Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. СМИ

РОССИЙСКАЯ ПРЕССА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ: ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(Материалы исследований и научно-практической конференции)

Оглавление

Общий дом на перекрестке дорог

Вера ВОЛОШИНОВА, газета "Молот" (г.Ростов-на-Дону)

 Я, наверное, начну с того, с чего, честно говоря, не хотела начинать. Меня все время не оставляет ощущение, что мы говорим о двух разных Россиях, о каких-то параллельных мирах, которые, может быть, где-то там пересекаются. Но где, тем не менее, действуют все-таки относительно разные или точки отсчета, или вообще как таковые системы существования. Здесь прозвучало, что мир наелся глобализма, и теперь люди обращаются к своей самости, и, в частности, к своим национальным культурам. Мне кажется, у нас в регионах многим людям помогло выстоять то, что они имели под ногами этот фундамент в виде каких-то традиций, позволяющих им хотя бы в нравственном отношении удержаться на плаву.
    Я хочу рассказать, что делается у нас на Дону и в смысле культуры, и в смысле отношений культуры и прессы. Для начала напомню, что Дон - это самая великая степь, о которой писал Лев Гумилев, перекресток очень многих дорог. И поэтому полиэтничность каким-то образом закрепилась. Я не хочу сказать, что на генном уровне, но где-то около этого. Напомню исторический факт: последними пришли к нам армяне. Не думаю, что это было достаточно мирно, но, во всяком случае, за двести двадцать три года все, по крайней мере, внешние конфликты были исчерпаны. Но с возникновением двух волн миграций, которыми отмечены девяностые годы, начали возникать некоторые проблемы. И, как мне кажется, наша областная администрация повела себя очень хорошо. По-моему, исключительно из чувства самосохранения. Мы говорили, что в национальных культурах надо поддерживать то, что способствует развитию личности. Это единственный способ самосохранения и мирного сосуществования людей с совершенно различным укладом. У меня такое ощущение, что у нас так оно и случилось. Может быть, это не было озвучено, но в действиях властей так было. По крайней мере, во всех тех началах якобы межнациональных конфликтов, которые удавалось пригасить в самом зародыше.
    Наша областная газета "Молот" очень тесно сотрудничает с Ростовским областным музеем краеведения. И в прошлом году мы выиграли грант в конкурсе "Наука, СМИ и гражданское общество". Наш грант называется "Что такое хорошо или опыт укрепления социального мира в многонациональном регионе". В принципе, этот грант - продолжение работы с музеем краеведения. Эта работа, в частности, нашла в материалах конференции "Проблемы изучения, сохранения и пропаганды многонациональной культуры Дона". Это результаты гранта "Дон - наш общий дом", который был в прошлые годы. Что мы рассчитываем делать в рамках нашего гранта? Мы решили ездить по области, собирать, обобщать, и, естественно, широко пропагандировать опыт того самого мирного сосуществования множества народов, который был и в глубоком прошлом, и есть сейчас. Поездка, запланированная на ближайшее время, - места проживания татар в Веселовском районе. А далее - по всей области. Мы объявили конкурс под названием "Самая счастливая семья", речь идет о межнациональных браках, потому что их у нас огромное множество. И, например, с моей точки зрения, семья - это то самое маленькое пространство, где как раз и сходятся представители разных культур со своими менталитетами, установками, и так далее. И они, если хотят выжить, просто обязаны находить точки соприкосновения, и уж, наверное, выявлять не худшие стороны своего менталитета. Вот пример: жена - немка, муж - кореец. То есть, сочетание удивительное. Тем не менее, семья прожила более пятидесяти лет, хорошая семья. У нас в области зарегистрировано двадцать шесть диаспор в качестве национально-культурных сообществ. И практически все главы диаспор женаты на донских казачках, что тоже очень интересно.
    Теперь я хочу перейти к тому, как все это отражается в прессе. На страницах нашей газеты находят отражение многие ситуации, связанные с якобы межнациональными конфликтами. Сейчас все время говорят, что существует заказ. Но интересно соотношение между заказом, который журналист получает, и его выполнением. Потому что можно по форме вроде бы выполнить заказ, но по сути опровергнуть его цель. В частности, если перевести вопрос из области национальных претензий к кавказцам в правовую область. В Кружилинском возникла ситуация, когда дагестанцы выпасали свой скот повсюду. Этот конфликт удалось перевести в правовую область. С ними заключили договор об аренде пастбищ, а местная милиция составила протокол о потраве посевов и оплате ущерба. И как только это было сделано, национальный конфликт испарился. И все стало на свои места. Я очень рада, что у нас именно такие вещи находят отражение в газете. Но, к сожалению, есть газеты, которые преследуют немножко иные цели.
    Вот план мероприятий нашего музея по работе с национально-общественными организациями. По-моему, наш музей - это самая активная государственная структура, которая с ними работает. На 2002 год у них запланировано такое мероприятие: каждая национальная община выбирает свой праздник и празднует его вместе со всеми. Причем на эти праздники приглашаются представители всех остальных диаспор. Всегда говорят, что национальная община - это хорошо, а где же хозяева? Где же казаки, где русские? У нас образовался Славянский культурный центр, они будут отмечать день Ивана Купалы.
    К сожалению, есть и отрицательные примеры. В середине сентября в Ростове проходит День города. И работники музея буквально вытащили на этот праздник представителей чечено-ингушского просветительского центра "Война", которые по вполне понятным причинам никогда старались особенно не светиться. Те пришли напряженные, но приняли их просто замечательно. Выходит газета "Вечерний Ростов" со вполне доброжелательно статьей. Но заголовок на первой полосе аршинными буквами - "Чеченцы захватили музей". Директор пишет опровержение, которое, естественно, не опубликовали.
    Еще случай, который произошел в Мартыновском районе. Там тоже вроде бы получился межнациональный конфликт, хотя не знаю, можно ли его так назвать. Девятиклассницу понесло в двенадцать ночи в кафе, где сидели дагестанцы. Там они что-то не поделили, и дагестанец дал ей пощечину. Казалось бы, вмешайся участковый милиционер, и все было бы решено. Нет, ничего подобного, наших бьют. Опять стенка на стенку. Но дело в том, что Мартыновский район - это восточный район области, коридор, по которому ходят из Чечни и обратно. Там много приезжих, и ведут они себя, честно говоря, не очень хорошо. Но, опять же, тут дело власти. Покажите, кто хозяин, и предложите гостю вести себя достойно. В данном случае этого не было сделано. Выезжала комиссия, пытались найти зачинщиков, которые сразу использовали все в своих целях. Можно сказать, что районная газета "Мартыновский вестник" достаточно адекватно отражала все эти ситуации. Короче, этот конфликт удалось уладить. Опять же, призвав местную власть к выполнению своих обязанностей.
    Но в это же время потрясающе бестактно, бездумно, а, может быть, провокационно повело себя бывшее НТВ. В частности, его корреспондент, как только прошли слухи об этом случае, выезжает туда, снимает действительно провокационный сюжет, а заканчивает тем, что собирает по всей Мартыновке мальчишек... Я уж не знаю, на мороженое там он им раздал деньги? В общем, по-моему, вся Россия видела этот сюжет: мальчишки выскакивали из темноты - русские, не русские, кто угодно, там разные лица мелькали, - и кричали в камеру: "Аллах акбар". Это чудовищно, это была инсценировка чистой воды, это была провокация. Когда в Москве защищали, извините за выражение, свободу слова, которая почему-то должна была сопутствовать господину Киселеву, заказчику, как я понимаю, все говорили, какие на НТВ профессионалы. Мне кажется, что если люди заказывают такие вещи, они не имеют права называться профессионалами.

Оглавление