Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. СМИ

У БАРЬЕРА

Л. Жуховицкий

Сначала был скандал - до меня долетали лишь его смутные отголоски. Где-то в провинции, кажется, в Нижнем Новгороде, священник обвенчал двоих гомосексуалистов. В газеты попало, даже печатали фото обряда. На телевидении в новостях тоже оповестили общественность. Я слушал краем уха. Ну, обвенчал - и обвенчал. В Европе давно практикуется. В детали не вникал, поскольку происшествие меня никаким боком не касалось.

Однако, оказалось - касается.

Позвонили с телевидения и пригласили на передачу. Ток-шоу, называется "К барьеру"! Тема - вот этот самый скандал.

Я поинтересовался моей ролью в передаче. Юный женский голос объяснил, что я буду секундантом.

-  Чьим?

- Ну, вы же, наверное, будете защищать интересы общества?

-  А в чем они?

-  Чтобы не было таких вот венчаний.

Я разозлился:

-  Если я кого и буду защищать, так этих мальчишек!

Милая девушка на том конце провода неожиданно обрадовалась:

- Правда? Но это еще лучше! Обвинителей у нас много, а вот защитников пока нет…

Машина за мной заехала вовремя. В ней уже сидел полный бородатый человек. Выяснилось - священник, отец Михаил, который как раз и вызвал к барьеру обвенчавшихся геев. По дороге разговор шел отвлеченный, все больше о культуре. Отец Михаил оказался человеком образованным и порядочным, типичным русским интеллигентом, выступать против него не хотелось. Но что поделаешь - от барьера не уходят…

Телевидение, вероятно, самое циничное из искусств, куда циничней стриптиза. Не потому, что все там циники - просто технология такая. Сперва минут пятнадцать записывают аплодисменты. Кому, чему - не важно, режиссер на монтаже расставит, как надо. Ведущий с пафосом объявляет тему, а ему кричат:

- Володя, еще раз! Глаза в третью камеру, подбородок повыше!

Ведущий поднимает подбородок. Пафос остается прежним.

А я что? Я все это вижу, но ничего с собой поделать не могу: и тему, и споры, и выводы принимаю всерьез. Ведь десятки тысяч человек, не похожих на меня, воспримут передачу как знак - надеяться или отчаиваться?

Споры вот о чем: имели ли "голубые" право венчаться? И - почему заплатили священнику в десять раз больше обычного? И - зачем они все это затеяли? И - что всем этим хотели сказать? И - не есть ли все это кощунство?

Впрочем, вопросительные знаки поставил я. Для отца Михаила, выступавшего первым, вопросов не было - и ребята, и венчавший священник совершили кощунство. Все доказательства есть в Священном Писании.

Двадцатишестилетний Денис, вызванный к барьеру, симпатичный парень вполне мужской наружности, принес с собой Библию для детей, и цитаты извлекает из нее - мол, там все понятней и по-русски. Суть оправданий: они с Мишей люди верующие, любят друг друга и хотят всю жизнь быть вместе - и в счастье, и в горе. Словом, все по обрядам и заветам. А если с полом неувязка, так это не их вина: в Священном Писании всего не предусмотришь.

После рекламы, во втором раунде, выступали секунданты. Общество защищало довольно много народу. Нестандартную венчанную пару двое - журналистка, бывшая свидетельницей на свадьбе и опубликовавшая о ней репортаж, и я. Журналистка сказала, что ребята любят друг друга. Оппоненты упирали на то, что парни, нарушив каноны, совершили кощунство, а священника подкупили, тем самым усугубив грех. Великий баскетбольный тренер Александр Гомельский простодушно увещевал Дениса: мол, посмотри, сколько вокруг прекрасных девушек, зачем тебе парень? С таким же успехом он мог убеждать волка, что нехорошо резать овец, когда в огороде растет удивительно вкусная репа. Денис соглашался, что прекрасных девушек полно, клялся, что глубоко уважает женщин, но… Великий тренер не верил и убедительно доказывал, что проблему двоих гомосексуалистов можно решить на первой же дискотеке, если внимательно присмотреться к девичьим ножкам.

В студенческие годы я сам увлекался баскетболом, Гомельского глубоко чту, и спорить с ним хотелось еще меньше, чем с отцом Михаилом. Но последующие секунданты священника меня здорово завели. Прямо и довольно грубо они пеняли ребятам, что вся затея с венчанием для них просто пиар. Славы захотелось, вот и придумали повод!

Я слушал и чувствовал, как закипает во мне раздражение. Ну, пиар. А вся истерика вокруг - не пиар? А репортажи в газетах - не ради сенсации? А информация на всех каналах и это наше ток-шоу - не погоня за рейтингом? А мы все зачем в этой студии? Да, конечно, отстаиваем свою точку зрения. Но ведь помним, прекрасно помним при этом, что правдолюбие в эфире вещь приятная и полезная: человеку, засвеченному на экране, и в любви повезет, и на службе заметят. Все мы нынче рабы пиара - пока министр не освоится в виртуальности, никто не узнает, что он и в самом деле министр…

Подогретый собственной злостью, я сказал, примерно, следующее.

В мире много конфессий, внутри каждой хватает больших и малых сект, все ссорятся между собой, и все именуют себя подлинными представителями Творца на земле. Хотя никто из этих представителей верительные грамоты никогда не предъявлял, так что вполне можно считать их самоназначенцами. Но, к счастью, существует на свете канал прямой связи человека с Богом - наша совесть. Может, правильней опираться на нее?

Кто они - геи? Грязные извращенцы или люди, в чем-то не такие, как мы? И если природа, или эволюция, или сам Бог создал их иными - не есть ли в этом некий смысл, просто еще не понятый нами? И, в конце концов, кто мы, чтобы судить замысел Создателя? Сколько раз человечество прокалывалось, самонадеянно пытаясь гармонизировать хаотичный мир! Уничтожали волков, "санитаров леса" - следом от болезней гибли травоядные. Китайцы при Мао извели воробьев, нагло клевавших зерно - через год рис пожрали непомерно расплодившиеся насекомые. Затевали мировые войны, стремясь разумней и справедливей переделить планету, заливали кровью целые континенты - но справедливости больше не становилось.

Так, может, не стоит мир торопливо переделывать - надо его понять?

К чести присутствовавших, почти никто из них не называл нижегородских ребят извращенцами. Оговаривались: да, они имеют право жить по-своему. Ну, и жили бы. Только венчаться зачем?

Я всегда считал, и теперь считаю, что людям любящим регистрация ни к чему. Вот брак по расчету, действительно, нуждается в документальном оформлении. Но это я так считаю. А если ребята думают иначе? В ЗАГСе их, естественно, никто не распишет. Вот они и решили, что священник поймет их лучше, чем чиновник. Для любого верующего двери храма открыты - чем же они хуже других?

Был ли в их решении вызов? Наверное, был. Но ведь это не нас, это их день за днем самыми разными способами доставали окружающие, то издевкой, то хамством, то жалостью. А когда мораль "наезжает" на человека слишком уж агрессивно, само собой возникает вполне оправданное желание дать ей в морду.

Известный журналист, в принципе, не отрицавший инакомыслие в любви, поучительно заметил, что неумно публично отстаивать взгляды, до которых общество еще не дозрело. Молодец, умница, знает жизнь! Но если бы Иисус следовал подобным рекомендациям, мир бы никогда не услышал Нагорную проповедь.

Еще этот журналист утверждал, что геев и лесбиянок в мире не десять процентов, как уверяют они сами, а всего четыре, так что у них нет никаких оснований навязывать обществу свои проблемы. О цифре немного поспорили, но к консенсусу не пришли.

… Полвека назад немецкий протестантский пастор объяснил, почему он решил примкнуть к движению сторонников мира. Текста под рукой нет, цитирую по памяти: "Когда фашисты арестовывали коммунистов, я молчал, потому что я не коммунист. Когда хватали гомосексуалистов, я молчал, потому что я не гомосексуалист. Когда в лагеря смерти увозили евреев, я молчал, потому что я не еврей. Когда преследовали католиков, я молчал, потому что я не католик. А когда пришли за мной, уже некому было вступиться за меня".

В общем - никогда не спрашивай, по ком звонит колокол…