Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ. Выпуск 1 - 2.

Федеральная целевая программа
"ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ"

Оглавление

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ" НА 2001–2005 ГОДЫ

Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта): поручение Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. от 27 марта 2000 г. №ВП–П12–08625.

Дата ее утверждения: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. №629.

Государственный заказчик Программы: Министерство образования Российской Федерации.

Разработчики Программы: Министерство образования России, Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия образования.

Исполнители Программы: высшие учебные заведения, научные организации и другие организации, отбираемые на конкурсной основе.

Цели Программы: формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Задачи Программы:

– разработка эффективных государственных мер и механизмов в области формирования у граждан толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально–психологической напряженности в обществе;

– разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально–политической ситуации в стране, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе;

– разработка и реализация системы мер и механизмов формирования в социальной практике норм толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму во всех его проявлениях, в том числе:

– разработка системы учебных программ для всех ступеней и форм образования;

– разработка и реализация эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии, прежде всего с привлечением средств массовой информации;

– разработка методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма, развития в социальной практике норм толерантного сознания и поведения;

– реализация комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалогов.

Сроки и этапы реализации Программы:

I этап (2001 год) – разработка научно–методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания; внедрение в массовое сознание позитивных установок по отношению к толерантности.

II этап (2002–2003 годы) – разработка и экспериментальное внедрение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания и поведения.

III этап (2004–2005 годы) – полномасштабное внедрение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания и поведения.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий:

– разработка и внедрение в систему образования всех ступеней программ и учебных материалов, воспитывающих подрастающее поколение в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности, формирующих нормы социального поведения, характерные для гражданского общества;

– разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего поколения норм толерантности и в снижении социальной напряженности в обществе;

– разработка и реализация комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению толерантности к этническим, религиозным и политическим конфликтам, противодействию экстремизму с опорой на средства массовой информации, общественные объединения и организации, повышению действенности межэтнического и межконфессионального диалога;

– повышение эффективности государственной политики, направленной на снижение социально–психологической напряженности в обществе, внедрение в социальную практику норм толерантного поведения;

– разработка комплекса мероприятий информационного обеспечения Программы.

Объемы и источники финансирования:

– средства федерального бюджета – 131,95 млн. руб.;

– средства бюджетов субъектов Российской Федерации –138,95 млн. руб.;

– из внебюджетных источников – 126,75 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты:

– создание научно–методической, организационной и правовой базы с целью внедрения норм толерантного поведения в социальную практику, противодействия экстремизму и снижения социальной напряженности, в том числе:

– создание эффективной системы мониторинга и механизмов выработки мер по своевременному оказанию противодействия экстремизму в обществе путем разработки надлежащих правовых актов, привлечения средств массовой информации, проведения общественно–политических акций;

– внедрение в систему образования всех уровней учебных программ по формированию установок толерантного сознания и поведения;

– создание условий для утверждения идеалов толерантности в обществе;

– создание организационных форм и механизмов профилактики социальной напряженности в семье, больших и малых социальных группах.

Система организации контроля за ходом исполнения Программы: контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Министерством образования Российской Федерации в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ.

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку консолидацию общества. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995), толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось на Северном Кавказе, во всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних их формах находят выражение в терроризме, который в свою очередь усиливает деструктивные процессы в обществе.

Анализ этих процессов свидетельствует о необходимости:

– существенного развития нормативно–правовой базы, общественных и государственных институтов, обеспечивающих становление принципа толерантности;

– разработки действенных мер и механизмов внедрения социальных норм толерантного поведения в социальную практику и противодействия экстремизму, взаимодействия со средствами массовой информации и их поддержка для переориентации с противодействия деструктивным процессам в форме контрпропаганды на активную работу по опережению и предупреждению кризисов;

– использования в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи, профилактики национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов;

– совершенствования и развития методологических основ политики в области становления гражданского общества. Разработка и реализация системы государственных мер по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе являются комплексной задачей, требующей скоординированного взаимодействия органов государственной власти, опоры на общественные объединения. Комплексный характер этой задачи обусловил необходимость создания специальной федеральной целевой программы для ее решения.

Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе* на 2001–2005 годы (далее именуемая – Программа) продолжает и развивает складывавшиеся веками гуманистические традиции российского общества.

2. Цели и задачи Программы; важнейшие целевые показатели

Целью программы является формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Разработка и реализация комплекса эффективных мер и мероприятий в области формирования у граждан толерантного поведения, противодействия экстремизму и снижения социально–психологической напряженности в обществе.

2. Разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально–политической ситуации в стране, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе.

3. Разработка и реализация системы мер, стимулирующих толерантное поведение, противодействие экстремизму во всех его проявлениях, в том числе:

– разработка системы учебных программ для всех ступеней и форм образования;

– разработка эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии;

– разработка методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма, внедрения в социальную практику норм толерантного поведения;

– реализация комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалогов.

3. Основные направления реализации Программы

Программа позволит обеспечить внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально–политической ситуации в России и создание основы для снижения социальной напряженности. В соответствии с этим основными направлениями реализации Программы являются:

1. Научно–аналитическое:

– разработка научно–методических основ противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания в гражданском обществе;

– разработка методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в обществе и средствах массовой информации;

– разработка социально–психологических методов устранения экстремистских настроений в массовом сознании;

2. Пропаганда и контрпропаганда:

– использование средств массовой информации для раскрытия антиобщественной природы экстремизма в различных его формах;

– проведение социально–психологической экспертизы публикаций, теле– и радиопрограмм, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни;

– издание публицистических программ, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной напряженности в обществе;

3. Образовательно–методическое:

– создание и распространение образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу, в образовательных учреждениях всех уровней;

– разработка и внедрение специальных тренингов в учреждениях по подготовке и переподготовке специалистов в сфере массовых коммуникаций, государственных служащих, а также работников органов правопорядка;

4. Нормативное, методическое и организационное:

– разработка методических документов и создание условий, необходимых для проведения социально–психологической экспертизы публикаций и передач в средствах массовой информации, разработка новых образовательных программ, включая интерактивные средства обучения и игры;

– разработка законодательства, направленного на формирование толерантного поведения, на борьбу с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;

– разработка механизмов оказания помощи жертвам экстремизма, агрессии, беженцам и вынужденным переселенцам.

Программа предполагает широкое участие в ее реализации общественных объединений и иных организаций, разделяющих принципы гражданского общества, основанного на принципе толерантности.

Кроме того, учитывая международный характер проблемы и наличие у мирового сообщества значительного опыта в ее решении, в Программе выделены в отдельную группу мероприятия по международному сотрудничеству, включая полномасштабное участие России в соответствующих международных программах и инициативах.

4. Система программных мероприятий.

Программа состоит из следующих подпрограмм:

– "Личность", включающая разработку и внедрение в систему образования всех ступеней программ и учебных материалов, воспитывающих подрастающее поколение в духе толерантности, развитие механизмов страхования как социального института конструирования мотивации безопасности поведения, вырабатывающих нормы социального поведения, характерные для гражданского общества.

– "Семья", включающая разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего поколения толерантности и в снижении социальной напряженности в обществе.

– "Общество", включающая разработку и реализацию комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, противодействию экстремизму с опорой на средства массовой информации, общественные объединения и организации.

– "Государство", включающая разработку и реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности государственной политики по снижению социально–психологической напряженности в обществе, внедрение в социальную практику норм и стандартов толерантного поведения.

– "Организационное и информационное обеспечение", включающая разработку и внедрение комплекса организационных мероприятий по повышению эффективности реализации Программы, включая международное сотрудничество.

Полный перечень программных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемов и источников финансирования изложен в Приложении 2.

Ожидаемые результаты реализации подпрограмм представлены в Приложении 3.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

Общий размер финансирования Программы составляет 397,65 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета –131,95 млн. рублей, за счет средств субъектов Российской Федерации – 138,95 млн. рублей, из внебюджетных источников –126,75 млн. рублей.

Первый этап реализации Программы (2001 год) включает в себя главным образом проведение научно–исследовательских работ и создание с помощью средств массовой информации позитивного отношения в массовом сознании к толерантности как социальной норме. Этот этап финансируется за счет федерального бюджета. "Участие субъектов Российской Федерации начинается уже на втором этапе (2002–2003 годы), но в основном приходится на третий этап – этап масштабного внедрения результатов работ предыдущих этапов. Финансирование Программы субъектами Российской Федерации будет осуществляться на основе соглашений между государственным заказчиком Программы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

За счет внебюджетных средств предполагается финансировать исследовательские работы, осуществлять софинансирование отдельных мероприятий Программы, проводить экспериментальное внедрение образовательных программ и учебных материалов, формировать базы данных и т.п.

6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Руководство Программой осуществляет Министерство образования Российской Федерации, являющееся государственным заказчиком, который дает оценку промежуточных результатов и хода ее реализации в целом, готовит предложения по порядку выполнения Программы, включению, исключению и уточнению отдельных подпрограмм и проектов, уточняет целевые показатели; осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации Программы, а также финансирование контрактов участников Программы.

Государственный заказчик Программы может передавать в установленном порядке выполнение части функций по организации и проведению конкурсов на проведение научно–исследовательских работ по выполнению работ (услуг), анализу исполнения государственных контрактов.

8. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы предполагает:

1. Комплексный подход к формированию системы программных мероприятий, предусматривающий взаимоувязку мер и мероприятий, ориентированных на личность, семью, государство и общество.

2. Последовательность осуществления мероприятий, обеспечивающая научную обоснованность и устойчивость создаваемых институтов и механизмов снижения социально–психологической напряженности в обществе, противодействия экстремизму, формирования толерантного поведения; создание методической базы, разработку и пилотное внедрение образовательных программ, тренингов и т.п. и их доработку, организационное и методическое обеспечение внедрения полученных результатов.

3. Широкое привлечение общественных объединений к участию в реализации Программы; а также гласность, регулярное информирование общественности о целях и ходе выполнения Программы, открытый доступ к материалам и базам данных, подготовленным в рамках Программы.

4. Отбор исполнителей мероприятий Программы на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".