Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

РОССИЯ ОСТАЕТСЯ УЯЗВИМОЙ ОТ ОПАСНОСТИ РЕВАНША САМЫХ ТЕМНЫХ СИЛ

интервью с В. Шнирельманом

О том, почему российским нацистам так дороги свастика и "арийские предки", корреспонденту "Известий" Ольге ТИМОФЕЕВОЙ рассказал автор готовящейся к печати книги "Интеллектуальные лабиринты. Очерки идеологий в современной России", ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Виктор Шнирельман.

- Как проник в Россию арийский миф?

- Это началось в войну, когда на оккупированных германскими войсками территориях велась массированная нацистская пропаганда. Второй этап относится к 1970-м, когда русские националисты обнаружили "Влесову книгу", сфабрикованную эмигрантами к началу 1950-х и выдаваемую за чудом уцелевшую дохристианскую летопись. В ней воспроизводились знакомые сюжеты арийского мифа, но вместо германских предков фигурировали славянские. Третий этап - 1990-е, когда русские радикалы завязали контакты с западными неонацистами, снабжавшими их расистской и неонацистской литературой. В 1970-1980-х арийский миф жил на страницах научной фантастики крайне правого толка, а с рубежа 1980-1990-х стал основой шовинистических идеологем, заполонивших радикальные издания. Затем он пришел на страницы патриотических журналов и привлек внимание писателей. Так как речь идет о книжном знании, неудивительно, что арийский миф бытует среди части интеллигенции, особенно научно-технической, представители которой с не меньшим жаром искали в 1980-х снежного человека и космических пришельцев.

- Некоторые утверждают, что "здоровый национализм" заложен в природе человека как "нормальная межвидовая борьба".

- В природе человека заложены физиологические инстинкты. Все остальное прививается культурой. По сути национализм возник в XVIII веке и был важным этапом при переходе от сословно-монархических обществ к обществам массовой политики, где легитимизация власти зависела уже не от опоры на трансцендентные силы, а от поддержки народа. Отсюда обращение к национальным чувствам. Человечество представляет собой единый биологический вид, и все рассуждения о "межвидовой борьбе" - опасная провокация.

Специалисты делят национализм на гражданский и этнический. Гражданский исходит из понятия гражданского сообщества, включающего граждан государства независимо от национальности. Чтобы государство нормально функционировало, люди в нем должны объединяться едиными культурными нормами и говорить на общем языке. Современное государство допускает разнообразие языков и культур, а международные нормы требуют от него поддерживать этнические меньшинства.

Этнический национализм основан на лояльности единой этнической культуре и языку. Люди другой культуры вызывают подозрение и исключаются из круга обладающих полными правами. Уже очевидно, что чрезмерный акцент на этничность и "самобытность" ведет к расизму. В современном мире происходят масштабные миграции, не оставляющие места для моноэтничных государств, и политические проекты, основанные на этничности, ненаучны и опасны.

Умеренный национализм свойствен гражданам современных демократических государств (иногда он называется патриотизмом). В нашей стране термин "национализм" воспринимается негативно, так как гражданского национализма у нас никогда не было. Он прочно связан с гражданским обществом, которое нам еще предстоит создать.

- Кто такие неоязычники? Насколько их идеи близки нацизму?

- Неоязычество - новая религия, возникающая у нас на глазах. Ее активисты говорят о возвращении к дохристианским верованиям, которые якобы могут восстановить гармонию в современном мире. Неоязычество возникло на Западе, у нас его зарождение относится к 1970-1980 годам и связано со спорами вокруг упомянутой "Влесовой книги". Вот почему для неоязычников такое огромное значение имеют свастика как "древний русский символ" и "арийские предки".

- Справедливо ли утверждение, что современные этнические конфликты рождаются в головах ученых?

- Ученые - штучный товар. От ученого требуется быть преданным науке и следовать научной методологии. Но ученый не сверхчеловек. Он живет в обществе, подвержен его страстям. Перед ученым всегда непростой выбор между научными и общественными (патриотическими, националистическими, этническими) ценностями. Для одних приоритетна наука, для других - общество. Для одних историков нет ничего странного в том, что князья Рюрик и Олег были скандинавами, а другим такой вывод кажется непатриотичным. Одни выступают в судах против неонацистов и расистов (и иногда получают в награду пулю), а другие делают все, чтобы спасти их от суда. Слово ученых значит очень много. Не случайно творцы современных националистических мифов выдают себя за ученых или апеллируют к мнениям специалистов (нередко их искажая!) Ученый, для которого патриотическая идея важнее научной истины, вполне способен выковывать шовинистические идеологемы и через школьные учебники внедрять их в сознание людей. Не будем забывать: у основ современного западного неонацизма стоял итальянский философ Юлиус Эвола, в свое время своими трудами служивший фашистам.

- Если вернуться к учебникам - у вас есть примеры?

- В 1995 году издательство "Просвещение" издало два учебных пособия по славянской мифологии, написанные В. Щербаковым и Г. Беляковой, где излагались идеи, почерпнутые из арийского мифа, и прямо или косвенно делались отсылки к "Влесовой книге". А в начале 2000-х в некоторых учебниках по культурологии популяризировалась "Влесова книга" как якобы подлинная языческая летопись.

- Существуют ли действенные методы борьбы с национализмом?

- Радикальному национализму противостоит развенчание шовинистических и расистских мифов. С советских времен проблемы расизма и национализма не обсуждаются в школах и вузах. Тогда радикальные взгляды гасились коммунистической идеологией, не допускавшей отклонений от интернационализма, но в новой России противоядия нет. Поэтому важно разрабатывать и внедрять учебные курсы, которые обсуждали бы проблемы национализма и расизма. Это должны делать специалисты. Иначе это может превратиться в пропаганду расизма. Без решительной борьбы с этими мифами Россия остается уязвимой от опасности реванша самых темных сил.

УБИЙСТВА НА РАСОВОЙ ПОЧВЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО СОВЕРШАЮТСЯ В ПЕТЕРБУРГЕ, МОСКВЕ И ВОЛГОГРАДЕ

Эксперт Московского бюро по правам человека Семен Чарный проанализировал статистику националистических убийств в России за 2000-е годы и отдал пальму первенства Санкт-Петербургу. Там в сентябре 2002 года скинхеды забили насмерть азербайджанца Мамеда Мамедова. В 2003-м от их рук погиб 23-летний студент из Маврикия Атиш Кумар Рамгулам, 6-летняя девочка из лагеря таджикских цыган, гражданин Кореи студент Ким Хеника, студент Института народов Севера, ненец Сергей Бельды. В 2004-м убита 9-летняя Хуршеда Султанова. Второе место за Москвой: здесь за три года совершено семь громких убийств. На третьем месте Волгоград. Своя черная история и у других городов. Трех человек в Ростове-на-Дону в 2002-м убил "казачий атаман" Молодилов. В январе 2003-го два скинхеда забили ногами приезжего из Узбекистана Халмадова в тамбуре электрички, следовавшей из Нижнего Тагила в Новоуральск. В Самаре 27 сентября 2002 года убит 19-летний армянин Минасян. В Кирове на день рождения Гитлера в 2003 году забит палками уроженец Таджикистана Ф. Ниезов. Годом раньше в Сургуте 10 скинов забили ногами выходца из Таджикистана Хаджиева. 23 февраля 2004 года в Воронеже убит студент Академии имени Бурденко Амару Лима.

Первое место среди убитых занимают выходцы с Кавказа (11 человек), затем уроженцы Средней Азии (8 человек). Абсолютное большинство погибших - бывшие советские граждане. Среди убитых афганцы, корейцы, африканцы (по два человека), сирийцы, индусы и ненцы (по одному человеку). Большинство забиты насмерть во время нападений бритоголовых, хотя встречаются и другие способы расправы: студент-сириец Абдул Кадыр Бодавви сброшен на рельсы питерского метро.