Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

МЫ - СОГРАЖДАНЕ (СМИ и общество)

Оглавление

Российская пресса и проблемы этнической толерантности и конфликтности

Вера МАЛЬКОВА, старший научный сотрудник Института этнографии и антропологии РАН

Одним из важных признаков гражданского общества, которое мы пытаемся построить в постсоветской России, является степень толерантности во взаимоотношениях его членов. Понятие "толерантность", активно используемое журналистами, политиками, учеными во всем мире, предполагает признание людьми факта, что наш мир многомерен и многообразен, что в нем в разных странах живут разные люди - представители разных рас, конфессий и национальностей (или этносов), с разными национальными или этническими культурами, нормами поведения, со своими ценностями и привычками. Человек, живущий по принципам толерантности, нормально воспринимает все это многообразие, уважая в рамках закона права и свободу других людей. Это - нормальная модель взаимоотношений людей, народов и стран. Именно поэтому я полагаю, что российские журналисты - активные защитники справедливости, носители гуманных идей, должны стремиться к тому, чтобы толерантность стала обыденной нормой поведения людей в новой России. Они должны учить своих читателей, слушателей и зрителей осознавать многообразие общества и видеть в этом позитив.
    Проект, в рамках которого происходит данная конференция - это одна из попыток, как мне кажется, энтузиастов-профессионалов реально разобраться вместе с журналистами в решении многочисленных проблем полиэтничности и мультикультурализма. Прежде всего, это сфера формирования массового этнического сознания или массовых этнических представлений населения. Именно от того, толерантно или интолерант-но создана и озвучена информация в прессе, во многом, хотя и не во всем, зависят представления, взгляды и установки людей на совместное мирное проживание или на межнациональные конфликты. Итак, важность, актуальность, социальная и политическая острота проблемы, о которой мы здесь сегодня говорим, бесспорны.
    Во-первых, сами СМИ, освещающие общественную жизнь и распространяющие в массовом сознании толерантные или конфликтные ценности, образы, ориентиры и идеи, - это, как известно, действенный инструмент формирования общественного сознания и регулирования общественных отношений. Этнические особенности людей - это также одно из значимых и актуальнейших явлений нашего времени, постоянно используемых в своих целях политиками. Мировой опыт многократно показывает, что симбиоз этих двух феноменов - СМИ и мобилизованной политиками этничности - может играть и играет в общественных отношениях как конструктивную, так и деструктивную роль. Этничность, передаваемая особым образом через СМИ в массовое сознание, может по воле идеологов и стоящих за ними политиков или других спонсоров интегрировать, а может и дезинтегрировать полиэтничное население, что мы и наблюдаем во многих уголках не только России, но и всего мира. Опасность заключается в том, что СМИ и журналисты нередко используют простые этнографические факты и особенности в жизни людей в политических целях, что порой ведет к национал-экстремизму и межэтническим конфликтам. СМИ, как показывает практика, могут уводить массовое сознание от толерантных идей равенства всех этносов перед законом - к идеям приоритетов и льгот, идеям шовинизма, национал-фашизма и расизма...
    В последние десятилетия через российские и мировые СМИ большим потоком в массовое сознание передается так называемая этническая информация. Основными ее маркерами являются упоминания этнонимов (или национальностей), например: немецкий, английский, русский, узбекский, татарский и т.д., и в некоторых случаях - названия стран. Этническая информация в прессе - это прежде всего упоминания в публикациях о народах и странах, о национальных или этнических обычаях и ценностях. Это, конечно, и безграничное поле этнической политики и межэтнического взаимодействия, это и информация об этнической экономике, о спорте и медицине, педагогике и других сферах общественной жизни. Но, кроме этого, этничность в СМИ - это еще и очень трудноуловимые явления, связанные с этнической психологией людей: чувствами, эмоциями, представлениями... Этническая информация - спокойная или гневная, сочувствующая или осуждающая - может быть позитивной и толерантной, нейтральной или конфликтной...
    Важно подчеркнуть, что этническая информация, передаваемая СМИ, не только формирует массовые представления людей в области межнациональных отношений, но и воспитывает в людях отношение к своей этнической общности, к своему этническому или национальному достоинству. Таким образом, СМИ, освещающие этничность, могут не только интегрировать полиэтничное население, но и разъединять его, например, задевая этнические чувства и достоинство людей, провоцируя массовые этнические обиды. Одна публикация может сразу же вызвать нарастание напряженности и враждебности между проживающими вместе представителями разных этнических групп. Поэтому журналистам, вольно или невольно формирующим представления людей в области межэтнических отношений, всегда необходимо осознавать свою роль и гражданскую ответственность перед обществом.
    Наблюдения показывают, что этничность, передаваемая в разных формах через СМИ, может мобилизовать народ, его общественные силы не только на добрые дела. И это происходит на наших глазах во многих уголках страны и мира. Восставшая, а точнее, поднятая или мобилизованная политиками и журналистами этничность, действительно может сплотить представителей одного этноса, например на основе защиты их национальных ценностей - родной земли, родной страны, религии и других национальных святынь. Может возбудить национальное самосознание и на основе конкуренции с "другими", с "чужими", с теми, кто якобы пытается отнять "у нас" "наши" ценности. Читателю и журналисту не всегда просто увидеть и осознать, что специальное, массированное формирование общественного этнического сознания, мобилизация общественных этнических сил с помощью прессы нередко направлены на распространение у населения установок нетерпимости: противостоять им как нашему противнику, защитить нашу ценность, отстоять ее, не отдать... Как известно, это нередко означает: не пустить, прогнать, выселить, убрать "чужих", "не наших", "этнически других", "не таких, как мы".
    Подобные примеры нетолерантной этнической журналистики мы фиксировали в 90-х годах в прессе бывших союзных и некоторых наших российских республик. И в настоящее время мы видим многочисленные примеры выступлений СМИ, где не только сообщается, например, о пребывании в регионе инокультурных жителей, конструируются их негативные этнические стереотипы, но и муссируются интолерантные этнические идеи.
    Именно журналисты, подталкиваемые политиками, в первую очередь участвуют в этих разъединяющих людей дискриминационных акциях, создавая в регионах этнопсихологическую напряженность, психологически "выдавливая" инокультурных жителей из данной местности. Такую картину мы видим практически во многих крупных регионах и городах страны, в том числе, и в федеральных СМИ.
    Толерантное или конфликтное освещение этничности в СМИ - проблема актуальная как для науки, так и для практики. От "правильной" деятельности СМИ в этой области зависит спокойствие, взаимотерпимость и взаимопонимание людей разных рас, национальностей и конфессий, живущих в многонациональной России.
    Но что считать правильным, а что неправильным и вредным при освещении средствами массовой информации этнических особенностей человеческой жизни? Ответ на этот вопрос пытаются в настоящее время найти исследователи не только в России, но и во всем мире. Они приходят к мнению, что более-менее четкими ориентирами или рамками, в которых должна повсеместно осуществляться этническая деятельность СМИ, являются известные международные документы о стандартах и нормах поведения людей в демократических обществах, где соблюдаются гражданские права людей, в том числе и этнические. У нас есть стандарты Совета Европы, стандарты ЮНЕСКО, есть свои российские законы и нормы о том, как писать журналистам о расовых, национальных и других проблемах, но далеко не все они работают.
    Изучение проблем освещения этничности в СМИ в России и в мире находится пока на начальной стадии. Но, тем не менее, сделано уже немало, хотя пока нет серьезных координирующих центров и работ... Мы присутствуем при рождении нового научного направления - изучение всех аспектов этнической деятельности СМИ. Это направление развивается на стыке многих наук: этнологии, истории, политологии, социологии, психологии, журналистики и т.д. Нам представляется, что основной целью научных исследований деятельности СМИ должен быть научный поиск наиболее оптимальных способов распространения в массовом сознании идей гуманизма, идей этнической толерантности и этнического равенства граждан и народов перед законом, а также осуждение любых проявлений национал- экстремизма, национальных фобий и других форм этнической дискриминации.
    Большая работа, например, ведется в Институте этнологии и антропологии РАН, где в течение 30 последних лет проводятся сравнительные этносоциологические исследования центральной и региональной прессы. У нас ведутся и совместные исследования, например с преподавателями журналистики из ряда российских университетов. Кроме того, мы проводим много семинаров и встреч для журналистов, для представителей этнических диаспор, издающих свои газеты в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Казани, Оренбурге, Махачкале... Публикуем множество статей, брошюр и других изданий. Работая в этой проблематике, я отмечаю настоятельную необходимость создания в современной России специального научно-практического координационного центра по проблемам толерантной и конфликтной деятельности СМИ.
    Может возникнуть вопрос: где же конкретно находятся основные узлы соприкосновения СМИ и этничности?
    Я выделяю несколько основных точек:
    1. Организация и функционирование самих "этнических" каналов СМИ (как федеральных, так и региональных, их этно-языковой аспект, проблема журналистских кадров, объемов разноязычного вещания, финансирования и т.д.). В этой аудитории можно не говорить долго о разнообразии СМИ, освещающих проблемы этничности в современной России. Всем известно, что существуют и активно работают СМИ этнических диаспор и меньшинств, которые появились, в основном, в последнее десятилетие, и они активно несут в массовое сознание концентрированную этническую информацию. Но, кроме них, в этом направлении активно работают и всеми потребляемые так называемые наднациональные издания, также несущие в массовое сознание не концентрированную, а рассеянную этническую информацию. Подчеркнем, что многообразие печатных этнических изданий и существующих в регионах этнических радио и телеканалов, конечно, позитивно для этнокультурного развития россиян. Но для серьезного научного подхода необходима их статистика, анализ динамики их появления и исчезновения. В настоящее время работа по систематизации "этнических СМИ" находится в самой начальной стадии, и ее нужно заметно активизировать.
    2. Аудитория "этнических" СМИ (этнический состав и интересы многонациональной аудитории отдельно прессы, радио и ТВ в разных регионах России).
    3. Собственно этническая информация, ее содержание и направленность, а также потенциальный эффект. Здесь требует изучения масса проблем, важных для регулирования межэтнических отношений в стране: направления и разнообразие этнической проблематики в федеральных, этно-республиканских, областных и др. СМИ; позиции и задачи федеральных и региональных идеологов; представленность разных этносов в СМИ (русский - титульный, меньшинства - этнические мигранты, зарубежные этносы); особенности этнической проблематики, освещаемой федеральными и республиканскими СМИ; этнорегиональные особенности и акценты в подаче политической, экономической, культурной этнической информации; распространение через СМИ этнических стереотипов (образы русских и россиян; образы титульных этносов и республик; образы этнических меньшинств в российской прессе; научно- экспертная оценка толерантной и этноконфликтной направленности конкретных изданий: изучение проблем авторства этнопозитивной и проблемной этнической информации и др.
    4. Роль и гражданские позиции журналистов и других авторов, освещающих этничность в СМИ и формирующих этноконфликтное или этнотолерантное сознание масс (профессионально-этические и правовые аспекты проблемы).
    5. Правовые основы и нормы этнической журналистики (отсутствуют
    реальные механизмы для регулирования толерантной деятельности
    журналистов).
    Как мы видим, точек соприкосновения СМИ и этничности, а также проблем для научно-практических исследований очень много. И все они очень важны для реального сохранения межэтнического мира в стране.
    Теперь обратимся к самой этнической информации.
    Прежде всего, возникает вопрос, каково "этническое пространство" в общественно-политических и других изданиях России. Материалы наших исследований фиксируют довольно большое и устойчивое внимание как центральных, так и республиканских СМИ к этническим аспектам современной общественной жизни. Это упоминание этнонимов, конструирование этнических идей и мифов, распространение позитивных и негативных этнических стереотипов, использование особых лексических форм и др. Об этом мы еще будем говорить подробнее. Анализируя российскую прессу, мы, например, выявили, что в нескольких популярных федеральных изданиях, таких как "Московский комсомолец", "Аргументы и факты", "Независимая газета", в течение месяца упоминались от 260 ("АиФ") до 1907 ("НГ") раз национальные различия в российском обществе. Другое наше исследование показало, что в 9 российских изданиях (федеральных, московских и республиканских) в течение месяца было опубликовано более 130 этнических стереотипов (как позитивных, так и негативных). Важно подчеркнуть, что в последнее десятилетие этническое пространство в журналистике разрастается. И это далеко не всегда оправданно. "Этническая информация" иногда без особой необходимости активно проникает и довольно широко распространяется и в молодежные, и в профессиональные издания, в том числе, в спортивные, музыкальные, литературные. Журналистам стоит задуматься: всегда ли нужно подчеркивать этническую принадлежность своих героев, не приведет ли это к нежелательным последствиям?
    Каковы же механизмы передачи толерантной и конфликтной этничности в массовое сознание? Попытаемся рассмотреть основные формы появления этнической информации в прессе-.
    1. Прежде всего, это сообщение фактов (как правило, специально отобранных) о жизни этносов, их культуре, экономике, политике. (Например, "татарские школьники начали изучать свою историю по новым учебникам", "тувинские шаманы участвуют в политической жизни своей республики" и т.п.).
    2. Создание и распространение этнических образов и стереотипов, как позитивных, так и негативных. (Например, "американцы - малообразованные, самодовольные люди", "французы легкомысленные", "русские люди ленивы и простодушны"). Подобные стереотипы часто проскальзывают в последние годы в газетных публикациях.
    3. Конструирование этнических идей, иногда подчеркивающих пользу или вред "нам" со стороны "других". (Например, "слишком много этнических мигрантов приезжают к нам, они нам мешают, их надо выселить"). Практически во всех полиэтнических регионах страны в прессе встречаются такого рода высказывания, в той или иной форме. Иногда, наоборот, этническая идея может быть позитивной: "К нам приезжают многие инокультурные мигранты из разных уголков страны и зарубежья, и они привозят нам много своих обычаев, много интересного из своей жизни, поэтому мы познаем жизнь во всем ее многообразии".
    4. Толерантная или конфликтная мифология о прошлом, настоящем и будущем "нас" и "их", о "наших" и "их" интересах и их защите. (Например, "Наш этнос издавна живет на этих землях, поэтому мы должны иметь льготы и преимущества"). К примеру, в татарстанской прессе часто вспоминается, что Иван Грозный разбил Казань, и это муссируется, подается газетными авторами в разных вариантах. И из этого факта, уже обросшего очень многими мифологическими подробностями, которых на самом деле могло и не быть, уже выводятся идеи. Чаще всего не только журналисты, но и ученые, особенно гуманитарии, очень спекулируют на этом. Мифология чаще используется в прессе, например, когда происходят территориальные конфликты. Идеологами специально поднимается вопрос: кто из этносов раньше занял это место? Пример такого рода мы видели неоднократно, в частности, при спорах армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе, когда и те, и другие отстаивали этот кусочек земли. При этом обе стороны утверждали, что они здесь первые, и показывали исторические источники, которые и ученые, и журналисты вряд ли трактовали правильно, поскольку в данном случае довольно трудно докопаться до исторической истины. Но, тем не менее, журналисты активно участвуют в мифологизировании этнического прошлого народов, тогда как с этнической мифологией надо быть очень осторожным.
    5. Толерантная или конфликтная лексика, содержащаяся в этнической информации, в том числе, в заголовках публикаций, которые даются в газетах. Например, журналист пишет: "дружественные нам болгары" - естественно, это толерантный, хороший стереотип, выраженный лексемой. А вот конфликтные лексемы: "чеченские бандиты", "афганские террористы" и т.д. Здесь употребляется этноним рядом с оценкой. Очень часто упоминается выражение "лица кавказской национальности". С точки зрения этнографии и здравого смысла - это нелепая лексема, которая абсолютно не должна присутствовать в журналистике. В "Московском комсомольце" это большая проблема. А с некоторых пор, с подачи милиции, стали писать: "лица славянской национальности", "лица мусульманской национальности". На днях в "АиФ" я прочитала еще одно удивительное словообразование: "лица арабско-азиатской национальности". Сами видите, что это - странная для журналиста безграмотность, что это недопустимо на страницах газеты, если авторы не хотят обидеть людей и разжечь межнациональную рознь. Нет национальности "арабско-мусульманской", нет национальности "кавказской", и "лиц кавказской национальности" тоже нет. Есть кавказцы. И на Кавказе очень много разных национальностей. В крайнем случае, можно сказать, что это "лица одной из кавказских национальностей". Но, вообще, лучше говорить "кавказцы". Конфликтная лексика - это еще одна из неприемлемых для толерантного журналиста форм передачи этничности в массовое сознание.
    6. Изобразительные средства - рисунки, фотографии, карикатуры с этнической тематикой....
    Еще раз подчеркнем, что, рассказывая своим читателям, слушателям и зрителям о расовом, этническом и конфессиональном многообразии общества, толерантный журналист должен с большой осторожностью использовать в тексте этнические стереотипы, идеи, мифы, лексемы, особенно негативные.
    А теперь я перечислю темы так называемых этнических публикаций, которые наиболее часто встречаются в последние годы в российской прессе:
    1. Прежде всего, журналисты любят подавать, и читатели с интересом воспринимают информацию об этнокультурном развитии этносов, о том, как живут современные народы. Если это не тревожная и не раздражающая информация, то она, конечно, очень полезна. Она информирует и просвещает людей, развлекает, порой организовывает... Здесь же обсуждаются проблемы этногенеза, рассказывается о том, откуда произошел каждый народ. Но именно здесь журналист может сделать много ошибок, потому что он, как правило, опирается на научные исследования, которые иногда бывают политизированы и тенденциозны. Вообще, проблема этногенеза любого народа - это очень серьезная вещь, и журналистам лучше от нее отходить подальше, поскольку массовое сознание, с которым они работают, - это не поле для научных дискуссий, тем более на такие болезненные для нашего общества темы, как этничность. А происхождение и развитие народа-этноса - это очень благодатная почва для возбуждения национальных (этнических) чувств. И с этим нашей прессе надо быть очень осторожным. Но, кроме проблем этногенеза, в прессе нередко обсуждаются и проблемы этнической демографии, проблемы этнического возрождения титульных этносов в республиках, проблемы русского и других народов... То есть все, что связано с этнокультурным состоянием современных этносов.
    2. Несколько реже, чем в начале 90-х годов, журналисты стали затрагивать проблемы межэтнических отношений в регионах, в том числе, проблемы этнических меньшинств, проблемы этнических мигрантов и принимающих этносов, проблемы взаимоотношений и приоритетов этнических культур. Это очень конфликтная тема. Каждый раз, когда журналист обращается к этим вопросам, он должен быть максимально внимательным и толерантным.
    3. Горячие межэтнические конфликты (Чечня и др. горячие точки). Эти темы в последнее время стали значительно реже освещаться на страницах наших газет.
    4. Проблемы этнического криминала.
    5. Взаимоотношения республик или других субъектов Федерации с федеральным центром - это еще одна очень большая тема, в которой также надо быть осторожным. Во многих регионах бывает некоторое противостояние местных элит с федеральным центром. Кто здесь прав,
    кто виноват - очень сложно судить, потому что ситуации бывают конкретные и в каждом случае свои. А журналисты, нередко подталкиваемые политиками, встают на сторону "своих", также не всегда разбираясь, кто прав, кто виноват. И это означает, что именно журналисты, использующие и в данном случае этнорегиональный фактор, подчеркивая его, возбуждают массовые этнические чувства людей, инициируют (или поддерживают) массовое недовольство против центральной власти, а не обсуждают саму проблему. Нужно быть осторожными, упоминая о противоречиях между местными и федеральными властями, смотреть в суть проблемы, а не на этнические различия участников споров.
    6. Еще одна огромная тема, она также важна для всех, и очень активно освещается, особенно в центральной прессе, - это обсуждение проблем национал-экстремизма и различных этнических фобий. Скинхеды, фашизм, шовинизм, разные мигрантофобии, антисемитизм и их проявления в реальной жизни - основные обсуждающиеся на страницах прессы сюжеты в этой группе. Хочу обратить внимание журналистов, которые пишут на эту тему, на необходимость проявлять сугубую осторожность при обсуждении различных фобий и национал-экстремистских тем. Здесь важно не только разобраться в самом вопросе и правильно (с толерантных позиций) осветить факты, но и не давать трибуну так называемым "идеологам" национал-фашизма, даже, якобы, обсуждая и осуждая их позиции. Это одна из распространенных ошибок некоторых наших изданий. То же относится и к публикациям некоторых писем читателей. Отдельные из них нельзя цитировать дословно, так как нередко именно так и происходит передача определенных интолерантных этнических идей и образов в массовое сознание.
    7. Еще одна важная тема - освещение этноконфессиональных проблем. Когда речь идет о церкви, о разных конфессиях, то здесь чаще всего смысл разговора переносится и на этничность. И это тоже очень конфликтная тема, особенно потому, что сейчас усилилось соперничество между разными конфессиями. Нередко представители разных религий обижаются: нам меньше уделяют внимания, нас реже показывают по телевидению, реже строят наши культовые сооружения... Задача журналистов здесь - стараться не противопоставлять в своих материалах представителей разных конфессий. То есть, освещая подобные проблемы, нередко сопряженные с политикой, а также с межрелигиозным и межэтническим миром в регионе, тоже нужно быть осторожным. Это вовсе не значит, что об этом не надо писать. Конечно, надо, да еще как! Надо писать красиво, ярко, активно, но так, чтобы не задеть и не возбудить негативно религиозные и этнические чувства тех людей, которые будут все это читать.
    Как видим, перечисленные выше этнические проблемы, освещаемые современной российской прессой, так же, как и многие другие, не упомянутые здесь, свидетельствуют о взрывоопасное™ подобной информации для полиэтничного (многонационального) населения России, где бы оно ни находилось: в Екатеринбурге, в Чечне или в Москве. Каждая из перечисленных тем содержит в себе огромный потенциал и этнической толерантности, и конфликтности. И журналист, содействующий становлению гражданского общества в России, независимо от политических подсказок и подталкиваний, описывая подобные сюжеты, всегда должен помнить о созидательном или разрушительном потенциале своих публикаций и четко осознавать свою гражданскую позицию.
    Кто же такие авторы, освещающие в СМИ проблемы этничности? Мы составляем базы данных на тех журналистов, которые в разных регионах пишут об этнических проблемах, и чаще всего в наших семинарах принимают участие именно эти люди. Для них специально готовятся пособия, с ними ведутся беседы, и они сами рассказывают нам о том, какие темы их интересуют и почему. Но наши исследования показывают, что кроме журналистов, авторами многих публикаций являются и другие интеллектуалы. Это ученые, политики, это общественные деятели, чаще всего - представители гуманитарной интеллигенции. В российских регионах журналисты пишут об этничности гораздо реже, чем местные политики, главным образом - "первые лица". В республиках "первые лица" очень любят рассуждать на эти темы, в частности в своих торжественных праздничных докладах. Поэтому мы можем специально говорить не только о журналистах, но и о других идеологах, авторах материалов средств массовой информации, освещающих проблемы этничности.
    Говоря об авторах этнической информации в нашей прессе, то есть о тех людях, кто способствует формированию массовых этнических представлений россиян, важно сказать о некоторых профессиональных и этических рамках их деятельности. Разумеется, их деятельность должна способствовать формированию гуманных представлений и установок у людей, в том числе и в сфере межэтнических отношений. Безусловно, необходимо улучшить нашу законодательную базу и заставить ее работать. Но должен быть и какой-то общественно-профессиональный экспертный контроль, не поощряющий появление этноконфликтных публикаций в СМИ. Не только у нас в стране, но и во многих зарубежных странах эта проблема тоже очень серьезна, и, насколько нам известно, в разных странах существуют некоторые сдерживающие механизмы, осуждающие журналистов, выступающих с этноконфликтными публикациями. Например, в Италии существуют Советы журналистских сообществ, где провинившегося журналиста коллеги буквально отлучают от того, чтобы он писал на эту тему, на определенный срок - полгода или год. То есть, сам Совет журналистов запрещает это делать. И это не цензура, а определенный общественный механизм регулирования. Во время наших многочисленных семинаров мы много рассказываем об этих проблемах, и люди, обеспокоенные случаями конфликтного освещения этничности в прессе, предлагают: "Надо опять вводить или цензуру, или создавать какой-нибудь другой контрольный орган, например экспертный совет". Я должна напомнить вам, что во многих средствах массовой информации, в том числе и у нас в России, существуют так называемые кодексы профессиональной этики. У нас есть и общий российский Кодекс профессиональной этики журналиста, принятый в 1994 году, который, увы, не работает. Я думаю, он просто не актуализирован. И это надо сделать непременно, подтвердив и обновив многие его позиции уже в новых условиях.
    Теперь рассмотрим подробнее некоторые формы передачи этничности через прессу в массовое сознание. Обратимся к заголовкам газетных публикаций, которые тоже содержат в себе этнотолерантные, этноконф-ликтные идеи и другие элементы этничности. Наши исследования показывают, что заголовков с этнонимами очень много. Особенно этим славятся центральные, московские и некоторые молодежно-республиканские газеты. Я приведу несколько заголовков из "Московского комсомольца": "В Москве искусственно плодили евреев", "Азербайджанские преступники - агнцы по сравнению с украинскими", "Резать евреев студент пришел с целым набором ножей", "Чернокожие колдуны специализировались на коротконогих москвичках", "Одиннадцать китайцев сгорели, не сладив с русской печью", "Дурная слава: как чеченские группировки завоевывают Россию"... - вот так некоторые журналисты используют этнонимы в заголовках своих публикаций.
    Еще один пример, опять из "Московского комсомольца" - одной из самых популярных российских газет. Вот анонсы некоторых публикаций: "Русским девушкам ничего не светит", "Русским амазонкам покоряются акулы и верблюды", "Русский мат ласкает арабское ухо"... Посмотрим дальше. Опять огромным черным шрифтом кричит "Московский комсомолец": "Русские педофилы переполошили Италию", "Русских детей ждет в Германии голубое детство", "У чукчи нет ни мата, ни банкомата"...
    Мы выявили за последние два года множество подобных цитат-"вык-риков" газеты. Что это - отсутствие вкуса, отсутствие обычной человеческой этики или стремление к эпатажу? Можно ли использовать этнонимы с таким ерничеством и пренебрежением? Кто это делает? Редакторы? Может быть, есть специальные люди, которые сидят и придумывают подобные заголовки? Как им противостоять?
    Вот еще публикация: "Враг ты мой кавказский". Скажите, какие представления возникают у человека, когда он мимоходом видит подобный заголовок в газете? Он не знает, о чем идет речь в самой публикации, но заголовок, как правило, ориентирует читателя: "Враг ты мой кавказский"... Хорошо, если это одна публикация, читатель усмехнулся и забыл. Но ведь мы фиксируем не одну, а множество подобных публикаций: "Чеченцы шагают по Москве", "На кавказцев охотится милиция и Счетная Палата", "Чеченцы оккупируют Сибирь"...
    А вот тема, связанная с антисемитизмом. Почти все газеты так или иначе ее касаются, особенно федеральные. Так называемый "еврейский вопрос" очень активно муссируется в последние годы на страницах федеральной прессы. Правда, это бывает не постоянно, а как бы "кампаниями". "Жид или не жид - вот в чем вопрос", "Доколе евреи будут править нами?", "Будем бить жидов или повременим?" - что чувствуют люди, читая эти заголовки?
    Я намеренно сейчас отрываю заголовки от самих публикаций, потому что зачастую их содержание не соответствует и даже противоречит заголовкам. Но ведь не все люди читают сами тексты, многие видят только провокационные заголовки. И когда мы рассуждаем о том, часто или редко в издании появляется этническая информация, то этот ответ не так уж и важен, если всего лишь одна публикация в месяц может оставить в сознании людей огромный негативный след. А если идет целый цикл таких публикаций? Вот и посмотрим, какие представления в области межнациональных отношений могут сформировать с помощью подобных высказываний некоторые наши издания.
    Покажу еще несколько примеров использования этнонимов в современной журналистике. Опять речь идет прежде всего о заголовках публикаций: "Преступления вьетнамцев в Москве", "Как нам ужиться с китайцами?", "Итальянские туфли шили в Москве из китайских материалов армяне"... Мы видим, с каким удовольствием сами авторы публикаций буквально играют этнической тематикой. Цели такой игры могут быть разные. Читатели вместе с лихими журналистами могут посмеяться. Иногда, действительно, подобная игра слов удачна. Но не обидна ли она для тех, о ком так пишут?
    В некоторых случаях это, возможно, так называемые заказные публикации. Например, большая тема - этнические мигранты в Москве и России. Посмотрим на заголовки публикаций из "Московского комсомольца" и "Аргументов и фактов": "Москва - москвичам, тяжелая работа - хохлам!", "Как нам ужиться с китайцами?", "Черный рынок труда", "Московские китайцы", "Лица цыганской национальности", "Братцы-иностранцы"... В этих и других подобных публикациях речь идет о том, как гастарбайте-ры приезжают в разные регионы России, как они там работают, и как их дискриминируют.
    Еще раз подчеркиваю, что речь идет не только о нетолерантном освещении этих проблем. В некоторых своих статьях журналисты показывают реальное положение приезжих рабочих, вызывая сочувствие к ним у читателей. Встречаются и толерантные публикации, но их очень мало. Чаще мы наблюдаем, условно говоря, смешанные, где можно найти и сочувствие, и осуждение инокультурных мигрантов. Но в любом случае, подобные заголовки публикаций "смазывают" тот толерантный потенциал, который в них содержится. Через подобные, весьма многочисленные тексты в массовое сознание передается ряд идей, чаще всего не толерантных, а конфликтных. Взглянем на огромный лозунг "Бей цветных - спасай Россию!". Вот такой большой разворот в "Комсомольской правде". Да, газета осуждает эту идею, этот призыв, но как? Мелким, расплывчатым текстом внизу. Что останется в памяти у читателей? Думается, что именно экстремистский лозунг. А ведь мы строим нормальную, цивилизованную страну, где все люди должны быть равноправны, где нет никакой расовой, этнической, религиозной дискриминации. Разве должны люди, считающие себя журналистами, воспитателями, позволять себе кидать в массовое сознание такие слова? Представляется, что такие формы публикаций в нормальном общественно-политическом издании совершенно недопустимы, несмотря на разный подтекст, который может быть предложен некоторыми толкователями подобных призывов.
    Наконец мы подошли к еще одной форме пропаганды этничности -это иллюстрации с этнической тематикой. Вот фотография из газеты "Завтра" с большим лозунгом "Я - русский хозяин". А вот фотография какой-то демонстрации из другого издания. На снимке выделяется плакат: "Хороший чичик - мертвый чичик". "Чичик" в данном случае - искаженный этноним "чеченец". Подобные жаргонизмы проникают в среду журналистов, и через журналистов идут в массовое сознание. Это недопустимо.
    Следующий пример - иллюстрированная публикация "Сага о бумажке". Вы видите, сидят замученные люди, скорее всего - кавказцы, очень грустные и печальные. Я напоминаю, что иногда, хоть и редко, но газеты пишут об инокультурных мигрантах и с некоторым сочувствием. И это -именно такая публикация. Еще одна иллюстрация - рисунок с подписью "Еще один такой кризис, и мы останемся без евреев". Мы видим на рисунке, что плывет по морю "Титаник", один из его пассажиров говорит: "Айсберг впереди", другой сзади отвечает: "Понятно, что не Сидоров". Вот вам пример того, что можно показать всего лишь одной иллюстрацией. Авторы, как бы невзначай, со смешками затрагивают очень тонкие струны этнической психологии, с насмешками привлекают внимание читателей к этнической стороне жизни, задевают этнические чувства.
    Некоторые могут сказать: "Ну и что тут такого?" Да, действительно, часть людей посмеется, но другая часть, как показывает практика, очень болезненно воспримет насмешки над этничностью на свой счет. Об этом нередко говорят на наших встречах представители разных национально-культурных обществ России.
    Еще одна большая проблема - образ России, россиян и русских, формируемый отечественной прессой. Нами был выполнен научный анализ этнических стереотипов и идей, распространяемых российскими газетами "АиФ", "МК", "ВМ". Результаты исследования показали очень своеобразный взгляд постсоветских интеллектуалов на современную Россию. Образ России, тесно переплетенный в публикациях газет с русским этносом, предстает перед читателем как образ большой, бедной, нелепой и несуразной страны, населенной странным народом с неумными правителями. Представляя образы России, россиян, русских, журналисты и другие авторы часто объединяют вместе факты, собственную их интерпретацию, обобщения и идеи. Не останавливаясь на подробном анализе и цитировании конкретных газетных публикаций и на подробностях их интерпретации, суммируем некоторые идеи, сопровождающие газетный образ России - страны россиян:
    - "Мы богаты, но живем очень плохо"; "Россия - страна неудачников и неумех";
    - "Сравнивать наш уровень жизни с другими странами язык не поворачивается";
    - "Россия непостоянна и непредсказуема"; "Она уже прошла нижнюю точку падения";
    - "России нужен царь"; "России не нужен царь, а на роль диктатора никого нет";
    - "Ничего хорошего не ждет нас в будущем"; "Страдания - наш крест";
    - "Запад будет вынужден нам помочь"; "Надо надеяться, что станет лучше, иначе просто жить нельзя"...
    Наше исследование также показало, что отечественная пресса уделяет сравнительно много внимания и русскому этносу - самому многочисленному в России, способствуя формированию его образа в массовом сознании. Однако отметим, что о русских в последние годы в основном пишут федеральные и столичные газеты, а региональные - лишь изредка. Анализ выбранных изданий показывает, что образ русских представляется авторами газетных публикаций, к сожалению, тоже несколько односторонне - в основном акцентируются негативные этнические характеристики.
    Большинство приписываемых характеристик и качеств связано, как правило, с отношением русского человека к труду к своим сородичам, к собственности, к обществу, а также с традициями и образом жизни. Довольно часто стереотипные утверждения сопровождались некоторыми идеями, причем далеко не всегда позитивными.
    Итак, согласно высказываниям авторов публикаций:
    - "Русский этнос постепенно вымирает, скоро нас останется совсем мало";
    - "Русские необычны и нестандартны, с точки зрения других народов";
    - "Русские отличаются от других народов интеллектуально и другими качествами";
    - "Русские ленивы, работают меньше других, а к итогам своего труда относятся наплевательски";
    - "Что бы они ни делали, добрые перемены удаются им редко";
    - "Это дурашливый народ в стране дураков";
    - "Мы - быдло и винтики. Так было, и так будет";
    - "Пьянство - наша отличительная черта. Поговорка "Пьет, как русский" распространена у других народов. Избавиться от этого мы не можем"; "Мы все сквернословим. И избавиться от этого тоже нельзя";
    - "Мы воруем. Так было, и так будет";
    - "Русские - жулики, спекулянты, захватили чужие земли. Мы их не любим. Но, пока они нас кормят, мы терпим", - так думают о нас представители чукотского этноса.
    Как подобные утверждения могут повлиять на формирование представлений россиян о своей стране и судьбе? Какое влияние подобные газетные материалы могут оказать на этнонациональное самосознание, на национальную гордость россиян?
    Могут ли такие идеи, направляемые СМИ в массовое сознание, играть консолидирующую гражданскую роль для всего населения страны?
    Как представители этноса, не уважающие самих себя, будут уважительно относиться к представителям других этносов?
    Нам представляется, что ответ может быть только пессимистическим.
    В любом случае, соглашаться с таким видением своего этнонациональ-ного образа никак не хочется, тем более, что растут новые поколения россиян, которые, в связи с резкими переменами в обществе, почти не знают о многих эпизодах нормальной прошлой жизни.
    При создании образов русских в современной отечественной прессе журналистикой совсем забыты такие традиционные качества русского народа, как нравственная и физическая сила, удаль молодецкая, храбрость и отвага, мудрость и смекалка, трудолюбие и мастерство, упорство, честность, благородство, офицерская и дворянская честь, любовь к родине, уважение к старшим, доброта, красота... Вспомним лучшие традиции отечественной журналистики XIX-XX вв. Посмотрим и на опыт деятельности СМИ во всех других странах, да и в наших российских республиках. Нигде, при всем критическом отношении журналистов к своей жизни и своим проблемам, нет такого полностью негативного, пессимистического подхода к изображению собственного народа, как в российской журналистике на рубеже веков. Это ли не проблема для общественных дискуссий в СМИ?
    Все факты и данные, о которых шла речь выше, использовались мною на лекциях и семинарах, на которых мы вместе с журналистами рассматривали многие вопросы, связанные с этнической журналистикой. Особое внимание было уделено так называемой эпатажной этнической информации, которая, с легкой руки молодежных газет, распространяется сейчас по всей российской прессе. Однако свою задачу как лектора я видела не столько в том, чтобы разобрать конкретные ситуации, отраженные в этнических публикациях. Свою цель я видела в другом: прежде всего, с моей точки зрения, важно было на этих семинарах ознакомить журналистов, работающих в разных российских регионах, с тем, что происходит в этой сфере отечественной журналистики на протяжении последнего десятилетия.
    В ходе лекций мы подчеркивали нормальный толерантный потенциал этнической информации, помогающий читателям, слушателям и зрителям узнать о многообразии нашего мира, обогатить свои знания и использовать позитивный опыт разных народов. Мы также говорили о том, что этническая журналистика - это один из интереснейших видов деятельности средств массовой информации, способный обучать, просвещать и развлекать читателей, слушателей и зрителей. Но в то же время я считала важным, исходя из задач проекта, показать журналистам, что этническая информация, поданная в определенном ракурсе, способна не только знакомить людей с многообразием мира, то есть играть конструктивную роль в общественных отношениях, но может активно играть и деструктивную роль. Рассматривая конкретные публикации отдельных газет, в ходе лекций мы показывали журналистам, как, используя невинные, на первый взгляд, материалы, такие, как этнические идеи, мифы, стереотипы, лексемы, иллюстрации с этнической окраской, можно позитивно или негативно влиять на формирование этнических представлений реципиентов. С моей точки зрения, было важно обеспокоить участников семинаров тем фактом, что с помощью специально подготовленной этнической информации журналисты и средства массовой информации вместе с политиками могут способствовать повышению или понижению накала массового этнического и гражданского самосознания. Могут затрагивать и возбуждать национальное чувство гордости и достоинства у больших групп людей, наносить массовые этнические обиды, разжигать этнические страсти, провоцировать массы обиженных и возмущенных людей на защиту своих этнических и религиозных ценностей.
    В ходе лекций мы придавали большое значение таким вопросам, как профессионализм, гражданская и этическая позиция и ответственность каждого журналиста, освещающего в СМИ проблемы этничности. Участники семинаров согласились с тем, что принцип "Не навреди!" должен быть одним из основополагающих в деятельности каждого автора публикаций об этничности.
    Однако в ходе дискуссий не раз отмечалось, что толерантность тоже имеет границы. И проблемы межэтнического взаимодействия нужно решать с помощью хорошей законодательной базы и на основе взаимных интересов. На многих семинарах мы говорим об этом, но пока воз не очень сдвигается. Поэтому мы будем с вами ждать, когда законодательная база будет улучшена и усовершенствована. И мы все будем каким-то образом в этом участвовать.
    Участники семинаров иногда пеняли нам: вы нам показали, как нельзя писать об этничности. Но вы нам не показали, как можно и как нужно писать. В Институте этнологии и антропологии РАН сейчас мы ведем новый проект, который специально посвящен тому, как нужно или как должно толерантно писать о межэтнических отношениях и вообще обо всей этничности в нашей прессе. Этот проект пройдет в рамках Федеральной программы по толерантности.

Оглавление