Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ. Выпуск 3 - 4.

Федеральная целевая программа
"ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ"

Оглавление

ДНЕВНИК ДВУХ СОБЫТИЙ:
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НОРМА ЖИЗНИ В МИРЕ РАЗНООБРАЗИЯ" И СТУДЕНЧЕСКАЯ ШКОЛА "ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПРОТИВ КСЕНОФОБИИ?"

В специальном выпуске "Века толерантности" представлены материалы двух взаимосвязанных событий – научной конференции и студенческой школы, посвященных рассмотрению сквозь призму толерантности самых разных уровней отношений в обществе. Данные события не случайно проходили вместе: это была встреча разных поколений по одной из самых острых проблем современности – преодоление негативности, ксенофобии и экстремизма между людьми и народами. Перед учеными стояла непростая задача – представить свои концепции и подходы бескомпромиссной и критичной студенческой аудитории, тем, кому в будущем, возможно, предстоит воплощать их на практике. Участники школы, в свою очередь, отбросив свойственный молодости скептицизм, должны были включиться в работу научных сессий, поднявшись на ступеньку выше своего студенческого статуса. И ученым, и студентам предстояло сделать шаги навстречу друг другу и быть взаимно толерантными.

Эти события были подготовлены Университетским ресурсным центром психологии и педагогики толерантности при поддержке Фонда Сороса (Россия), факультетом психологии МГУ им. М.В.Ломоносова и научно–практическим центром "Гратис". В программу конференции "Толерантность – норма жизни в мире разнообразия" вошли доклады участников – видных ученых и общественных деятелей – по широкому кругу вопросов, связанных с проблемой толерантности в целом и с формированием толерантного сознания. Школа "Толерантность против ксенофобии?" проходила параллельно с конференцией. Ее участниками стали студенты гуманитарных факультетов из различных городов Российской Федерации – от Северного Кавказа до Якутска. Помимо собственной насыщенной программы – диагностического практикума толерантности и мастерских "Тренинг толерантности", "Культурный ассимилятор" и "Мораль и толерантность", – студенты прослушали доклады пленарных заседаний конференции и вместе с учеными участвовали в дискуссиях.

Представляем вам краткий дневник конференции и школы.

26 октября 2001 г. в пансионате "Звенигородский" Российской Академии Наук состоялось открытие конференции. Руководитель программы "Университетский ресурсный центр практической психологии и педагогики толерантности", заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, научный руководитель Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе" А.Г.Асмолов произнес приветственное слово участникам от Оргкомитета, в котором раскрыл содержание основных направлений работы конференции и подчеркнул важность и злободневность проведения в жизнь толерантных установок. После этого прозвучало приветственное слово Л.И.Семиной, координатора программы "Гражданское общество", от Института "Открытое общество" (Фонд Сороса, Россия).

На первой сессии пленарного заседания "Социальное конструирование: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности" было представлено шесть докладов.

В докладе А.Г.Асмолова "Искусство жить в мире разнообразия" подчеркивалось, что анализ толерантности можно вести в самых разных системах отсчета, с различных позиций. Во–первых, это филогенетические аспекты проблемы. Во–вторых, социогенетические аспекты, представляющие толерантность на исторических перекрестках различных культур. В–третьих, это толерантность в персоногенезе, т.е. в индивидуальном развитии жизненного пути, где нас более всего могут интересовать выводы социальной психологии детства и исторической психологии, способные дать точку отсчета для нового видения обсуждаемой проблемы. Наконец, в–четвертых, это педагогические аспекты толерантности. Докладчик выразил надежду, что новый век станет веком достоинства и толерантности, когда люди, общаясь друг с другом, будут дарить и обогащать, а не отнимать и обездоливать, понимая, что ради этого они живут, действуют и совершенствуются.

Г.У.Солдатова, директор Научно–практического центра психологической помощи "Гратис", доктор психологических наук, доцент кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, выступила с докладом на тему "Практическая психология толерантности: поиск устойчивости в неустойчивом социуме". Она подчеркнула, что теоретические и эмпирические разработки проблемы толерантности мертвы и бессмысленны без дальнейшего хода в социальную практику. В выступлении были представлены уже существующие практические разработки, а также на основе рассмотрения толерантности как социально значимой характеристики, определяющей такой способ принятия различий, который исключает ксенофобии и конфронтации (М.Уолцер), выделены основные принципы и идеи практической психологии толерантности: идея синергизма (Р.Бенедикт и А.Маслоу); принцип хронотопа (М.Бахтин); принцип этнокультурного подхода; идея поиска альтернативной этики, задачей которой является поощрение стремления к целостности и интеграции личности, а не совершенства.

В докладе профессора кафедры философии КбГУ, доктора философских наук Е.Н.Ивахненко "От "притерпелости" – к терпимости и толерантности" было предложено исследование культурно–семантического поля слова–концепта "терпимость", которое, по мнению автора, удаляет российское общество от толерантности. Вывод подкреплен подробным анализом фактов российской истории. Автор рассматривает текущий период истории России как "пороговый", то есть период "созревающей альтернативы", и прогнозирует эффективный выход из него через установление мягкой идейно–государственной доминанты, обеспечивающей сосуществование наибольшего количества идейных течений и оберегающей их от взаимного уничтожения. Укоренение толерантных отношений в России, по мнению докладчика, возможно только на основе глобальных культурных преобразований всего российского общества.

Д.А.Леонтьев, профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, доктор психологических наук, в своем выступлении "Является ли толерантность мировоззрением?" подчеркнул, что коль скоро наука занимает важное место в общественной жизни разных стран, перед ней стоят не только узко специальные задачи интеллектуального поиска, но также не менее важные политические и социальные задачи. Докладчик подчеркнул, что проблема толерантности – междисциплинарна, и ее изучение сопряжено с обычными в таком случае трудностями. Например, понятие толерантности слишком широко формулируется. Было проведено разграничение собственно толерантности и других близких понятий, таких как идентичность, открытость, проанализированы проявления толерантности на практике. Кроме обычно упоминаемых аспектов, связанных с межэтническим и межконфессиональным взаимодействием, докладчик указал на значимость проблемы толерантности в профессиональных, гендерных, возрастных, экономических, региональных и других отношениях. Толерантность, таким образом, рассматривалась как генерализованная диспозиция, имеющая самый широкий круг проявлений.

Е.Б.Шестопал, заведующая кафедрой политической психологии философского факультета МГУ, профессор, доктор философских наук, посвятила свой доклад "Толерантность и политические миры России" проблемам политики толерантности и толерантности в политике. В качестве важнейшего элемента автор назвала умение принимать политические решения без силового давления. Особое внимание было уделено месту интолерантности в политике. Среди примеров был назван экстремизм как безусловно негативное проявление, упомянута нетерпимость к политическим оппонентам, оппозиции вообще. Докладчик отметила, что в конфликтной ситуации обеим сторонам присуще стремление доказать свою правоту, и в связи с этим мы приходим к взаимности толерантности. Однако в политике всегда присутствует асимметрия – одна из сторон слабее другой. И представляющие власть, как было подчеркнуто в выступлении, всегда должны быть более толерантными. Затрагивалась также проблема границ толерантности. Этот аспект был проиллюстрирован большим количеством примеров из недавнего политического прошлого России и других стран. Границы толерантности диктует власть, отметила докладчик, и они представляют собой непостоянную величину, так как в разных социальных контекстах границы могут сжиматься или расширяться. По мнению автора, должны быть пересмотрены или, по крайней мере, подвергнуты ревизии распространенные представления о демократии, поскольку в них больше романтики, чем конкретного осознанного содержания.

М.Б.Хомяков, профессор, доктор философских наук, директор Уральского Межрегионального института общественных наук (г.Екатеринбург) в своем докладе "Толерантность в современной политической философии" проанализировал толерантность с общетеоретической точки зрения, остановившись на истоках развития данного понятия, его логических основаниях и функциях в рамках современной цивилизации. Особое внимание уделялось современным либеральным теориям и проблемам, связанным с культурной символизацией толерантности в российском обществе.

М.С.Мацковский, главный научный сотрудник Института социологии РАН, доктор философских наук, член–корреспондент РАО, представил доклад "Социология толерантности". Рассматривая понятие толерантности с позиций социологии, докладчик выделил три основных предмета исследования: толерантность как система ценностей в рамках структуры общественного сознания; толерантность в области функционирования какого–либо общественного института и в системе межгрупповых взаимодействий. Помимо этого были выделены и описаны разные сферы в структуре понятия толерантности, а также предложена к рассмотрению шкала толерантности – интолерантности, крайними точками которой выступают протекционистская толерантность и агрессивная поведенческая интолерантность.

А.У.Хараш, доцент кафедры социальной антропологии и психологии Московского Международного института, кандидат психологических наук, поставил в своем выступлении вопрос "Нужно ли обучать толерантности?" и посвятил его возможностям формирования толерантного сознания. По мнению автора, толерантность присуща человеческой природе, и потому специального обучения не требуется. Необходимо лишь устранять те препятствия, которые, формируясь в опыте, мешают ей проявляться (доказательство тому – поведение младенцев). Толерантность – адаптивная составляющая человеческой психики, данная каждому от рождения. Интолерантные установки представляют собой, по мнению автора, последствия негативного опыта, устранение которых поможет развивать естественную толерантную установку.

По окончании докладов состоялась общая дискуссия по прозвучавшим в выступлениях темам и проблемам.

Во второй половине первого дня конференции и школы состоялся круглый стол "Лики толерантности в образовании, науке, культуре". В качестве ведущих выступили А.Г.Асмолов и В.А.Лабунская. Обязанности секретаря исполнил С.Н.Кавтарадзе. Участники круглого стола заслушали следующие выступления.

В.С.Собкин, директор Центра социологии образования Российской Академии образования, доктор психологических наук, академик РАО, поделился опытом о том "Как исследовать этническую идентичность в подростковой субкультуре". Он говорил о возможностях, опыте и перспективах исследования подростковой субкультуры. Были выделены те аспекты самоопределения, которые приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте.

Е.И.Шлягина, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ, кандидат психологических наук, посвятила свое выступление ответу на вопрос "Возможна ли дифференциальная психология толерантности?". Ею были проанализированы возможности современной дифференциальной психологии в связи с необходимостью исследования и диагностики толерантности.

Т.П.Скрипкина, заведующая кафедрой психологии развития факультета психологии Ростовского Государственного университета, доктор психологических наук, поставила в своем докладе еще один важнейший вопрос: "Толерантность и доверие: каковы границы?". Автор доклада проанализировала важный вопрос о соотнесении доверия и толерантности. По ее мнению, с одной стороны, доверие является условием толерантности, с другой – толерантность есть ступень, этап на пути к взаимодоверию как источнику социального и психологического благополучия общества. Автор отметила, что толерантность связана с ценностным измерением психической реальности. В этом смысле можно считать, что границы толерантности существуют в пределах от чести и достоинства до притерпелости.

С.Д.Кавтарадзе, аспирант факультета государственного управления МГУ, проанализировал в своем выступлении "Идеологемы этнической "темы" в СМИ". Было рассмотрено освещение в СМИ антитеррористической кампании в Чечне, а также других правительственных решений и действий, поднят вопрос влияния СМИ на массовое сознание граждан страны.

В.Ф.Петренко, член–корреспондент РАН, профессор факультета психологии МГУ, в своем докладе "Психосемантика – инструмент диагностики этнических стереотипов: за и против" представил метод психосемантического анализа и его возможности применительно к задачам развития толерантного сознания и преодоления этнических и других стереотипов.

В.А.Лабунская, заведующая кафедрой социальной психологии факультета психологии Ростовского Государственного Университета, доктор психологических наук, свое выступление посвятила поискам ответа на вопрос "Можно ли распознать установки толерантности в потоке невербального общения". Она отметила, что социально–психологические характеристики взаимодействия наряду с культурно–психологическими стереотипами поведения выступают базовыми причинами как возникновения интолерантного общения, так и длительности, интенсивности его протекания. Исходя из этого, одна из задач современной психологии толерантного – интолерантного общения заключается в определении устойчивых, стабильных характеристик личности как субъекта взаимодействия, формирующихся в координатах общего культурно–психологического, историко–психологического, социально–психологического пространства развития общества.

После выступлений состоялась дискуссия по предложенным темам.

Вечером студенты и аспиранты, а также некоторые участники конференции приняли участие в трехчасовом практикуме доктора биологических наук, профессора Московского Международного Университета, заведующего лабораторией охраны окружающей среды МГУ Д.Н.Кавтарадзе "Игровые методы в обучении". Практикум был посвящен раскрытию возможностей игровых методов в различных видах обучения.

Утром 27 октября было продолжено пленарное заседание.

Г.П.Чистяков, директор научно–исследовательского центра религиозной литературы Библиотеки иностранной литературы, доцент Российского Государственного Университета, кандидат исторических наук, представил доклад "Психология религиозного фанатизма", посвященный подробному рассмотрению и формулированию понятия фанатизма на основе анализа исторических документов и трудов великих религиозных мыслителей. Особое внимание уделялось веротерпимости и перспективам ее развития и укоренения в обществе.

Л.М.Дробижева, директор Института социологии РАН, доктор исторических наук, профессор, выступила с докладом "Этнополитика и социальная практика межэтнической толерантности". Выступление содержало анализ событий новейшей российской истории в ее социологическом и социально–психологическом аспектах, подкрепленный результатами многочисленных социологических исследований. Автор предложила рассматривать интолерантность не только в категориях фрустрации – агрессии и личностных особенностей, но и дополнить эти подходы концептом растущих социальных претензий и конкурентных отношений на фоне политической изменчивости и экономической нестабильности. Говорилось также о путях, возможностях и перспективах формирования установок толерантности в сознании самых широких слоев российских граждан.

После завершения докладов состоялась общая дискуссия, в которой активное участие приняли студенты. После пленарного заседания продолжил работу круглый стол "Лики толерантности в образовании, науке, культуре". Его ведущие Л.М.Дробижева, М.Б.Хомяков и Е.Е.Насиновская предложили аудитории выступления пяти докладчиков.

В докладе Р.И.Хаирова, исполнительного директора Фонда "За выживание и развитие человечества", кандидата философских наук был представлен анализ ряда проектов Фонда в области политики, образования, религиозного сознания и экологии с точки зрения их соотношения с проблемой толерантности. Было показано, как меняются стереотипы и ценности под влиянием конкретных действий.

С.Н.Ениколопов, заведующий лабораторией Центра психического здоровья РФ, доцент кафедры клинической психологии факультета психологии МГУ, кандидат психологических наук, представил доклад "Агрессивные установки личности, истоки фобий в конфликтных ситуациях". По мнению автора, агрессивные действия могут выступать в качестве средства достижения значимой цели, как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности, как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. Агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности. Вторая часть выступления была посвящена истокам возникновения агрессивных реакций в конфликтных ситуациях и путям их преодоления.

С.В.Сидорова, преподаватель нравственного богословия Православного Университета, в докладе "Проблема терпимости в нравственном богословии" представила альтернативную точку зрения на проблемы толерантности, основанную на трактовке автором российских традиций и учения русской Православной Церкви. По ее мнению, слово "толерантность" лишено смысла и духовной преемственности, выпадает из словесного ряда и, следовательно, не будет включено в духовную работу и начнет разрушать душу. Докладчик предложила использовать слова "терпение" и "терпимость".

Е.Е.Насиновская, доцент кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, кандидат психологических наук, в своем выступлении "Родословная альтруизма и судьба толерантности" коротко представила историю исследования альтруизма, а также методологические основания для проведения параллелей и вычленения связей между феноменом альтруизма и установками толерантного сознания и поведения. По мнению автора, альтруизм и толерантность по многим важным параметрам представляют собой родственные понятия, описывающие близкую реальность.

С.Л.Братченко, кандидат психологических наук (г.Санкт–Петербург), назвал свой доклад "Толерантность как норма образовательной и гуманитарной экспертизы". Он был посвящен развитию толерантных установок в сфере образования. Докладчик отметил, что непременным условием полноценной гуманизации и перехода к педагогике ненасилия является адекватное, как можно более полное и глубокое представление о реальной образовательной ситуации и тенденциях ее развития. Исследователям образовательной сферы важно придерживаться педагогической реальности как таковой, а не представлений о ней разных групп людей. Многослойность педагогической реальности требует переосмысления привычных проблем. Необходим радикальный пересмотр в методологии, в целях, смыслах и методах изучения образования и человека в образовании, то есть своеобразный "коперниканский переворот" в умах педагогов и исследователей образования.

Во второй половине дня состоялась коллективная экспертиза Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001 – 2005 гг. В качестве ведущих выступили А.Г.Асмолов, Р.И.Хаиров, Е.Б.Шестопал.

Участники студенческой школы после завершения пленарного заседания посетили практикум диагностики толерантности, который вели Г.У.Солдатова и Е.Е.Насиновская. Студенты ознакомились с целым рядом методов измерения толерантности, альтруизма, идентичности и других феноменов: методической разработкой "Типы этнической идентичности", направленной на определение тенденций трансформации этнического самосознания; Диагностическим тестом отношения, измеряющим эмоционально–оценочный компонент этнического стереотипа; Шкалой социальной дистанции Богардуса, измеряющей установки, связанные с расовой или этнической принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией; методическими приемами, используемыми в социологических опросах ВЦИОМа; методикой диагностики общей коммуникативной толерантности, некоторыми шкалами теста Кеттела и другими. Особое внимание было уделено возможностям проективных методик, в частности, ТАТ и теста рисуночной фрустрации Розенцвейга. Таким образом, участники школы были ознакомлены со специфическим эмпирическим инструментарием и его возможностями для исследования разных аспектов феномена толерантности. Кроме самих методик, участники практикума получили необходимые сведения о литературе, посвященной диагностике толерантности. В подготовке и проведении практикума также принимали участие Л.А.Шайгерова, О.А.Кравцова, Т.Ю.Прокофьева.

После практикума участники школы разошлись по мастерским. Т.Г.Стефаненко, заместитель декана факультета психологии МГУ, доктор психологических наук, руководила мастерской "Культурный ассимилятор". Культурные ассимиляторы, называемые иначе техникой повышения межкультурной сензитивности, получили широкое распространение в мире и ставят своей целью подготовку к межкультурному взаимодействию. Многолетнее использование культурных ассимиляторов подтвердило, что они являются эффективным средством формирования изоморфных атрибуций, передачи информации о различиях между культурами, облегчения межличностных контактов в инокультурном окружении.

Участники мастерской были ознакомлены с методикой "Культурный ассимилятор" через проведение тренинга, цель которого состояла в выработке лучшего понимания иной культуры. Материалом для тренинга послужила актуальная на сегодняшний день проблема – понимание культуры Кавказа. Каждый член группы принял участие в обсуждении личного опыта, прочитанных книг, фильмов, связанных с культурой Кавказа. Участники мастерской разработали сценарий, на основе которого было подготовлено театрализованное представление, презентация которого состоялась на закрытии конференции и школы. Работа в мастерской позволила участникам не только лучше понять другую культуру и проиграть часть возможных при межкультурных контактах конфликтных ситуаций, но и получить первоначальные навыки проведения аналогичных тренингов.

Мастерская "Тренинг толерантности" проводилась сотрудниками Научно–практического Центра "Гратис" Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой, О.А.Кравцовой. Участники мастерской уже имели детальное представление о гранях понятия толерантности благодаря подготовке конкурсных работ и участию в мероприятиях конференции, и суть тренинга в данном случае состояла в практической отработке полученных знаний и приобретении навыков проведения аналогичных тренингов. Среди поставленных ведущими задач были следующие: осознание участниками необходимости позитивного отношения к себе как одного из важнейших элементов толерантности личности, осознание толерантной и интолерантной составляющих самих себя, знакомство со способами овладения навыками позитивного взаимодействия в межличностном общении и с разнообразными "иными", осознание и формирование границ толерантности.

Большое внимание было уделено рефлексии результатов тренинга, обмену мнениями между участниками и ведущими. По отзывам участников группы, тренинг помог им лучше понять друг друга и осознать через практику смысл многих явлений, связанных с понятием толерантности.

Мастерскую "Мораль и толерантность" организовали и провели А.И.Подольский, заместитель декана факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой возрастной психологии, доктор психологических наук и И.А.Карабанова, доцент кафедры возрастной психологии МГУ, кандидат психологических наук.

Главная цель мастерской состояла в осознании правового аспекта различных конфликтных ситуаций, связанных с интолерантным общением. Участники тренинга разделились на две группы. Первая работала под девизом "Толерантность в морали необходима", другая – под девизом "Толерантность в морали невозможна". Каждая группа подготовила выступление для последующего совместного импровизированного суда присяжных. Тренинг позволил осознать разные грани толерантности, в том числе ее правовой аспект, а также увидеть неоднозначность границ толерантности для отдельной личности и для общества. Заседание было представлено на презентации.

Завершающим этапом конференции и студенческой школы стали презентации всех трех мастерских, вознагражденные заслуженными аплодисментами зрителей. В заключение каждый участник этих двух событий оставил свой след на "дороге толерантности" – длинном рулоне бумаги, расстеленном прямо на полу и через несколько минут превратившемся в красочную совместную композицию, пестрящую символами, признаниями и пожеланиями толерантности, мира и любви.