Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. СМИ

МЫ - СОГРАЖДАНЕ (СМИ и общество)

Оглавление

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иосиф ДЗЯЛОШИНСКИЙ

Внимательный читатель наверняка заметил, что по многим позициям авторы представленных в данной книге выступлений противоречат друг другу. В этом нет ничего удивительного. И дело не только в том, что авторы придерживаются разных взглядов, представляя различные теоретические и практические школы. Сам предмет анализа и размышлений - гражданская журналистика, возникающая в ответ на новые потребности развивающегося гражданского общества, - только формируется. А уж рассмотрение возможностей СМИ в плане формирования толерантного общества - и вовсе практически неисследованная планета. И вместе с тем, уже можно вычленить некоторые позиции, по которым, кажется, обнаруживается согласие.
    Все авторы признают необходимость формирования в России открытого гражданского общества, которое стремится реализовать на практике принципы толерантности, зафиксированные в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995).
    Практически все авторы отстаивают более ответственное отношение СМИ к своей роли, считая, что для журналиста общественное благо должно быть выше свободы слова и самовыражения.
    Учитывая, что толерантное или интолерантное поведение опирается на систему базовых убеждений, сформировавшихся под влиянием определенной культуры (сама эта культура есть совокупность эффективных приспособительных реакций, отобранных коллективным субъектом в течение длительного времени приспособления к условиям существования в определенной окружающей среде), авторы сборника приходят к выводу о том, что для преобразования интолерантного поведения в толерантное надо демонтировать убеждения, лежащие в основе интолерантности. Этот подход требует кропотливой работы множества специалистов и вовлечения значительных пропагандистско-воспитательных ресурсов. В рамках такого подхода СМИ должны заниматься не шаманскими заклинаниями по поводу толерантности или экстремизма и не демонстрацией образцов толерантного поведения, сопровождаемых призывами "поступайте так же", а активным вовлечением самого населения в разработку и реализацию программ толерантного поведения.
    Этот подход предполагает постепенный пересмотр всей системы культуры отношений, начиная с культуры семейных отношений, взаимоотношений между детьми и воспитателями в детском саду, отношений в школе, вузе, отношений на работе между коллегами, и т.д. и т.п. Это самый трудоемкий и длительный путь, но только он обещает фундаментальные результаты.
    Реализация этого подхода возможна в полном объеме только в открытом, демократическом, гражданском обществе, которое способно создать необходимые социальные условия для подобного рода перестройки того, что можно назвать национальной моделью отношений.
    Таким образом, формирование толерантных моделей поведения предполагает, с точки зрения предлагаемого в этой книге подхода, переход от закрытого общества к открытому и от репрессивной культуры - к диалоговой.

Оглавление