Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ. Выпуск 1 - 2.

Федеральная целевая программа
"ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ"

Оглавление

ФЕСТИВАЛЬ СЕМЕЙНЫХ ПЛАКАТОВ "ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИАЛОГУ"

Л.И.СЕМИНА

Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса) – Россия, Министерство образования РФ и Московское бюро ЮНЕСКО, при участии Института толерантности УрГУ провели межрегиональный пилотный конкурс семейных плакатов "Толерантность – приглашение к диалогу".

Фестиваль проводился в школах ЮНЕСКО Екатеринбурга, Новороссийска, Нижнего Тагила, Самары и города Тара Омской области. Его целью явилось распространение идей толерантности в российском обществе, в семье и в школе, воспитание у школьников толерантного отношения к представителям иных национальностей, религий, культур, а также организация сотрудничества учителей, детей и родителей, которое на практике будет способствовать развитию толерантных отношений между ними. Конкурс стал еще одним важным шагом на пути становления школ ЮНЕСКО как ресурсных центров развития толерантности и правовой культуры в системе начального и среднего образования.

Подготовка к конкурсу началась в сентябре 2000 г. На семинаре "Мы – сограждане" учителя пяти школ из вышеназванных городов обсудили замысел конкурса, предложенный Институтом "Открытое общество", цели и возможные формы организации этой акции. На этом же семинаре сотрудниками Института толерантности были прочитаны лекции по истории развития самого понятия "толерантность", предложены игровые формы включения в эту тему детей. Для дальнейшего развития работы в этом направлении ИОО предоставил каждому участнику семинара и в школьную библиотеку комплект учебно–методических материалов.

В феврале–марте 2001 года педагоги–организаторы занимались подготовкой и проведением общешкольных фестивалей семейного плаката. Эта работа включала в себя несколько последовательных шагов.

Шаг первый – публикация плакатов ЮНЕСКО в школе.

Шаг второй – обсуждение плакатов ЮНЕСКО и ознакомление с проблемами, связанными с толерантностью, на уроках и внеклассных мероприятиях.

Шаг третий – использование школьных ресурсов для выявления противоречий в треугольнике отношений "дети – учителя – родители", которые можно разрешить путем организации диалога.

Педагоги, школьники и родители вначале порознь определяли свое видение главных причин возникновения нетерпимых (интолерантных) отношений в этом треугольнике и составляли перечень наиболее важных тем для последующего совместного обсуждения.

Затем, после обмена списками, взрослые и дети объединили усилия на общешкольном форуме толерантности. Здесь в атмосфере взаимного уважения и сотрудничества, без навязывания своего видения проблем, педагоги и школьники выявили из всех предложенных тем наиболее острые, представляющие взаимный интерес. Так постепенно определялся круг актуальных тем для будущих семейных плакатов.

Шаг четвертый – приглашение для участия в проекте семей школьников. Для этого было подготовлено и передано семьям письмо, в котором излагались причины, побудившие обратиться с таким необычным предложением. К письму прилагался список возможных тем для плакатов, условия, которым должны удовлетворять плакаты, предоставляемые для участия в фестивале, правила предоставления плакатов на фестиваль.

Это письмо было адресовано не только родителям, но и остальным членам семьи школьника, ведь число авторов плаката в каждой семье не ограничивалось, важно было, чтобы семья обсудила проблемы, выявленные совместно детьми и учителями.

В "Письме к семье" содержалось приглашение совместно обсуждать и решать все те проблемы, которые приводят к конфликтам между участниками образовательного процесса – педагогами, школьниками и их семьями. В этом письме говорилось и о том, что трудный период, переживаемый страной, требует от каждого повышенных затрат сил и нервной энергии. Неприятности, с которыми человек сталкивается вне дома, он приносит в семью – в виде усталости, раздражительности, плохого настроения. Это обостряет противоречия, неизбежно существующие в ней, может переводить их в острые конфликты, порой сопровождающиеся насилием. Родители, которым приходится много работать, не уделяют достаточного внимания проблемам детей. Они тревожатся и переживают за них, но за недостатком времени не могут наладить с ними доверительные отношения.

Совместное участие в фестивале семейного плаката дало возможность обсудить в семье самые острые вопросы, определить наиболее важную для данной семьи проблему и обсудить пути ее решения. Именно в развитии внутрисемейного толерантного взаимодействия, в желании и попытке ненасильственно разрешать конфликты – заключалась одна из главных задач фестиваля. Успешность школьника – общий интерес педагогов и членов его семьи. Сотрудничество и взаимопомощь учителей, школьников и родителей особенно важны именно сегодня, в трудные времена реформирования всех сфер жизни российского общества. А совместная работа семьи над выбором темы и созданием плаката стала для многих возможностью для установления взаимопонимания с ребенком.

В отличие от конкурса, где все оценки выставляются специальным жюри, лауреаты школьного фестиваля определялись по итогам голосования всех посетителей выставки. Поэтому в "Письме к родителям" содержалось и приглашение семьи на выставку не только как зрителей, но и как участников определения лауреатов.

29 мая в одной из школ Екатеринбурга, не принимавшей участия в фестивале, открылась выставка плакатов, созданных семьями пяти пилотных школ этого проекта. Это был заключительный этап фестиваля. Здесь голосованием посетителей выставки были определены 10 лучших плакатов из 50 присланных на финал школами Нижнего Тагила, Самары, Новороссийска, Тары и Екатеринбурга. А в июне директора этих школ, сотрудники и эксперты ИОО и Института толерантности встретились в Москве, в Министерстве образования для того, чтобы проанализировать пройденный путь и наградить лауреатов путевками во Всероссийский детский центр "Орленок".

Остается добавить, что опыт этого нестандартного проекта, одного из первых шагов на пути к толерантному сознанию, лег в основу теперь уже Всероссийского конкурса семейного плаката "Школа толерантности", который стартовал летом, и в котором участвуют 443 школы нашей страны – все, кто выразил готовность к диалогу и сотрудничеству с Институтом "Открытое общество", с семьей, а главное – с ребенком.