БИБЛИОТЕКА. МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ |
РОССИЙСКАЯ ПРЕССА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ: ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ |
Оглавление |
ПРЕДИСЛОВИЕИосиф ДЗЯЛОШИНСКИЙ,
председатель Совета директоров Независимого Института Коммуникативистики, президент Правозащитного фонда "Комиссия по свободе доступа к информации" Эта книга является, в каком-то смысле, итогом большого проекта, который Независимый Институт Коммуникативистики выполнил в 2001-2002 году при финансовой поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Проект назывался "Российская пресса: учимся освещать проблемы мультикультурализма". Главная цель Проекта - вовлечение журналистского сообщества в обсуждение проблем, связанных с сосуществованием в России множества различных культур, поиском путей равноправного развития различных культур, преодоления дискриминации различных групп населения во всех сферах общественной жизни, обеспечения равных шансов при трудоустройстве и получении образования, отмены скрытых и явных препон в административной карьере, и т.д. Главное отличие этого Проекта от множества других, посвященных проблемам этнической и прочей толерантности, заключается в том, что Проект предполагал не просто активизацию деятельности журналистов по формированию в российских регионах "системы иммунитета" к этнической и национальной агрессивности, но и был направлен на стимулирование интереса журналистов к доктринальным, концептуальным основам культурной политики властей как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне конкретных субъектов Федерации. Авторы Проекта стремились обеспечить с помощью журналистов прозрачность процесса принятия решений в сфере культурной политики, функционирования и взаимодействия национально-культурных автономий. Акцент на понятии "мультикультурализм" был сделан потому, что в постперестроечный период много внимания уделялось (и продолжает уделяться) проблеме толерантности. Широко известен План мероприятий Межведомственной программы "Толерантность", утвержденной 31 декабря 1999 года заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко. Сейчас начинается реализация Государственной программы "Толерантность". Активно способствует формированию толерантного сознания россиян Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса). Однако толерантность представляет собой лишь одну из граней сложной проблемы становления гражданского, открытого общества. Лингвисты понимают под толерантностью терпимость, снисходительность к чужим недостаткам. Политологи рассматривают толерантность как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего. Несколько иной смысл заложен в определении, которое содержится в Декларации принципов толерантности, утвержденной в 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО. В Декларации толерантность предлагается рассматривать как:
Таким образом, толерантность выступает как психологическая или социально-психологическая характеристика индивидов и социальных групп, проявляющаяся в их взаимодействии с другими индивидами или социальными группами. Другой гранью, тесно соприкасающейся с толерантностью, но не сводимой к ней, является мультикультурализм. Этим понятием обычно обозначают комплекс идей и действий различных социальных субъектов (государственных и иных организаций), направленных на равноправное развитие различных культур, содействие сосуществованию различных культур в одной стране. Мультикультурализм, имеющий на Западе богатую аналитическую и практическую традицию, в России известен плохо. Так, около половины региональных журналистов, участвовавших в семинарах по мультикультурализму, признались, что вообще впервые слышат это слово. Хотя на русском языке существует довольно богатая литература по этой проблематике. В том числе, и в Интернете (Владимир Малахов. Культурный плюрализм versus мультикультурализм. http://www.iicas.org/articles/library/libr_rus_07_05_01_p.htm Роль национального образования в процессе самоидентификации этносов г. Москвы. http://www.earthburg.ru/php/process.php?lang=r&c1=10&id=1&file=lucky.htm Цюрхер Х.. Мультикультурализм и этнополитический порядок: некоторые методологические замечания. http://www.politstudies.ru/archive/1999/6/12.htm Татьяна Габрусенко. О мифах мультикультурализма в Австралии. http://www.russ.ru/ist_sovr/tour/20011119_gabr.html Элла Куликова, Межнациональная коммуникация: к мультикультурализму или от него? http://www.relga.rsu.ru/n58/cult58_2.htm ). Как показано в работах Г. Терборна (Терборн Г. Мультикультурные общества. // Социологическое обозрение. Том 1. № 1. 2001.), термины "мультикультурное общество" и "мультикультурализм" возникли в Канаде в 1960-х годах, но обозначаемый ими феномен известен с глубокой древности. Общества, которые сейчас называются мультикультурными, раньше именовались "мультинациональными", "мультиэтничными", "мультирелигиозными", "мультирасовыми", "сегментарными". Они рассматривались как проявления "культурного плюрализма", "культурных различий" и "метисизации" (Латинская Америка). Сам термин "мультикультурализм" получил официальное политическое признание в 1971 году. Мультикультурализм родился из осознания непродуктивности ассимиляторских усилий со стороны государства. Приблизительно с 70-х годов XX века возникает понимание невозможности добиться этнокультурной гомогенности общества и формируется идеал интеграции без ассимиляции. На общество начинают смотреть не как на культурное единство, а как на совокупность равноправных этнокультурных и этнорелигиозных сообществ. Нынешний интерес к проблеме мультикультурализма (независимо от того, носит ли он теоретический или эмпирический характер) связан с тем, что культурные различия в обществе, организованном в форме государства, не только не исчезают или сглаживаются, но, напротив, проявляют явные тенденции к нарастанию. В Соединенных Штатах мультикультурализм возник в 1970-е годы, но несколько в отличном контексте и с другими коннотациями, чем в Канаде и Австралии. Он в большей степени относился к феминизму, особенно культурному и этническому феминизму, к движениям черных или афроамериканцев, а также геев и лесбиянок. Центрами их сопротивления являлись обычно университеты и колледжи высшего образования. Наиболее острыми вопросами были требования этнических квот, мультикультурных учебных программ, юридических норм против дискриминационных высказываний и сексуальных домогательств. В европейский политический и академический лексикон мультикультурализм вошел в середине 1980-х, но он не был выражением официальной политики. Тем не менее, поддержка, которую оказывают шведское, нидерландское и некоторые другие правительства специальным образовательным программам, предоставляющим иммигрантам возможность обучаться на родном языке, ассоциациям иммигрантов и публичным фольклорным праздникам, может считаться политикой мультикультурализма. В 1989 году во Франкфурте-на-Майне, одном из самых полиэтничных городов Европы, был создан Отдел по мультикультурным вопросам. Государственный министр, уполномоченный федерального правительства по делам культуры и средств массовой информации профессор Юлиан Нида-Рюмелин писал в журнале "Deutschland": "Культурная политика часто сводится к финансовым аспектам содействия искусству. Но замыкание на финансовых вопросах - при всей их важности - таит в себе опасность сползания к политике без ориентирующего компаса. Постараюсь кратко объяснить, почему именно понятие "интеграция" я считаю "компасом", способным вести через поля культурных напряженностей. Правильно понимаемая интеграция не имеет ничего общего с ассимиляцией, цель которой - сделать так, чтобы живущие в Германии иностранцы по возможности мало отличались от коренных жителей. Сбалансированная концепция интеграции требует также дистанцирования от романтического взгляда на многокультурность, ратующего за независимое сосуществование различных культур. Оба подхода - ассимиляция и сегрегация - одинаково неверны, поскольку исходят из того, что совместная жизнь в обществе якобы невозможна без прочной коллективной идентичности. Современные нации определяют себя не через разграничение, а на базе консенсуса относительно действующих в обществе правил взаимоотношений и сотрудничества. Этот общий базис создает пространство для признания множества культурно обусловленных индивидуальных жизненных форм. Только на основе такого консенсуса индивиды могут выходить из заданных культурных рамок и уважать другие идентичности. Искусство и культура - наиболее адекватные средства трансцендирования собственной культурной идентичности и лучшего понимания самих себя как во внутриобщественном, так и в международном диалоге" (Задачи будущей культурной политики. // Журнал "Deutschland", № 4/2001, с.59 ) В некоторых европейских странах мусульманам было разрешено (пусть не без колебаний и при условии строгого контроля) на равных правах с христианами создавать собственные школы. Совет Европы уделяет большое внимание культурным и прочим правам меньшинств. Все это дает основание для вывода о том, что мультикультурализм представляет собой не просто психологическую особенность или этическую доктрину, но и определенную политическую программу, государственную политику, характерную для государств, стремящихся способствовать формированию открытого общества. Таким образом, толерантность и мультикультурализм представляют собой тесно связанные, но не идентичные понятия. Предлагаемый проект как раз и был направлен на вовлечение регионального журналистского сообщества России в обсуждение проблем, связанных с сосуществованием в России множества различных культур. Актуальность выполненного Независимым Институтом Коммуникативистики проекта обусловлена тем, что в настоящее время для многих россиян характерны ненависть к приезжим, желание "очистить Россию от иностранной скверны", искоренить "нетрадиционные религии" и фундаменталистов, и т.д. Участились проявления нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах. Есть факты насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений. Российские СМИ, регулярно освещающие в определенном ключе вопрос о "лицах кавказской национальности" и попутно внедряющие в сознание людей негативные стереотипы, вносят свой вклад не только в формирование бытового расизма, но и в оправдание действий различных структур, проводящих дискриминационную политику. Все это свидетельствует о том, что есть настоятельная необходимость бороться за то, чтобы не только обеспечить толерантность к представителям других культур на межличностном уровне, но и добиться положения, при котором и на уровне управленческой практики, включая деятельность органов правопорядка, различных социальных структур, и, прежде всего, органов власти, обеспечивалось уважение прав человека и основных свобод для всех граждан страны. Для достижения целей проекта среди региональных журналистов был проведен конкурс публикаций по проблемам мультикультурализма, а затем были проведены семинары-тренинги. К участию в конкурсе были приглашены журналисты из 980 газет, издающихся в следующих регионах: Северо-Запад, Урал, Сибирь, Поволжье, Юг, Центральный и Центрально-Черноземный районы. В редакции были разосланы приглашения, проведены переговоры с руководителями всех изданий. К сожалению, на призыв принять участие в конкурсе откликнулись далеко не все приглашенные. В ходе переговоров обнаружилось несколько причин, по которым руководители региональных изданий не захотели участвовать в конкурсе:
Однако дальнейшее развитие Проекта показало, что первоначальный скептицизм некоторых редакторов основан, видимо, на определенной "перекормленности" представителей региональной прессы обучающими программами (иногда не очень высокого уровня): после первых двух семинаров в Институт стали поступать звонки примерно следующего содержания: "Нам предлагали принять участие в конкурсе, мы отказались, но потом услышали отзывы тех, кто был на семинарах, и теперь хотели бы тоже поучаствовать". Кроме сотрудников печатных СМИ, в работе семинаров участвовали представители теле- и радиокомпаний, преподаватели и студенты факультетов журналистики СпбГУ, УрГУ, Невского университета, екатеринбургского Гуманитарного университета, работники Центра независимых социологических исследований (СПб), Музея этнографии (СПб), Екатеринбургского театрального института, "Медиа-союза" в Воронеже, Ассамблеи народов Воронежской области и других организаций. Программа семинаров-тренингов была направлена на формирование комплекса знаний и умений, необходимых журналистам для освещения различных аспектов мультикультурных отношений в деятельности органов власти, организаций, ведомств, бизнес-структур, структур гражданского общества. В ходе семинаров-тренингов рассматривались такие проблемы, как:
Для проведения семинаров были приглашены специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, а также местные эксперты по проблемам мультикультурализма. Участники семинаров встречались с лидерами местных культурных и мультикультурных организаций и движений. В ходе "круглых столов" участники семинаров-тренингов обменивались информацией относительно успешных акций и методов по развитию мультикультурализма. В качестве основы для дальнейших размышлений слушатели семинаров получили книгу Бетти Э. Риэрдон "Толерантность - дорога к миру" и подборку собранных сотрудниками Института информационных, методических и аналитических материалов общим объемом свыше 700 страниц, объединенных в шесть разделов: В рамках выставки "Пресса-2002" состоялся организованный Независимым Институтом Коммуникативистики "круглый стол" на тему "Пресса в пространстве культуры: инструмент дискриминации или развития толерантности?" На "круглом столе" обсуждались проблемы, связанные с сосуществованием в России множества различных культур, анализировалась роль средств массовой информации в создании условий для равноправного развития различных культур, формировании атмосферы толерантности. В дискуссии приняли участие руководители общефедеральных и региональных газет, журналисты, представители правозащитных организаций, преподаватели факультетов журналистики. В ходе обсуждения участники пришли к выводам о том, что для развития идей мультикультурализма и толерантности в массовом сознании необходима разумная государственная политика, которая должна быть направлена на воспитание умения воспринимать другого человека не только в узком этническом, религиозном или социальном смысле, но и в общекультурном. Всего в мероприятиях, проведенных в рамках Проекта, приняли участие 126 человек. Статистические данные об участниках мероприятий приведены ниже1 (в %). В среднем более 90% участников мероприятий дали положительные оценки как предложенным программам, так и качеству полученной информации. Большинство журналистов сочли предложенную на семинарах информацию полезной как для уточнения собственного видения проблем мультикультурализма, так и для дальнейшей практической деятельности и даже для самосовершенствования. Об этом свидетельствуют такие, например, высказывания участников семинаров:
Определяя идеи, которые они усвоили в ходе занятий, слушатели семинаров предложили, например, такие формулировки:
Были и такие высказывания: "Огромное спасибо!"; "Получена новая информация. Всем искренняя благодарность!" По завершении семинаров-тренингов в Москве была проведена итоговая научно-практическая конференция "Пресса, государство, культура: Мультикультурализм как новая философия взаимодействия". Перед участниками конференции была поставлена цель на основе материалов, накопленных на предыдущих стадиях Проекта, обсудить систему взаимоотношений между прессой, культурными сообществами и властью с точки зрения поиска эффективных технологий позитивного взаимодействия, обеспечивающего мультикультурное развитие России. В соответствии с этой целью участникам конференции было предложено сосредоточить свое внимание на следующих задачах:
Всего на конференции было сделано 27 докладов и выступлений. Именно эти материалы стали основой данной книги. Руководителем Проекта "Российская пресса: учимся освещать проблемы мультикультурализма" был Герман Германович Дилигенский - руководитель Центра социально-политических исследований Института мировой экономики и международных отношений, профессор Высшей школы экономики, лауреат Государственной премии, человек, олицетворявший собой эпоху в российской социологии и социальной психологии. Сферой его особых интересов было современное российское общество, политические и информационные процессы, происходящие в России. К сожалению, Герман Германович не дожил до завершения Проекта, но оставил нам свою статью по проблеме взаимоотношений общества и бизнеса, которую мы и публикуем в этой книге. |
Оглавление |