Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ. Выпуск 1 - 2.

Федеральная целевая программа
"ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ"

Оглавление

СЕРИЯ МОНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ "ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ"

Когда–то замечательный поэт Осип Мандельштам обронил пророческую фразу: "Мы живем, под собою не чуя страны...". И чем дальше российское общество отодвигается от точного диагноза поэта тридцатых годов, тем очевиднее и резче становится историческая меткость этого диагноза.
Кто мы – граждане государства Российского? Куда мы идем? Каковы образы других стран в нашем сознании, а точнее, в наших все более дифференцирующихся массовых сознаниях? Каковы установки по отношению к другим этническим группам, пришедшие на смену столь яростно декларировавшемуся долгие годы пролетарскому интернационализму? Сумеем ли мы в конце концов не только "почуять", но и понять свою собственную страну?

На эти вопросы пытаются дать ответ психологи, социологи, этнографы и педагоги в серии монографических исследований "Психология и педагогика толерантности". Серия издается при поддержке Министерства образования России, Российского еврейского конгресса, ЮНИСЕФ и Межведомственного аналитического центра социальных инноваций.

* * *

Горячие точки планеты. Увы,но вовсе необразное выражение не сходит со страниц газет. То тут, то там в нашем доме по имени Земля вспыхивают конфликты, оборачивающиеся катастрофами, грозящими самому существованию человечества.

Можно ли прогнозировать установки людей, которые выливаются в этнические, религиозные и политические конфликты? Удастся ли с помощью различных психосемантических процедур, в том числе и методов визуальной психосемантики, ответить на вопрос: толерантен ли, устойчив ли человек по отношению к различного рода конфликтам?

Решению целого спектра подобных проблем зарождающейся на наших глазах психологии толерантности и посвящено исследование доцента факультета психологии МГУ М.А.Джерелиевской.
Мы уверены, что эта работа поможет практическим психологам, социологам и политологам найти свои собственные пути понимания, диагностики и прогнозирования поведения людей как в стандартных, так и в конфликтных ситуациях.

* * *

Как жить с непохожими на нас людьми? Удастся ли человечеству обеспечить общежитие представителей разных рас и народов, этносов и социальных классов, религий и культур, мировоззрений и идеологий? Существует ли норма компромисса между противоборствующими во все времена интересами меньшинства и большинства, голосом личности и гулом толпы? Найдут ли государства и общества, страны и люди путь от разрушающих социальных конфликтов к продуктивной конкуренции?

В предлагаемой вашему вниманию книге "На пути к толерантному сознанию" широкое историко–эволюционное понимание толерантности как социальной нормы, определяющей устойчивость к конфликтам в полиэтническом межкультурном обществе, отражает ценностные установки двух авторских групп – педагогов и психологов.

Педагогической группой, работающей под руководством талантливого педагога, яркого сторонника универсального вариативного образования В.В.Глебкина написан раздел "Толерантность и проблема понимания". Этот раздел выступает как первая палитра педагогики толерантности, приобщающей подрастающее поколение к искусству жить в мире непохожих людей и идей. Применение подобных программ дает школьникам и студентам шанс постичь, что поиск компромиссов в разнообразии народов и культур является двигателем прогресса человечества в не меньшей степени, чем конфликт, в том числе непримиримая борьба классов и наций.

Психологической группой под руководством Г.У.Солдатовой, написан раздел "Учимся толерантности", включающий программу психологического игрового тренинга толерантности для подростков. Тренинг может стать важной составляющей психолого–педагогической программы воспитания подростков в духе толерантности и культуры мира.

Позиция педагогического и психологического авторских коллективов книги – это позиция социального конструирования толерантности как нормы гражданского либерального общества. Педагогика и психология толерантности разрабатываемая авторами, приходит на смену бесконечным программам по конфликтологии. И время покажет, внесет ли педагогика и психология толерантности свой вклад в движение к гражданскому обществу.

* * *

Предлагаемая вниманию читателей монография подготовлена коллективом сотрудников факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством члена–корреспондента РАН, доктора психологических наук, профессора В.Ф.Петренко. Его имя прочно ассоциируется в сознании психологов, социологов, лингвистов, политологов и этнографов с таким сравнительно новым междисциплинарным направлением изучения массового и индивидуального сознания, как психосемантика. Настоящая монография по праву может быть названа междисциплинарной, она находится на стыке между общей психологией, психологией личности, социальной психологией, этнопсихологией и политологией. Она представляет собой еще одно доказательство того, что психология в XXI веке имеет шанс перестать быть равнодушным свидетелем и регистратором пульса общественной жизни и помочь обществу отыскать путь конструирования социальных норм толерантности, позволяющих людям разных взглядов, культур, конфессий, этносов и социальных слоев жить сообща в полном противоречий мире.