Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ОБРАЗОВАНИЕ

УРОКИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ

М. Стивенсон

Как научить детей принимать и понимать тех, кто кажется непохожим, странным, необычным?

Мартин, преподаватель изобразительных искусств в 5 классе американской школы, столкнулся с очень неоригинальной проблемой: его ученики жестоко высмеивали всех, кто чем-то выделялся в классе – фигурой, умом, одеждой, цветом кожи. Вместо лекций и нравоучений Мартин решил придумать особенный урок.

В начале урока я написал на доске слово “Единственный”. Ученики заинтересовались этим единственным словом. Я спросил, что оно означает? Что делает вас единственными, неповторимыми? Поговорив немножко на эту тему, я нарисовал на доске силуэт человека и двумя горизонтальными линиями разделил его на три части: голову, туловище и ноги.

Сначала мы обсудили, какие бывают головы – круглые и продолговатые, курчавые, длинноволосые, лысые, с большими или маленькими глазами, оттопыренными или прижатыми ушами… Все идеи ребят я записывал в верхней части доски, вокруг головы. Затем мы перешли к туловищу. Выяснили, что существуют разные типы телосложения, разная осанка, одежда. И снова все высказанные предложения я записывал на доске. Наконец дошла очередь и до ног. Мини-юбки, клеши, балетные пуанты и футбольные бутсы – я принимал любые идеи.

Однако на рисовании нельзя все время разговаривать – надо рисовать. Я раздал ученикам небольшие квадратные листочки и предложил каждому на одной стороне написать свое имя, а на другой – нарисовать голову. Не свою, не какого-нибудь знакомого человека, а выдуманную, единственную и неповторимую. Я попросил подумать о характере, особенностях создаваемой головы, передать на бумаге душу героя, изобразить как можно больше деталей, подробностей. И не забыть про шею.

Когда ребята закончили рисовать головы, я раздал им по второму квадратику, в два раза больше первого. На нем, подписав на обороте имя, ребята нарисовали туловище выдуманного персонажа. Я снова просил думать о характере, не скупиться на детали. А главное – стараться изобразить нечто действительно неповторимое, единственное в своем роде. На третьем листке ребята нарисовали столь же уникальные ноги героя.

На следующий день ученики с нетерпением ждали продолжения игры. Каждому я положил на парту листочки с рисунками головы, туловища и ног, только не те, что ребенок сам нарисовал на предыдущем уроке. Дети соединили все части фигуры, у каждого получился неповторимый, необычный новый друг. И здесь наступил самый важный момент урока. Все мы разные, необычные. То, как мы выглядим снаружи, не всегда связано с тем, что творится у нас в душе. У каждого есть какие-то неизвестные окружающим таланты, особенности….

Когда все вдоволь нахохотались, нагляделись на новых дружков, собранных по частям, я предложил придумать имена незнакомцам, выяснить, какой у них характер, талант, интересы в жизни.

Я попросил учеников написать на отдельных листочках истории про новых друзей.

В конце урока все, кто хотел, прочли свои сочинения вслух, а потом мы вместе создали на большом листе бумаги портретную галерею: приклеили фигурки, рядом их истории, а еще комментарии зрителей. Эта газета получила название “Снаружи ты не такой, как внутри” и долго еще висела в классе.

По-моему, ребята стали меньше ссориться. То ли взрослеют, то ли бумажные друзья научили радоваться разнообразию, а не стыдиться его.