответить
38.7
38.9
22.3
31.5
29.6
31.6
27.3
31.7

Те, кто смогли выразить свое понимание этой категории, предложили следующие формулировки: "мультикультурализм это..."
    • взаимодействие культур по поводу выработки единых законов общежития, единого взгляда;
    • взаимодействие культур, взаимовлияние;
    • взаимодействие различных культур;
    • взаимопроникновение и взаимозависимость различных культур;
    • взаимосвязь, взаимопроникновение национальных культур;
    • диалог культурных миров;
    • добровольная адаптация социальных институтов к потребностям этих групп;
    • желание представителей различных культур найти способ взаимного сосуществования;
    • знание культурных традиций разных сообществ, принятие их равноценности;
    • знание хотя бы азов жизни основных народов мира, умение сосуществовать с ними, сохраняя свое "я" и не оскорбляя основных устоев их общественной жизни;
    • культура всего человечества;
    • культурное многообразие мира;
    • методологический принцип изучения проблем культуры и ее освещения в прессе (толерантность);
    • мирное сосуществование многих культур;
    • мирное сосуществование различных субкультур в обществе;
    • мирное сосуществование этнических или религиозных групп, каждая из которых привносит свои культурные особенности;
    • многокультурность;
    • многообразие культур в этно-социальном измерении;
    • многообразие национальных, профессиональных, социальных компонентов мировой культуры;
    • многоцветие культур вместо серого единообразия "социалистической культуры";
    • мультикультурализму приписывается пафос равноправного сосуществования "разных культур";
    • наличие и сосуществование множества культур;
    • однозначного ответа нет, данное понятие спорно;
    • ориентация человека на многообразие моделей поведения и ценностных рядов;
    • открытость по отношению к другим культурам, способность относиться к ним с равным уважением;
    • ощущение себя частью общности, которая в определенной степени превосходит другие общности;
    • партнерское взаимоотношение разных субкультур без патронажа властных структур;
    • позитивное восприятие разных культур, сосуществование культур;
    • понимание и принятие культур, отличных от собственной;
    • понимание того, что каждый народ имеет свойственную ему национальную культуру;
    • понятие о многослойности общества, множестве различных культур;
    • принцип уважения (терпимости) к этическим принципам и прочим нормам различных культур мира;
    • равноправное сосуществование множества культур;
    • развитие и мирное сосуществование в одном государстве представителей различных культур и народов;
    • речь, очевидно, идет об изучении динамики взаимодействия различных культур и т.п.;
    • смешение многих национальных культур, их "уживаемость";
    • совокупность всех доминирующих культурных ценностей;
    • соединение различных культур;
    • сосуществование множества разных культур;
    • терпимое отношение к укладу жизни, правилам сосуществования в обществе, семье, в различных условиях;
    • терпимость и интерес друг к другу;
    • толерантность по отношению к другим культурам;
    • уважение и принятие иной культуры;
    • уважение и мирное сосуществование нескольких культур.

    Обработка этих и других высказанных опрошенными суждений позволила выделить перечисленные в табл. 6 группы толкований. Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что большая часть журналистов, имеющих некое представление о категории "мультикультурализм", видит в этом понятии прежде всего ориентацию на мирное сосуществование разных культур (соседство культур) и лишь затем признание равноправия разных культур, терпимость по отношению к иным культурам или ориентацию на переплетение, взаимопроникновение, смешение культур.

Таблица 6
Количество суждений, высказанных опрошенными, совпадающих с перечисленными толкованиями понятия "мультикультурализм" (в % к числу опрошенных)

Толкование понятия
%
Знание о существовании других культур
15.6
Ориентация на мирное сосуществование разных культур (соседство культур)
33.7
Признание равноправия разных культур, терпимость
15.2
Ориентация на диалог разных культур, толерантность
5.4
Ориентация на переплетение, взаимопроникновение, смешение культур
13.2
Другое
4.3
Затрудняюсь ответить
12.8

Существует достаточно большое количество факторов, в той или иной степени влияющих на состояние и динамику развития культур. Одним из таких факторов является глобализация. Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных журналистов уверены, что процесс глобализации существенным образом влияет на культуру (табл. 7). Причем подавляющее количество участников опроса оценивают влияние глобализации как амбивалентное, то есть содержащее в себе и позитивные и негативные тенденции. Чуть более пяти процентов опрошенных оценивает влияние глобализации как сугубо позитивное и менее пяти процентов - как сугубо негативное. Наиболее позитивно оценивают влияние глобализации журналисты Москвы и Петербурга, самый высокий процент негативно настроенных по отношению к глобализации журналистов живет в Воронеже.

Таблица 7
Данные об оценке опрошенными влияния процессов глобализации на культуру (в % к числу опрошенных)

Влияние
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Новосибирск
Самара
Воронеж
Нальчик
Москва
Среднее
Позитивное
10.7
0
0
0
0
5.3
13.8
5.5
Негативное
10.9
5.4
9.3
0
14.3
0
6.1
5.9
И то, и другое
72.8
89.4
75.4
78.1
85.7
94.7
80.1
82.1
Не влияет на культуру
0
5.2
0
8.7
0
0
0
1.6
Затрудняюсь
5.6
0
15.3
13.2
0
0
0
4.9

ГОСУДАРСТВО И КУЛЬТУРА: МНЕНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ

    Большая часть участников опросов уверены в том, что государство должно активно вмешиваться в процессы культурного развития. Особенно активно на этом настаивают сотрудники СМИ из Воронежа, Нальчика и Новосибирска. Что касается москвичей, то среди них доля тех, кто поддерживает идею государственного вмешательства в культурные процессы, существенно ниже средней по всем опрошенным. Журналисты из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Самары занимают среднюю позицию между воронежскими государственниками и московскими антигосударственниками (табл. 8).

Таблица 8
Распределение ответов на вопрос "Должно ли государство вмешиваться в процессы культурного развития (управлять, регулировать, воздействовать, влиять)?"
Варианты ответа
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Новосибирск
Самара
Воронеж
Нальчик
Москва
Среднее
Да
74.9
77.8
83.1
79.1
92.9
84.2
51.7
74.8
Нет
20.1
16.7
8.2
7.6
0.0
10.5
31.0
15.0
Затрудняюсь ответить
5.0
5.6
8.7
13.3
7.1
5.3
17.2
9.4

    Государственное влияние на культурные процессы должно осуществляться, по мнению опрошенных журналистов, на основе некоей Доктрины или Концепции культурного развития. Лишь пятнадцать процентов опрошенных поддержали идею о том, что культурная политика государства должна опираться на мнения самих деятелей культуры.
    Однако, например, среди тех московских журналистов, которые высказываются за необходимость государственного влияния на культурные процессы, доля поддерживающих идею разработки Доктрины или Концепции культурного развития существенно ниже, чем в целом по всей опрошенной совокупности. Несколько ниже она и в Санкт-Петербурге (табл. 9).
    Таким образом, можно констатировать, что мнения столичных и провинциальных журналистов по поводу роли государства в культурной сфере существенно расходятся.

Таблица 9
Распределение ответов на вопрос "Должна ли у государства быть Доктрина культурного развития (Концепция культурной политики) или для принятия решений достаточно опираться на мнения самих деятелей культуры и чиновников?"
Варианты ответа
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Новосибирск
Самара
Воронеж
Нальчик
Москва
Среднее
Доктрина 67.9 71.6 75.0 79.7 78.9 75.4 44.8 73.3
Мнение деятелей культуры 15.7 14.3 8.3 10.6 10.4 7.1 31.0 14.9
Затрудняюсь ответить 16.3 14.1 16.7 9.7 10.6 17.5 24.1 11.8

Участникам проекта было предложено в свободной форме сформулировать главные положения Доктрины культурного развития (Концепции культурной политики). Всего было предложено свыше ста формулировок. Вот как выглядели некоторые из них:
    • Борьба с пошлостью и безграмотностью.
    • Вложение средств в образование, формирование у людей вкуса.
    • Возможность свободного гармоничного развития культур различных народов и социальных групп.
    • Воспитание духовности с первых лет жизни человека.
    • воспитание, планирование и поддержка возможностей для сохранения культуры нации.
    • Все силы и деньги - на образование подрастающего поколения.
    • Выработать в ребенке стремление к индивидуальности и духовному развитию.
    • Гармония для всех народов.
    • Государство должно обеспечить возможность иметь право голоса не только маститым и авторитетным деятелям.
    • Давать равное право голоса носителям разных культур.
    • Дозирование процессов культурной политики, направленных на уничтожение генофонда страны.
    • Жесткое установление цензуры на низкопробную (особенно западную) продукцию.
    • Забота о поддержании стабильности.
    • Запрет популяризации насилия и наркотиков, упор на отечественное искусство и классику.
    • Идеи евразийства.
    • Концепцию культурной политики должны разрабатывать известные деятели культуры.
    • Любая культура должна быть признана.
    • Максимум внимания сфере воспитания следующих поколений.
    • меры по распространению культуры
    • Мирное сосуществование культур.
    • Мудрость.
    • Надо начинать с семьи и школы.
    • Не влиять, а помогать.
    • Не мешать и давать деньги.
    • Никакого тоталитаризма. Прислушиваться к мнению компетентных людей.
    • Обеспечение широкого доступа к качественным продуктам культуры.
    • Оказывать материальную помощь в развитии культуры.
    • Оказывать содействие развитию культур народов, проживающих на территории государства.
    • Ориентация на духовность.
    • Отстаивать равенство культур.
    • Охрана культурного наследия, охрана культурных ценностей.
    • Оценивать те или иные явления культуры с правом совещательного голоса.
    • Очеловечивать человека.
    • Патриотизм.
    • поддержание ценностей, способствующих развитию граждан.
    • Поддерживать инициативы снизу.
    • Поддерживать проекты, прошедшие экспертизу профессионалов.
    • Поддерживать развитие культуры.
    • Поддержка культурных начинаний.
    • Поддержка нерентабельных, но очень важных институтов, театров, филармоний и т.д.
    • Поддержка русскоязычного населения в странах СНГ.
    • Поддержка своей культуры и терпимость к другим.
    • Поддержка своих культур и уважение к иным культурам.
    • Помогать в организации культурного обмена.
    • Помогать в развитии культуры.
    • Помогать самому передовому, перспективному.
    • Помогать, но не управлять.
    • Помощь организациям, деятелям, национально-культурным центрам.
    • Пресечение пропаганды насилия и нетерпимости.
    • пропаганда национальной культуры.
    • Пропаганда русского образа жизни, русского языка, русских обычаев.
    • Равенство культур в обществе.
    • равнозначимость различных национальных культур.
    • Равноправное развитие национальных и традиционных для России культур.
    • Равные возможности всех народов для развития своей культуры.
    • Разграничение культуры и цивилизации. Заимствовать можно все, что относится к сфере "цивилизации".
    • Разнообразие культурных традиций.
    • разумное сочетание сохранения традиций и свободы творчества.
    • Распространение культурных образцов, признанных приоритетными.
    • Растить духовно здоровое поколение (или поколения).
    • Регулируй (влияй, управляй, воздействуй), не вмешиваясь.
    • Свободное и равноправное развитие различных культур.
    • Сделать для людей финансово доступным посещение театров, концертов.
    • Содействие образованию.
    • Содействовать развитию каждой национальной культуры.
    • Создание оптимальных условий для появления достижений в настоящем.
    • Создание условий для развития культур всех народов страны, и в первую очередь - русского народа.
    • Сохранение достижений прошлого.
    • Сохранение и развитие национальных ценностей и уважение к другим культурам.
    • Сохранение уже имеющегося культурного багажа.
    • Способствование развитию высокой культуры вместе с культурно-просветительским направлением.
    • Способствовать разрешению конфликтов в сфере культуры.
    • Стимулирование прогрессивного развития культуры в обществе.
    • Стимуляция к творчеству.
    • Стремление к сохранению национальных культур.
    • Структура, которая заполнила бы нишу, ранее занятую институтом пропаганды.
    • Терпимость.
    • Толерантность и партнерство.
    • Уважение и терпимость к иным культурам, но поддержка своей.
    • уважение к разным национальным культурам в пределах одной страны.
    • Управлять, но не подавлять, не навязывать.
    • Учись видеть мир глазами другого человека.
    • Учитывать мнение меньшинства.
    • Учитывать разнообразие культур.
    • Финансовая поддержка культурных проектов.
    • Финансовая поддержка культуры
    • Формирование у народа высоких духовных ценностей.
    • Формирование установки на открытость и взаимодействие культур.
    • Формировать у людей определенные культурные ценности.
    • Это должно быть в рамках концепции развития России, с которой тоже большие проблемы.

    Обобщение высказанных мнений позволило не только выделить основные параметры той модели государственной Доктрины культурного развития, которая "витает" в пространстве мнений профессиональных журналистов, но и определить придаваемую этим параметрам значимость (табл. 10). Анализ показывает, что главное внимание журналисты уделили содержательной стороне взаимоотношений между государством и культурой и формам участия государства в культурном процессе.

Таблица 10
Количество суждений, высказанных опрошенными, совпадающих с перечисленными параметрами Доктрины (Концепции) культурного развития (в % к числу опрошенных)

Толкование понятия
%
   
   
   
   
   

Понятно, что все участники опроса, полагающие, что у государства должна быть Доктрина культурного развития, считают, что это должна быть осмысленная, концептуальная Доктрина. Мнения начинают расходиться, когда дело касается направленности культурной политики государства. Большая часть тех, кто выделил этот аспект проблемы, полагают, что культурная политика государства должна быть прежде всего ориентирована на охрану культурного наследия. Около трети считают, что государство должно поддерживать развитие культуры как целостной системы и лишь семь процентов поддерживают идею о том, что государство должно участвовать в реализации конкретных культурных проектов (табл. 11).
    Еще больший разброс мнений продемонстрировали участники опроса по поводу содержания государственной культурной политики. Прежде всего надо отметить противостояние двух примерно равных групп опрошенных, одна из которых выступает за то, чтобы государство содействовало развитию всех культур, размещающихся на территории России, другая придерживается принципиально противоположной точки зрения, считая, что государство должно поддерживать лишь ту культуру, которая ориентирована на воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе патриотизма, державности, национального достоинства. Другая линия противостояния пролегает между теми, кто считает, что содержанием государственной культурной политики должно быть воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе терпимости, толерантности, равноправия культур и теми, кто считает, что главная задача государства в сфере культуры - противостояние тем культурам, которые враждебны российской. В целом числе тех, кто полагает, что государство должно интересоваться культурой прежде всего как инструментом воспитания, существенно больше тех, кто придерживается иных точек зрения.

Таблица 11
Характеристика участников семинаров и круглых столов
Блоки
% к числу опрошенных
% к числу ответивших
Степень концептуальности, осмысленности
Осмысленная
2.4
100
Хаотичная, неосмысленная, бездумная
-
-
Направленность культурной политики
Охрана культурного наследия
7.3
64.3
Развитие культуры как единого целого
3.3
28.6
Поддержка конкретных культурных проектов
0.8
7.1
Содержание культурной политики
Воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе терпимости, толерантности, равноправия культур
8.9
15.3
Воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе в духе патриотизма, державности, национального достоинства
12.2
20.7
Развитие идей евразийства
0.8
1.8
Гуманизация общества
3.3
5.8
Уважение и терпимость по отношению к другим культурам, но поддержка своей
1.6
3.1
Противостояние тем культурам,
Которые враждебны российской
8.1
13.9
Содействие развитию всех культур
15.4
26.1
Поддержка молодых талантов
4.9
8.5
Обеспечение доступа массам к высокому искусству
4.9
8.5
Формы участия государства в культурном процессе
Не мешать культурным процессам
8.1
35.7
Оказание финансовой помощи всем культурным проектам ("Всем сестрам по серьгам")
7.3
32.1
Оказание финансовой помощи культурным проектам, отвечающим интересам государства
7.3
32.1
Принятие решений
На основе мнений известных деятелей культуры
3.3
-
С учетом мнений меньшинства
-
-
Затрудняюсь ответить
2.4
-

    Обратившись к рассмотрению реальной роли российского государства в сфере культурных процессов, большая часть опрошенных журналистов согласились с мнением о том, что в настоящее время у российского правительства нет какой-либо внятной Доктрины (Концепции) культурной политики. Противоположной позиции придерживаются менее 20 процентов опрошенных (табл. 12).

Таблица 12
Распределение ответов на вопрос "Существует ли, по Вашему мнению, у российского правительства какая-либо Доктрина (Концепция) культурной политики?"

Варианты ответа
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Новосибирск
Самара
Воронеж
Нальчик
Москва
Среднее
Да 10.6 16.7 15.7 6.7 28.6 21.1 17.2 16.5
Нет 84.3 52.0 51.2 60.0 50.0 57.2 44.8 56.7
Затрудняюсь ответить 5.1 31.3 33.1 33.6 21.4 21.7 37.9 26.9

Участники проекта, углядевшие в действиях российского государства в сфере культуры некую концептуальность, охарактеризовали ее в следующих суждениях:
    • акцент на воспитание патриотических чувств у молодежи;
    • все пущено на самотек;
    • государство акцентирует внимание на "национальных культурах", чем усиливает процесс конструирования границ;
    • государство развивает миф о величии "русской культуры" в целях укрепления державного мышления;
    • государство уделяет очень мало внимания культуре, особенно это видно на периферии;
    • дурная, бессмысленная и беспощадная;
    • каждой сестре по серьге;
    • коммерциализация культуры;
    • недостаточная;
    • непоследовательная;
    • пока что - разделяй и властвуй;
    • поиск государствообразующей идеологии;
    • сумбурная.

Если обобщить эти высказывания, то получится картина, приведенная в табл. 13.

Таблица 13
Количество суждений, высказанных опрошенными, совпадающих с перечисленными блоками Доктрины (Концепции) культурного развития, существующей у российского правительства (в % к числу опрошенных)

Блоки
%
Степень концептуальности, осмысленности
Осмысленная 35.5
Направленность культурной политики
Охрана культурного наследия 3.2
Содержание культурной политики
Воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе терпимости, толерантности, равноправия культур 3.2
Воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе в духе патриотизма, державности, национального достоинства 3.2
Противостояние тем культурам, которые враждебны российской 16.1
Содействие развитию всех культур 6.5
Формы участия государства в культурном процессе  
Оказание финансовой помощи всем культурным проектам ("Всем сестрам по серьгам") 3.2
Оказание финансовой помощи культурным проектам, отвечающим интересам государства 3.7
Затрудняюсь ответить 12.9

    Оценивая ситуацию в регионах, в которых они живут и работают, участники проекта были менее категоричны. Так, на вопрос о том, есть ли в регионе какая-то осмысленная культурная политика, более 30 процентов всех опрошенных уверенно сказали, что есть. Примерно столько же сказали, что нет, и несколько менее 30 процентов затруднились с ответом. Что касается различий между регионами, то они оказались не очень значительными (табл. 14).

Таблица 14
Распределение ответов на вопрос "Существует ли какая-то осмысленная культурная политика в Вашем регионе?"
Варианты ответа
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Новосибирск
Самара
Воронеж
Нальчик
Москва
Среднее
Да
30.2
38.9
41.7
26.7
28.6
36.8
27.6
32.3
Нет
35.1
38.9
33.3
40.0
35.7
26.3
37.9
35.4
Затрудняюсь ответить
34.7
22.2
25.0
33.3
28.6
31.6
31.0
29.9

    Характеризуя содержание культурной политики властей в своем регионе, участники опроса в общем и целом обозначили ее как хаотичную, неосмысленную, направленную прежде всего на охрану культурного наследия, и вместе с тем содействующую развитию всех культур, находящихся на территории региона. Помощь властей выражается прежде всего в финансовой поддержке различных культурных проектов (табл. 15).

Таблица 15
Характеристика культурной политики властей в регионах, где она, по мнению опрошенных, имеется (в % к числу ответивших)

Характеристики
%
Степень концептуальности, осмысленности
Осмысленная 1.9
Хаотичная, неосмысленная, бездумная 23.1
Направленность культурной политики
Охрана культурного наследия 3.8
Содержание культурной политики  
Воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе терпимости, толерантности, равноправия культур 3.8
Воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе в духе патриотизма, державности, национального достоинства 5.8
Противостояние тем культурам, которые враждебны российской 5.8
Содействие развитию всех культур 11.5
Формы участия государства в культурном процессе  
Оказание финансовой помощи всем культурным проектам ("Всем сестрам по серьгам") 9.6
Оказание финансовой помощи культурным проектам, отвечающим интересам государства 17.3
Затрудняюсь ответить 11.5

    Участникам проекта был задан вопрос ". Какой, по Вашему мнению, должна быть культурная политика в России на ближайшую перспективу?" Ответы на этот вопросы показывают, что журналисты, полагающие, что у государства должна быть какая-то культурная политика, хотят прежде всего, чтобы это была понятная, осмысленная политика, ориентированная на охрану и содействие развитию различных культур (табл. 16). Хотя высказываются и другие мнения.

Таблица 16
Количество суждений, совпадающих с перечисленными характеристиками культурной политики в России на ближайшую перспективу (в % к числу опрошенных)

Характеристики
%
Степень концептуальности, осмысленности
Осмысленная 9.2
Хаотичная, неосмысленная, бездумная -
Направленность культурной политики
Охрана культурного наследия 5.3
Развитие культуры как единого целого
Поддержка конкретных культурных проектов 1.5
Содержание культурной политики
Воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе терпимости, толерантности, равноправия культур 8.4
Воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе в духе патриотизма, державности, национального достоинства 9.9
Развитие идей евразийства 1.5
Гуманизация общества 3.1
Уважение и терпимость по отношению к другим культурам, но поддержка русской православной культуры 4.6
Противостояние тем культурам, которые враждебны российской 5.3
Содействие развитию всех культур 18.3
Поддержка молодых талантов 3.8
Обеспечение доступа массам к высокому искусству 6.1
Формы участия государства в культурном процессе
Оказание финансовой помощи всем культурным проектам ("Всем сестрам по серьгам") 6.9
Оказание финансовой помощи культурным проектам, отвечающим интересам государства 7.6
Затрудняюсь ответить 8.4

    Интересный материал для размышлений дают ответы участников проекта на вопрос о том, в какой из известных им стран взаимоотношения между государством и культурой выстроены оптимальным образом ( Понятно, что высказывания участников опроса далеко не всегда ориентируются на собственный опыт пребывания в тех или иных странах. Скорее всего, речь идет о неких мифологемах. Однако как раз поэтому эти оценки и высказывания приобретают особое значение.). Если говорить об отдельных странах, то на первое место со значительным отрывом вышла Франция. Затем идут США, Германия, Великобритания, Швеция (табл. 17).

Таблица 17
Распределение ответов на вопрос "В какой стране взаимоотношения между государством и культурой выстроены оптимальным образом?" (в % к числу опрошенных)

Страна
%
Австрия
0.9
Бразилия
0.9
Великобритания
8.0
Германия
8.8
Голландия
1.8
Европа в целом
1.8
Индия
0.9
Иран
0.9
Исламские страны в целом
0.9
Италия
1.8
Канада
4.4
Китай
0.9
Норвегия
1.8
Россия
1.8
Северная Америка в целом
0.9
Сингапур
0.9
СНГ в целом
0.9
Страны Северной Африки в целом
0.9
США
15.0
Узбекистан
1.8
Финляндия
2.7
Франция
18.6
Швейцария
1.8
Швеция
7.1
Югославия
0.9
Южная Америка в целом
0.9
Япония
5.3
Таких стран не существует
0.9
Затрудняюсь ответить
6.2

    Таким образом, среди стран в явные лидеры выдвинулись Франция и США. Если же сгруппировать названные страны в культурно-цивилизационные ареалы, то система пристрастий журналистов, участвовавших в опросах, проявится еще рельефней. Большинство ориентированы на европейские схемы взаимоотношений между государством и культурой, затем идут те, кого устраивают подходы, реализуемые Северной Америке. Некоторый интерес вызывают страны Дальнего Востока: Япония, Китай (табл. 18).

Таблица 18
Культурно-цивилизационные ареалы, в которых с точки зрения опрошенных взаимоотношения между государством и культурой выстроены оптимальным образом (в % к числу опрошенных)

Ареалы
%
Европа в целом
55.8
Страны Северной Америки в целом
20.4
Дальний Восток в целом
8.8
Страны СНГ в целом (без России)
2.7
Страны Южной Америки в целом
1.8
Исламские страны в целом
1.8
Страны Северной Африки в целом
1.8

СМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ

    Участникам проекта было предложено оценить степень осведомленности общественности о ситуации в сфере культуры. Большая часть опрошенных журналистов, независимо от представляемого региона, оценила степень информированности общественности как низкую (табл. 19).

Таблица 19
Распределение ответов на вопрос "Считаете ли Вы, что российская общественность достаточно осведомлена о ситуации в сфере культуры?"
Варианты ответа
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Новосибирск
Самара
Воронеж
Нальчик
Москва
Среднее
Да 15.3 10.2 16.9 12.4 17.1 9.1 17.2 13.7
Нет 68.8 84.2 66.7 86.3 71.4 80.4 72.4 78.0
Затрудняюсь ответить 15.9 5.6 16.3 13.3 11.5 10.5 3.4 8.3

    Определяя главные проблемы, на которые, по мнению опрошенных, общественность должна обратить особое внимание, участники проекта предложили более ста высказываний. Вот некоторые формулировки:
    • Агрессивная американизация культуры.
    • Американизация молодежи через ТВ, рекламу, фильмы.
    • Американизация.
    • Антикультурное поведение правительства, членов Госдумы, власть имущих.
    • "Атомизация" школьного образования.
    • Безразличие общества к происходящим в стране культурным процессам.
    • Больше внимания "маленькому" человеку.
    • Большинство молодежи не признает свою национальную культуру.
    • Буддийский пояс Юга России - прошлое и настоящее.
    • В регионах нет культуры.
    • Взаимоотношения коренного населения с беженцами.
    • Взаимопроникновение разных культур - положительное и отрицательное в этом процессе.
    • Влияние "образцов" западной культуры.
    • Возрождение духовности в обществе и семье.
    • Возрождение самобытности национальных культур, их взаимодействие.
    • Воспитание культуры у детей.
    • Воспитание молодого поколения.
    • Воспитание толерантного подхода и в сфере этничности, и в сфере религии, и т.д.
    • Вузы и армия.
    • Вытащить из забвения русскую культуру.
    • Гетто как социально-культурная проблема.
    • Глобальная компьютеризация и ее влияние на культуру.
    • Духовность.
    • Жестокое обращение с детьми.
    • Засилие массовой культуры. Обозначившаяся пропасть в общественном сознании между потребителями массовой культуры и высокой культуры.
    • Засилье масскультуры иностранных производителей.
    • Знакомить читателя с культурными процессами в разных средах.
    • Изменить отношение к своему языку и риторике.
    • Исчезновение традиций национальных культур.
    • Качественный состав книжного и медиа рынков.
    • Качество культуры и условия ее существования.
    • Культура речи.
    • Материальная доступность культурных мероприятий.
    • Межнациональные отношения в отдельных регионах.
    • Мусор "массовой" культуры.
    • Научить понимать и уважать культурные традиции каждой нации.
    • Национализм и расизм.
    • Национализм.
    • Недоступность продуктов высокой культуры для всех.
    • Неравномерное распределение внимания к памятникам культуры, в т.ч. и финансовое.
    • Неуважение к культурам других наций.
    • Нехватка средств на серьезные проекты.
    • "Новые русские": кавказцы, татары, курды, калмыки и т.д.
    • Нравственность и культура.
    • Осознание необходимости возрождения утраченных моральных и культурных ценностей.
    • Оставить в покое орфографию русского языка.
    • Отсутствие преемственности между культурой старших поколений и "молодой" культурой.
    • Отсутствие связи Москвы и СПб с регионами.
    • Отсутствие толерантности.
    • Отсутствие финансирования, внимания и поддержки государства.
    • Очень узкое представление о русской культуре (стереотипы лубочного характера).
    • Плохая финансовая подпитка культуры.
    • Пошлость и вульгарность в культуре.
    • Правила общественного и личного поведения и культура.
    • Предотвращение этнических конфликтов.
    • Пренебрежение к чужой культуре и незнание собственной.
    • Примитивизм, воспитываемый в подростках МТV.
    • Проблема инвестиций в культуру.
    • Проблема культурной замкнутости народов.
    • Проблема малых народностей.
    • Проблема нетерпимости к инокультурным ценностям.
    • Проблема низкого качества продуктов массового потребления.
    • Проблема существования малых народов и культур нац. меньшинств.
    • Проблема чистоты языка.
    • Провинциальная сфера досуга.
    • "Размывание" русской национальной культуры.
    • Развитие нацистских настроений.
    • Разрушающее влияние телевидения на сознание человека.
    • Реформирование образования.
    • Снижение общего культурного уровня.
    • Снижение уровня образованности.
    • Сохранение историко-культурных заповедников и национальных парков.
    • Сохранение культуры, языка, обычаев малых, вымирающих народов.
    • Сохранение тех ценностей, которые выработало человечество.
    • Сохранность библиотечных фондов.
    • Сохранность музейных фондов.
    • Социальная защита деятелей культуры и творческих союзов.
    • Спасение памятников архитектуры.
    • Существование нескольких культурных сообществ на одной территории.
    • Торжество стандарта, обезличенность.
    • Умирание русского языка как языка межнационального общения.

     Обобщение высказанных суждений позволяет зафиксировать, что журналистов волнуют две группы проблем: содержательные и институциональные. Что касается содержательных проблем, то среди них на первое место выдвигаются проблемы агрессивной американизации российской культуры и национализма и расизма в массовой культуре. Среди институциональных проблем выделяется "недостаток финансирования и "разбазаривание" средств, отпущенных на культуру" (табл. 20). Есть основание предположить, что профессиональная интуиция опрошенных журналистов достаточно точно фиксирует проблемные ситуации.

Таблица 20
Количество суждений, совпадающих с перечисленными типами проблем, на которые, по мнению опрошенных, общественность должна обратить особое внимание (в % к числу опрошенных)
Типы проблем
%
Содержание культурной политики
Размывание русской культуры 14.1
Агрессивная американизация российской культуры 21.5
Безразличие общества к происходящим в стране культурным процессам 7.4
Национализм и расизм в массовой культуре 18.8
Недоступность высокой культуры большинству населения 9.4
Разрушение памятников культуры 6.0
Институциональные проблемы
Недостаток финансирование и "разбазаривание" средств, отпущенных на культуру 11.4
Разорванность культурного пространства: отсутствие связи между большими городам и малыми, между городом и селом 4.0
Социальная защита деятелей культуры и творческих союзов 1.3
Другое 0.7
Затрудняюсь ответить 5.4

Оценивая ту роль, которую современные российские СМИ играют в пространстве культуры, лишь 17 процентов опрошенных высказались в том смысле, что СМИ не играют никакой роли. Остальные участники проекта обозначили свыше десятка ролей, из которых наиболее значимыми являются роль инструмента массовизации, опошления культуры, затем роль инструмента борьбы разных течений и лишь в третью очередь роль инструмента развития культуры (табл. 21).

Таблица 21
Распределение ответов на вопрос "Какую роль играет сейчас российская пресса по отношению к культуре?" (в % к числу опрошенных)
Роли
%
Ранг
Инструмент развития 14.2 5
Инструмент массовизации 52.8 1
Инструмент борьбы разных течений 22.,8 2-3
Инструмент реализации политики государства 9.4 7-8
Зеркало культурных процессов 9.4 7-8
Инструмент информационной поддержки культурных проектов 5.3 9
Посредник между культурными элитами и массами 7.1 6
Не играет никакой роли 17.2 4
Всего понемногу 22.8 2-3

    Что касается региональных различий, то они проявились в том, что чем крупнее представляемый город, тем большее количество участников проекта рассматривают прессу в качестве инструмента развития культуры и одновременно в качестве канала влияния государства на культурные процессы (табл. 22).

Таблица 22
Распределение ответов на вопрос "Какую роль играет сейчас российская пресса по отношению к культуре?" по регионам (в % к числу опрошенных)

Роли
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Новосибирск
Самара
Воронеж
Нальчик
Москва
Инструмент развития 20.1 22.2 25.0 5.2 7.1 5.3 17.2
Инструмент массовизации 55.3 44.3 58.3 32.4 57.1 52.6 62.1
Инструмент борьбы разных течений 20.2 22.7 8.3 36.6 28.6 26.3 17.2
Инструмент реализации политики государства 10.6 2.3 4.2 13.3 7.1 5.3 20.7
Другая роль 35.0 33.2 31.3 33.6 21.4 31.6 20.7

Определяя задачи, которые, по мнению опрошенных должна решать пресса в области культурных процессов, участники проекта продемонстрировали широчайший разброс мнений. Однако агрегирование высказываний позволяет выделить в качестве главных задачу отражения разнообразия в сфере культуры, затем формирование высоких культурных стандартов и информирование людей о том, что происходит в сфере культуры. Все остальные задачи носят, по мнению опрошенных, второстепенный характер (табл. 23).

Таблица 23
Распределение ответов на вопрос "Какие задачи должна решать пресса по отношению к культуре?" (ранги)

Задачи Санкт-Петербург Екатеринбург Новосибирск Самара Воронеж Нальчик Москва Среднее
Формирование высоких культурных стандартов 1 2 4 2 4 2 1 2
Контроль действий органов власти 7 8 8 7 5 5 6 7
Отражение разнообразия в сфере культуры 2 1 3 1 1 1 2 1
Информирование людей 3 3 1 6 2 4 3 3
Анализ событий и процессов 4 5 5 3 3 6 5 5
Помощь организациям и деятелям культуры 8 6 7 8 8 8 7-8 8
Критика негатива 6 7 6 4-5 6 7 7-8 6
Содействие доступу населения 5 4 2 4-5 7 3 4 4
Давать возможность развлечься 9 9 - 9 9 9 9 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, мы можем констатировать, что в профессиональном сознании российских журналистов культуре придается очень большое значение. Журналистов волнуют проблемы агрессивной американизации российской культуры, проявления национализма и расизма в массовой культуре, недостаток финансирования и "разбазаривание" средств, отпущенных на культуру и т.д.
    Большая часть участников опросов уверены в том, что государство должно активно вмешиваться в процессы культурного развития. Государственное влияние на культурные процессы должно осуществляться, по мнению опрошенных журналистов, на основе некой Доктрины или Концепции культурного развития. При этом большая часть опрошенных журналистов считают, что в настоящее время у российского правительства нет какой-либо внятной Доктрины (Концепции) культурной политики
    Что касается содержания культурной политики государства, то большая часть опрошенных полагают, что культурная политика государства должна быть прежде всего ориентирована на охрану культурного наследия. Значительная часть опрошенных журналистов считает, что государство должно поддерживать лишь ту культуру, которая ориентирована на воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе патриотизма, державности, национального достоинства. Впрочем, есть и другая точка зрения, сторонники которой в культурной политике государства должно быть как можно меньше политики и что государство просто должно содействовать развитию всех культур, размещающихся на территории России. Другая линия противостояния пролегает между теми, кто считает, что содержанием государственной культурной политики должно быть воспитание граждан (и особенно молодежи) в духе терпимости, толерантности, равноправия культур и теми, кто считает, что главная задача государства в сфере культуры - противостояние тем культурам, которые враждебны российской. В целом числе тех, кто полагает, что государство должно интересоваться культурой прежде всего как инструментом воспитания, существенно больше тех, кто придерживается иных точек зрения.
    Идея придания государственной культурной политике сознательно мультикультурного звучания пока не находит в душах опрошенных журналистов горячего отклика. Во-первых, что касается самого понятия "мультикультурализм", то половина участников семинаров честно признались в том, что либо не знают, что это такое, либо затрудняются в формулировании своего понимания этой категории. Во-вторых, те, кто, имеет некое представление о категории "мультикультурализм", видит в этом понятии прежде всего ориентацию на мирное сосуществование разных культур (соседство культур) и лишь затем признание равноправия разных культур, терпимость по отношению к иным культурам или ориентацию на переплетение, взаимопроникновение, смешение культур. При этом ни один из опрошенных не отметил, что государство должно каким-либо образом стимулировать взаимодействие культур или защищать право граждан на право выбора модели культурного развития. Максимум, о чем иногда говорилось, о поддержке этнических культур.
    Опрошенные журналисты не очень высоко оценивают роль общественности в определении параметров культурной политики. Не случайно опрошенные так низко оценили степень информированности общественности по проблемам культуры.
    Что же касается той роли, которую играют в пространстве культуры СМИ, то лишь 17 процентов опрошенных полагают, что СМИ не играют никакой роли. Остальные участники проекта обозначили свыше десятка ролей, из которых наиболее значимыми являются роль инструмента массовизации, опошления культуры, затем роль инструмента борьбы разных течений и лишь в третью очередь роль инструмента развития культуры. При этом, чем крупнее представляемый город, тем большее количество участников проекта рассматривают прессу в качестве инструмента развития культуры и одновременно в качестве канала влияния государства на культурные процессы. На данном этапе своими главными задачами в области культуры опрошенные журналисты считают отражение разнообразия в сфере культуры, затем формирование высоких культурных стандартов и информирование людей о том, что происходит в сфере культуры.
    В целом можно сказать, что на сегодняшний день в журналистском сообществе России существуют несколько существенно различающихся концептуальных подходов как к толкованию категориального аппарата, связанного с осмыслением явлений культуры, так и роли государства, общественности и СМИ в определении направленности культурных процессов. Противоречия между сторонниками этих подходов объясняют многие "странности" в освещении средствами массовой информации культурной проблематики.
    Поскольку данное исследование носило предварительный, пилотный характер, полученные выводы не могут претендовать на универсальность. Нужны более масштабные и глубокие исследования проблем взаимодействия массово-медийного и культурного комплексов России.

Оглавление