Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ТЕРРОРИЗМ

РЕКОМЕНДАЦИЯ ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СОВЕТА ЕВРОПЫ N 1706 (2005)
"Средства массовой информации и терроризм"

Мария Соколова

1. Парламентская ассамблея Совета Европы считает, что терроризм не должен посягать на важное значение свободы выражения мнений и слова в средствах массовой информации, - свободу, которая является одним из основополагающих принципов демократического общества. Такая свобода предусматривает право общественности быть информированной в вопросах, вызывающих озабоченность общественности, включая акты терроризма и их угрозы, а также меры реагирования государств и международных организаций на эти угрозы и акты.

2. Террористические акты - это акты, которые имеют своей целью создание обстановки ужаса, страха или хаоса среди населения. Распространение чувства ужаса, страха и хаоса среди населения во многом зависит от образов и сообщений о террористических актах и их угрозе, распространяемых средствами массовой информации. Вездесущность средств массовой информации на глобальном уровне зачастую до неузнаваемости умножает масштабы случившегося.

3. Ассамблея напоминает о своей Резолюции # 1271 (2002) и Рекомендации # 1550 (2002) о борьбе с терроризмом и соблюдении прав человека и вновь подтверждает, что борьба с терроризмом не должна использоваться в качестве предлога для ограничения основных прав и свобод, гарантированных Европейской конвенцией о защите прав человека и связанными с ней правовыми документами Совета Европы. В этой связи она поддерживает Руководящие принципы о защите прав человека и борьбе против терроризма Комитета министров от 11 июля 2002 года.

4. Ссылаясь на Декларацию Комитета министров от 2 марта 2005 года о свободе выражения мнений и слова в средствах массовой информации в контексте борьбы с терроризмом, Ассамблея особо подчеркивает, что положения Статьи 15 Европейской конвенции о защите прав человека не могут применяться в случаях совершения актов терроризма, с тем чтобы ограничить свободу выражения мнений и слова сверх существующих ограничений, предусмотренных пунктом 2 Статьи 10 Конвенции, поскольку террористические акты не могут с юридической точки зрения квалифицироваться как военные действия, равно как не могут угрожать самой жизни демократического государства.

5. Ассамблея считает необходимым, чтобы общественность и средства массовой информации осознали тот факт, что террористы совершают свои акты против общества и соответственно используют средства массовой информации для максимально возможного воздействия. Этот аспект приобретает еще большее значение вследствие того, что террористы научились использовать информационные технологии для распространения своих собственных аудиовизуальных записей, сообщений в электронном формате или размещения своих веб-сайтов в сети Интернет, что вынуждает государства и средства массовой информации реагировать на это соответствующим образом.

6. С должным учетом неприкосновенности тайны частной жизни и человеческого достоинства жертв террористических актов и членов их семей Ассамблея подчеркивает важность информирования в полном объеме общественности о террористических актах, в том числе о страданиях, причиненных этими актами, а также о социальных, культурных и политических последствиях таких актов. Обсуждение информированной общественностью конкретных актов терроризма может привести к принятию надлежащих политических мер реагирования на эти акты и не допустить набора новичков в группы террористов.

7. Ассамблея верит в то, что европейская политическая система и культура и ее граждане, политические деятели и журналисты способны избегать распространения в средствах массовой информации чересчур сенсационных сообщений, связанных с терроризмом.

8. Ассамблея рекомендует работникам средств массовой информации:

I. разработать в рамках своих профессиональных организаций кодекс поведения для журналистов, фотографов и редакторов, занимающихся вопросами освещения террористических актов и угроз, с тем чтобы держать общественность в курсе событий без неоправданного приумножения воздействия терроризма;

II. организовать курсы профессиональной подготовки для работников средств массовой информации, имеющие своей целью повышение уровня информированности об особо чувствительном характере сообщений о терроризме в средствах массовой информации;

III. сотрудничать между собой, например, в рамках своих профессиональных организаций, с тем чтобы избегать погони за сенсационными новостями и изображениями, которая играет на руку террористам;

IV. не потворствовать целям террористов путем приумножения чувства страха в обществе, который могут вызывать террористические акты или путем предоставления террористам трибуны, привлекающей широкое общественное внимание;

V. воздерживаться от распространения шокирующих снимков или видеоматериалов о террористических актах, которые нарушают неприкосновенность тайны частной жизни и посягают на человеческое достоинство жертв или способствуют ужасающему воздействию таких актов на общественность, а также на жертв и членов их семей;

VI. избегать усиления через свои сообщения и комментарии напряженности в обществе, в основе которой лежит терроризм, и, в частности, воздерживаться от распространения сообщений на "языке вражды".

9. Ассамблея просит всех своих членов и делегации, имеющие статус наблюдателей, принимать во внимание настоящую Рекомендацию в процессе своей работы на национальном уровне и провести обсуждение этого вопроса в своих соответствующих национальных парламентах.

10. Ассамблея рекомендует Комитету министров просить Государства-Члены и государства со статусом наблюдателей:

I. на регулярной основе информировать общественность и средства массовой информации о правительственных программах и мерах, направленных на борьбу с терроризмом, а также о его причинах;

II. воздерживаться от наложения запрета или даже от ненадлежащего ограничения на распространение информации и мнений о терроризме в средствах массовой информации, а также о реакции органов государственной власти на террористические акты и угрозы их проведения под предлогом борьбы с терроризмом;

III. информировать, по их просьбе, представителей средств массовой информации, занимающихся вопросами освещения терроризма, о конкретной ситуации в области безопасности в каждом случае во избежание того, чтобы журналисты, занимающиеся расследованием террористических актов, оказались не защищенными перед опасностями, создаваемыми террористами или антитеррористическими действиями органов государственной власти;

IV. включать в школьные учебные программы в своих странах вопросы изучения характера работы средств массовой информации, с тем чтобы просвещать общество в области критического и осознанного отношения к публикуемым в средствах массовой информации сообщениям и повышать уровень информированности об ужасах террористических актов;

V. сотрудничать со своими правоохранительными органами в целях предотвращения распространения террористами незаконных сообщений или изображений в сети Интернет;

VI. применять Дополнительный протокол к Конвенции по киберпреступлениям, касающийся криминализации актов расистского характера и ксенофобии, к материалам террористической направленности, размещаемым в компьютерных системах постольку, поскольку последние пропагандируют, возбуждают или провоцируют ненависть или насилие в отношении любой отдельной группы лиц по признаку расы, цвета кожи, социального положения или национального или этнического происхождения, а также вероисповедания, если все это используется в качестве предлога для каких-либо из этих факторов.

11. Ассамблея просит Комитет министров:

I. осуществлять мониторинг освещения актов терроризма в европейских средствах массовой информации, в частности, в том, что касается Декларации Комитета министров Совета Европы о свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом;

II. разработать под руководством и в тесном сотрудничестве с работниками средств массовой информации и их профессиональными организациями, а также с ЮНЕСКО и другими организациями, работающими в этой же области, справочник для журналистов, публикующих сообщения о террористических актах и насилии;

III. развернуть работу, касающуюся Дополнительного протокола к Конвенции по киберпреступлениям, устанавливающего рамки для сотрудничества в области безопасности между Государствами-Членами и государствами со статусом наблюдателей с целью предотвращения кибертерроризма в форме крупномасштабных атак на компьютерные системы и посредством компьютерных систем, которые угрожают национальной и общественной безопасности или экономическому благосостоянию того или иного государства.

Перевод Института проблем информационного права, 2005

Источник: www.medialaw.ru