Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ. Выпуск 3 - 4.

Федеральная целевая программа
"ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ"

Оглавление

БИБЛИОТЕКА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Толерантность: Материалы летней школы молодых ученых "Россия – Запад: философские основания социокультурной толерантности". Екатеринбург, сентябрь 2000 г.: В 2 ч. / Под. Ред. М. Б. Хомякова. Екатеринбург: Изд–во Урал. ун–та, 2001.

Предлагаемые вниманию читателя книги представляют собой материалы Летней школы молодых ученых, проходившей в сентябре 2000 года в Екатеринбурге и организованной Институтом толерантности и сравнительного исследования цивилизаций УрГУ (Екатеринбург).

В основе публикации лежит принцип взаимодополнения двух способов рассмотрения проблематики толерантности: с одной стороны, это попытка осмысления уже существующих разработок и их анализ, а с другой – разработка своего собственного, оригинального видения проблематики.

Первая часть сборника представляет материалы слушателей школы, в основном тексты их докладов. Поскольку школа была ориентирована на мультидисциплинарный подход, эти материалы имеют разнородный характер и с трудом поддаются систематизации. Здесь имеются статьи по истории русской философии – об И.Ильине, П.Флоренском, Л.Толстом; по проблематике межэтнической толерантности, связанной с вопросами идентичности; статьи, посвященные теоретическим интерпретациям этого феномена; и тексты, основанные на широко понимаемой гендерной проблематике – от классически феминистской "гендерной самоидентификации личности" до "нормы и патологии в отношениях любви".

Первая часть сборника также включает представленную в переводных текстах современную западную философскую дискуссию о толерантности: от абстрактного рассмотрения темы толерантности в контексте так называемой моральной теории в духе англо–американской традиции (энциклопедическая статья о справедливости М.Матраверса и Б.Бери) и прояснения концептуальных вопросов в дающем читателю представление о многочисленных определениях толерантности тексте Дж.Лорсена, через историческое рассмотрение этой темы в статье К.Нидермана, до практического приложения исследований толерантности к образовательному процессу в коллективной брошюре немецких авторов.

Во второй части сборника опубликованы фундаментальные лекции В.Соловьева, посвященные рассмотрению проблемы генезиса прав человека и исторических истоков толерантности; текст А.Перцева, где дается особое (не–политическое и не–правовое) измерение "ментальной толерантности"; текст лекций М.Хомякова, посвященных рассмотрению возможного понимания понятия толерантности в его применении к средневековой культуре, в данном случае – к возрождению Каролингов и к текстам Иоанна Скота Эриугены; лекции А.Гусейнова по этике и философии ненасилия; лекции Б.Емельянова, содержащие попытку применения понятия толерантности к русской культуре в двух ключевых моментах – ее истоках и ее зрелости в контексте "концепции последнего царства" и феномена русского евразийства; цикл лекций М.Матраверса по проблеме толерантности в англо–американской философии.

В представляемой книге достаточно широко отражено современное состояние исследований толерантности не только в России, но и в мире. В целом отметим, что предлагаемые в сборнике тексты не столько отвечают на вопросы, сколько их ставят.

Бетти Э.Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М.: Бонфи, 2001.

Эта книга подготовлена ЮНЕСКО в связи с объявленными ООН Годом толерантности (1995) и Десятилетием образования в области прав человека (1995–2004). Она соответствует предложенной ЮНЕСКО Комплексной программе действий по образованию в духе мира, прав человека и демократии. Это пособие призвано утвердить принципы воспитания в духе толерантности и предложить возможные подходы к нему в начальной и средней школе, а также в области взрослого образования вне учебных заведений.

Пособие задумано и составлено таким образом, чтобы оно было полезно всем, кто захочет участвовать в образовании и воспитании с позиций толерантности – школьным учителям, методистам, родителям, социальным работникам, фасилитаторам в сфере образования.

Первая часть пособия содержит концептуальные основы воспитания в духе толерантности, которая понимается не как цель, а как условие для более длительного и основательного процесса миросозидания. Здесь также описываются примеры программ и практических занятий по воспитанию толерантности, взятых из опыта самых разных регионов мира.

Вторая часть пособия включает некоторые материалы для проведения занятий по программам воспитания толерантности как личного качества, практики поведения и социальной обязанности и призвана помочь учителям начальных школ и организаторам внешкольных занятий детей в возрасте от 4–5 до 12–13 лет.

Третья часть пособия предназначена для учителей средней школы и работников внешкольного образования, которые создают образовательные программы для детей и молодежи от 13 до 18 лет.

Все изложенные в книге материалы специально отобраны и разработаны таким образом, чтобы акцентировать внимание читателей на проявлении трех фундаментальных принципов толерантности: мир многообразен; в нем неизбежны противоречия и конфликты, которые надо решать конструктивно; для этого необходимы личная и социальная ответственность.

Сыродеева А.А. Поликультурное образование: Учебно–методическое пособие. – М.: МИРОС, 2001.

Интенсивные интеграционные процессы, пронизывающие сегодня практически все стороны общественной жизни от науки и искусства до экономики и политики, предоставляют современнику возможность соприкоснуться с процессами и явлениями, принадлежащими самым разным культурам. По мнению автора пособия, поликультурность как свойство социальной реальности, диктует необходимость учета этого фактора при выстраивании педагогико–образовательного процесса.

Курс "Поликультурное образование" предполагает, с одной стороны, дать представление о культурном плюрализме как объективном свойстве социальной действительности, а с другой – помочь будущим учителям организовать свою собственную педагогическую деятельность с учетом современных общественных тенденций.

Пособие включило в себя материалы к лекционным и семинарским занятиям. Курс построен таким образом, чтобы будущий педагог, помимо знакомства с концептуальными подходами к поликультурной проблематике в лекционном курсе, мог высказать личное мнение или в свою очередь услышать мнение иных участников курса, поучаствовать в ролевой игре, написать эссе на семинарских занятиях.

Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: Учебно–методическое пособие. – М.: МИРОС, 2001.

Данное учебно–методическое пособие знакомит будущих педагогов с идеями поддерживающей педагогики. В нем описаны принципы и модели особой педагогической деятельности, существенно отличающейся от деятельности по обучению и воспитанию. В образовательной практике данная модель представляет собой различные тактики деятельности взрослого человека по отношению к детской проблеме. Эти тактики обеспечивают условия безопасности ребенка при получении им опыта самостоятельных действий, помогают ребенку справится с эмоциональными переживаниями проблемы и способствуют переводу проблемы в деятельность по ее разрешению. Через соответствующие тактики педагогическая поддержка реализует охранительную, развивающую и формирующую функции в отношении конкретного ребенка.

Предполагается также, что разработанный автором курс позволит будущим педагогам приобрести опыт работы с собственными стереотипами понимания целей педагогической деятельности, опыт смены позиции "педагогического требования" как доминирующей в педагогической практике на позицию "педагогической поддержки", позволяющей строить подлинно гуманные отношения с ребенком.

Пособие включает материалы как для студентов, так и для преподавателей, ведущих занятия в мастерской.

Первые главы пособия знакомят читателя с историей вопроса и концептуальными идеями педагогики поддержки. Отдельные главы посвящены описанию того, как строится модель педагогической поддержки в педагогической практике, а завершается пособие описанием каждой тактики, ориентированной на свой тип проблем, которые возникают у ребенка.

В первую очередь книга адресована студентам и преподавателям педагогических ВУЗов, но может оказать пользу специалистам, работающим с детьми и родителям – всем, кто желает помочь себе и ребенку установить нормальные взаимоотношения.