Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ДЕТИ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИВНОГО ГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ

В.А. Воробьева
Салаватский педагогический колледж

В настоящее время школы получают огромную поддержку от государства. Школы оснащаются учебными пособиями, средствами обучения, средствами наглядности и аудиоматериалами. Учителям предоставляется возможность повышать свою квалификацию на различных курсах и семинарах. Несмотря на это, выпускники нашей школы, как средней, так и высшей, часто не могут сказать двух слов на языке, который они "изучали" годами. Это проблема не столько учеников, сколько проблема методики преподавания языка и возможности его использовать.

Наиболее жизнеспособным в настоящий период оказался интенсивный метод. Интенсивный метод базируется на высокой мотивации общения. Эта мотивация достигается использованием игровых стимулов, включенных во все виды учебных материалов. Ролевая игра - есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Сам термин "игра" на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок при этом будет говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игра представляет собой небольшую ситуацию. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, ребенок немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику, имеет целенаправленность и носит обязательный характер. Рассмотрим формы ролевой игры на уроках иностранного языка.

Для младшего школьного возраста подходит сюжетная ролевая игра сказочного содержания. Младший школьный возраст принимает воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет. Участники игры с большим интересом обыгрывают маски, костюмы, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.

Для среднего школьного возраста - сюжетная ролевая игра бытового содержания, потому, как эти игры отражают разные стороны жизни школьника (учебу, досуг, труд), воспроизводят фрагменты его реального жизненного опыта.

Для старшего школьного возраста - имитационная ролевая игра познавательного содержания. У старшего школьного возраста повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли.

С учетом выявления профессиональных интересов школьников организовывались имитационные деловые игры. Деловая игра позволяет имитировать ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности. Имитационные деловые игры соответствуют возрастным особенностям учащихся старших классов, профессиональной ориентации школьников, задачам их воспитания и всестороннего развития.

Таким образом, ролевые игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста. Применение данного приема позволяет эффективнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи.

Мы предлагаем вашему вниманию ролевую игру, которую можно провести, используя материалы "Letter from Britain". Тема : "Sport in Britain", используемый материал "Focus on Britain", стр .38. Ролевая игра : "Interviewing the British Champions".

Four pupils are the champions while the rest of the class are newspaper reporters. The "Champions": Read carefully through your role card so that you know who you are. Be prepared to use your imagination when answering the questions about things not on your role card.
ROLE CARD 1: Nigel Mansell: Won the world motor racing championship. Drove a Williams-Renault.
ROLE CARD 2: Nick Faldo: Winner of the Open Golf Championship. Number1 golf player in the word.
ROLE CARD 3: Linford Christie: Won the gold medal for the 100 metres at the Barcelona Olympics.
ROLE CARD 4: Sally Gunnel: Won the gold medal in Barcelona for 400 metres hurdles.
The "Interviewers": make up questions to ask the champions, e.g.: ask the sportsmen about their birth-place, early life, families, hobbies, pets. When did they first become interested in sport? Ask About the competitions they took part in, about their future plans etc.

Вот пример деловой игры, проведенной нами в профильном экономическом классе. Ребята по желанию создали три группы - "семьи", и из нескольких предложенных вариантов одна группа выбрала "производство безалкогольных напитков", вторая - "пиццерию", а третья - "фабрику электронных игрушек". Заданием для всех было представить "свой бизнес", опираясь на вопросы, которые были даны каждой группе заранее: Say...

a) if you can give a name to your company;
b) if you prefer to be a sole owner or you'll try to find partners;
c) if it is a family business, say what functions can be given to your relatives;
d) what makes you think your business is a success;
e) how large your company's staff is;
f) what troubles you are going to meet;
g) if your business is a profitable one.

Вот так, например, происходила "презентация семейной фирмы", производящей электронные игрушки.

Ученик 1. The name of our business enterprise is "Russian Electronics". We believe it will be our family business, but we are going to find partners in different branches of industry and science. Our company's staff is not big at present: 8-10 people. But if it flourishes, we'll recruit more workers. As it is a family business, my father, Victor, is at the head of it. My sister and I are managers, and our mother is responsible for the accounts department. Also we employ some engineers and workers.

Ученик 2. Now we'll try to present our product. On the basis of the latest improvement and the newest technology we have designed our Sweety-Talkie.
Our product offers potential customers a set of new qualities. To be more specific, Sweety-Talkie is equipped with a new generation brain. It says 200 words, moves in all directions, opens and closes its eyes, claps its hands, chuckles, when a secret tickle-spot is touched. (Все эти действия демонстрирует "кукла ".)

Ученик 3. We hope our business will be a success and will bring us much profit, because more and more parents prefer to buy electronic toys for their children.После выступления каждой группы члены других "семей" задают различные вопросы, выясняя подробности работы "фирм":

1. What's the strong point of your business?
2. Is there a security service in your company?
3. Have you any junior or senior partners?
4. What's the average salary of your workers?
5. Is your office well-equipped?
6. Do you think your product can compete with world-famous companies, which are in the same line of business?
7. Do you mark your workers' birthdays in your office?
8. Do you pay wages on a weekly basis?
9. Are you satisfied with your company's position on the market?
10. Aren't you planning to put your product on the foreign market?
11. Your company is flourishing, isn't it?
12. Your product sells well because it is cheaper than that of other companies, is that right?
13. Do you make your product of ecologically pure materials?
14. Which companies are in the same line of business?
15. Are you planning to increase your production?
16. Do you contact any consulting firms?
17. Do you sell your product yourself or with the help of smb else?

Источник: http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/sod.htm