Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ. Выпуск 3 - 4.

Федеральная целевая программа
"ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ"

Оглавление

МАСТЕРСКАЯ "КУЛЬТУРНЫЙ АССИМИЛЯТОР"

ТАТЬЯНА СТЕФАНЕНКО, АНДРЕЙ СОЛДАТЕНКОВ

Понятие "толерантность" подразумевает не просто терпимость к чужому мнению и снисходительность к поступкам других людей. Оно порождает также и такие ассоциации, как гуманизм, уважение, равенство, справедливость. Но если это так, то путь к толерантному миру возможен лишь через воспитание зрелой, активной и терпимой личности, уважающей традиции и обычаи других вне зависимости от того, сколь загадочными и странными они кажутся.

Но если толерантный мир может рассматриваться как признание равенства всех людей, обращение к многомерности и разнообразию человеческих культур, он может быть достигнут только при учете межэтнических и межкультурных отношений и более широкого социального контекста, т.е. в рамках психологии межгрупповых отношений. Как отмечает Г.М.Андреева, для социального психолога важны не сами по себе межгрупповые процессы, а "внутреннее отражение этих процессов, то есть когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия" (Андреева, 1996). Иными словами, интерес социального психолога направлен на то, как межгрупповые отношения отражаются в сознании людей, поскольку интолерантность зачастую проявляется в приписывании негативных стереотипов членам "чужих" групп и непонимании причин их поведения (т.е. в ложных каузальных атрибуциях).

Интерес социальных психологов направлен на когнитивную сферу еще и потому, что возможны трансформации когниций (стереотипов, атрибуций и т.п.) посредством воспитания и обучения. Поэтому на вопрос: "Возможно ли обучение толерантности?" (или, скорее, отучение от интолерантности, в чем можно согласиться с А.У.Харашем), мы отвечаем: "Да". Отучение от интолерантности в сфере межэтнических (прежде всего конфликтных) отношений видится нам как процесс знакомства с культурным многообразием, приобретение знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения других народов.

1. Практическое обучение толерантности, ориентированное на непосредственное взаимодействие с членами других культур, призван обеспечивать тренинг. Среди множества тренинговых программ заметное место занимает атрибутивный тренинг, в котором акцент делается на обучении тому, каким образом представители разных народов и культур интерпретируют причины поведения и результаты деятельности друг друга. Атрибутивный тренинг помогает сделать ожидания индивида по отношению к возможному поведению члена другой культуры более точными и способствует освоению атрибуций, характерных для чужой культуры.

В рамках студенческой школы нами была проведена мастерская под названием "Культурный ассимилятор". Работая с группой студентов, мы ставили перед собой две взаимосвязанные задачи:

1. Ознакомить их с основами создания культурных ассимиляторов, получивших широкое распространение во многих странах мира для подготовки к межкультурному взаимодействию. Цель данного метода – научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира.

2. Провести атрибутивный тренинг, включающий в себя конструирование ситуаций культурного ассимилятора и их проигрывание в театрализованной форме, что, на наш взгляд, позволяет повысить межкультурную сензитивность и, следовательно, толерантность участников.

На первом этапе работы мастерской ее участники были ознакомлены с техникой создания культурных ассимиляторов, которые представляют собой программированные пособия с обратной связью, позволяющие сделать обучаемого активным участником процесса обучения. Они состоят из описаний множества ситуаций, в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций их поведения – каузальных атрибуций о наблюдаемом поведении. Информация подбирается так, чтобы представить либо значительные, либо наиболее значимые, ключевые различия между культурами. При подборе ситуаций учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и многое другое (Стефаненко, Шлягтна, Ениколопов,1993).

Следующим шагом было конструирование культурного ассимилятора при строгом соблюдении всех необходимых этапов:

1. Подбор ситуаций, которые должны быть часто встречающимися, конфликтными с точки зрения обучаемых и важными в плане информации о чужой культуре. В качестве "чужой" культуры, с особенностями которой должны ознакомиться обучаемые (в данном случае – члены группы), была выбрана культура Северного Кавказа.

2. Построение эпизодов (внесение поправок в "сырые" ситуации с учетом мнения знатоков культур Северного Кавказа). Среди участников школы оказалось несколько экспертов, как представителей народов Северного Кавказа, так и проживающих там русских.

3 Выделение атрибуций (подбор вопросов о поведении персонажей в различных ситуациях, об эмоциональных и когнитивных реакциях и т.п.).

4. Отбор атрибуций (комплектация набора альтернативных объяснений, состоящего из трех интерпретаций поведения персонажей, наиболее вероятных с точки зрения членов культурной группы обучаемых – в данном случае русских – и одной интерпретации, изоморфной для культур Северного Кавказа).

5. Комплектование культурного ассимилятора, который состоял из четырех ситуаций. Каждая ситуация сопровождалась вопросом о причине конфликтного взаимодействия ее персонажей, четырьмя вариантами ответов, а также разъяснениями о том, на основе каких особенностей культур Северного Кавказа действовали персонажи ситуации.

В качестве завершающего этапа тренинга члены группы представили ситуации культурного ассимилятора в игровой форме остальным участникам школы и конференции. Получился мини–спектакль в четырех действиях со сквозными персонажами, элементами костюмов и декораций под названием "Кавказские похождения, или два дня из жизни Ивана Ивановича".

Иван Иванович Иванов, крупнейший специалист в области этнопсихологии, был приглашен на Северный Кавказ, в университет города N для чтения курса лекций по психологии этнической толерантности. На вокзале Ивана Ивановича встретил его университетский друг Барасби и сразу же пригласил на свадьбу своего младшего брата, которая должна была состояться на следующий день. Вот что произошло с нашим героем в течение последующих двух дней.

Ситуация первая. Инцидент в автобусе

Утром Барасби и Иван Иванович вместе с другими гостями собрались около автобуса, чтобы ехать в селение, где должна была состояться свадьба. Барасби предложил Ивану Ивановичу сесть на переднее сиденье, а сам отошел, чтобы решить какие–то вопросы по организации торжества. Так как автобус стал быстро заполняться гостями, наш герой занял соседнее место для Барасби. Через некоторое время в автобус вошел почтенный старец в большой папахе и собрался сесть рядом с Иваном Ивановичем, но тот вежливо сообщил ему, что место занято. Несмотря на это, кавказец не отходил, и Иван Иванович вынужден был еще раз попытаться объяснить ему, что место занято, и указать на множество свободных мест сзади. В это время в автобус вошел Барасби, поспешил к пожилому человеку, помог ему сесть на выбранное место и долго перед ним извинялся. Иван Иванович был в недоумении, всю дорогу его терзало неприятное ощущение, что он сделал что–то не так.

Как Вы думаете, как Барасби объяснил случившееся Ивану Ивановичу? Выберите подходящий, по Вашему мнению, ответ:

1. Почтенный старец занял это место раньше, поэтому так настойчиво пытался сесть на это место.

2. Почтенный старец не владел русским языком, поэтому он не понял Ивана Ивановича, решив, что тот хочет уступить ему свое место.

3. Почтенный старец не хотел сидеть рядом с "чужаком" и надеялся, что вынудит его перейти вглубь автобуса, сев на занятое для Барасби место.

4. Почтенный старец действовал, исходя из принципов, сложившихся в течение всей его жизни.

Вы выбрали объяснение №1. Русскому человеку подобное объяснение может показаться вполне обоснованным, однако в предложенной ситуации нет никаких указаний на то, что почтенный старец занял место в автобусе раньше Ивана Ивановича. Вернитесь к ситуации и сделайте другой выбор.

Вы выбрали объяснение №2. Если бы даже пожилой человек не знал русского языка, он бы смог понять по поведению Ивана Ивановича, что тот пытается "отстоять" место для своего друга и указывает на свободные места в глубине салона автобуса. Попытайтесь найти более точное объяснение.

Вы выбрали объяснение №3. Данное объяснение отвергается большинством жителей Северного Кавказа, которые известны своим гостеприимством. Из описания ситуации видно, что почтенный старец не проявлял нежелания находиться рядом с Иваном Ивановичем, наоборот, он претендовал на место рядом с ним. Найдите более точное объяснение ситуации.

Вы выбрали объяснение №4. Это лучший вариант ответа. Традиционные культуры Северного Кавказа являются коллективистскими, характеризуются четкой вертикальной иерархией, чему соответствует сохранившаяся до сих пор концепция почетного места. Так как позиция "впереди" считается более престижной, чем позиция "позади", строго соблюдается правило уступать старшему по возрасту и (или) рангу переднее сиденье в автомобиле или автобусе. Именно поэтому почтенный старец в большой папахе был так настойчив в желании его занять. В то же время он ничего не имел против Ивана Ивановича как соседа, так как гость на Кавказе, даже более молодой, чем хозяин, вправе претендовать на одно из почетных мест.

Ситуация вторая. Застенчивая невеста

На свадьбе Иван Иванович постепенно забыл о случившемся, тем более, что ему оказывали всяческие знаки уважения и посадили на одно из почетных мест. Он с удовольствием ел национальные блюда, с интересом наблюдал застольные обычаи и слушал народную музыку. Однако среди шума и веселья он вдруг заметил, что невеста одиноко скучает в углу, молчит, опустила голову и не притрагивается к пище. Ивану Ивановичу стало жаль девушку, и он решил ее как–нибудь развлечь. Решительно направившись к невесте, наш герой пригласил ее на танец. Но невеста вместо того, чтобы обрадоваться, побледнела и еще ниже опустила голову. Зато стоявшие рядом мужчины заметно встревожились, подхватили Ивана Ивановича под руки и увели в другую комнату, оставив там для раздумий. Иван Иванович совсем расстроился: ведь он хотел, как лучше.

Какое объяснение дал случившемуся Барасби:

1. Жених страшно ревнив и позвал на помощь других мужчин "для восстановления порядка".

2. Невеста очень застенчива, и мужчины помогли ей освободиться от внимания навязчивого гостя.

3. Во время свадьбы невеста занимает особое положение, и ей нельзя вести себя активно.

4. Любая свадьба на Кавказе не обходится без драки, и поведение Ивана Ивановича было воспринято как повод к началу потасовок.

Вы выбрали объяснение №1. Это могло бы быть возможным объяснением, но в предложенной ситуации нет указаний на то, что ревнивый жених кого–то попросил о помощи. Напротив, поведение Ивана Ивановича вызвало одинаково негативную реакцию всех мужчин. Скорее всего, это не связано с личными отношениями, а вызвано другими причинами. Найдите другое объяснение ситуации.

Вы выбрали объяснение №2.Возможно, невеста очень робка и застенчива. Но если бы причина конфликта была в ее личностных свойствах, то к ней на помощь пришел бы жених, а поведение Ивана Ивановича не вызвало бы всеобщего неодобрения присутствующих на свадьбе мужчин. Есть более подходящее объяснение ситуации.

Вы выбрали объяснение №3. Это лучший вариант ответа. У многих народов Северного Кавказа ритуализированное избегание контактов и молчание входят в стандарт общения невесты на свадебном пиру. Она смиренно стоит в углу комнаты, не имеет права даже поднять глаза, не говоря уже о разговорах с гостями и танцах. Поэтому поведение Ивана Ивановича было воспринято как вызов обществу и оскорбление невесты, а реакция мужчин была столь бурной и одновременной.

Вы выбрали объяснение №4. Конечно, жители Северного Кавказа достаточно темпераментны, но они не склонны затевать драки, тем более во время такого важного события, как свадьба. Скорее всего, здесь была другая причина. Найдите более точное объяснение.

Ситуация третья. Прерванная песня

Барасби объяснил Ивану Ивановичу ситуацию. Иван Иванович извинился и пошел развеяться в сад, напевая, чтобы снять напряжение, веселую песенку. Но тут на его пути оказалась группа беседующих гостей. Чтобы пройти дальше по довольно узкой дорожке, ему пришлось лавировать между ними. Иван Иванович старался выглядеть как можно более приветливым и доброжелательным и, продолжая напевать, похлопал некоторых из них по плечу. Однако гости отнеслись к нему не совсем по–дружески и буквально вытолкали за пределы своего круга. Немного помятый, недоумевающий и окончательно сбитый с толку, Иван Иванович поспешно отправился в гостиницу.

Что же случилось? Выберите подходящее ситуации объяснение.

1. На Северном Кавказе существует ритуальный обряд дружеской потасовки с гостем как способ выражения ему огромного уважения.

2. Гости в саду были оскорблены тем, как и что пел Иван Иванович.

3. Иван Иванович помешал общению гостей.

4. Гости были пьяны и перепутали Ивана Ивановича с кем–то другим.

Вы выбрали объяснение №1. Северный Кавказ славится многообразием обычаев и традиций, но обычая дружеской потасовки с гостем просто не существует. Выберите другой вариант ответа.

Вы выбрали объяснение №2. Гостей не могло оскорбить пение Ивана Ивановича, так как он обладает неплохими вокальными данными, а песенка была совершенно безобидной. Данный ответ не является подходящим объяснением.

Вы выбрали объяснение №3. Это самый подходящий ответ. Иван Иванович действительно помешал общению гостей. В культурах Северного Кавказа невербальные аспекты общения, в том числе правила организации пространства общения (проксемического поведения), являются весьма значимыми. Пройдя между разговаривающими мужчинами, да еще применив исключаемую в социальных ситуациях форму телесного контакта – похлопывание по плечу, Иван Иванович грубо нарушил личное пространство общающихся, прервал их диалог. Жителей Северного Кавказа обычно настораживает несоблюдение необходимых стандартов учтивости (даже по незнанию) и вызывает у них чувства неприязни и антипатии.

Вы выбрали объяснение №4. Жители Северного Кавказа трепетно относятся к культуре пития спиртных напитков, особенно за праздничным столом. Они не склонны напиваться и приставать к окружающим. Найдите иное объяснение ситуации.

Ситуация четвертая. Толерантность и пакет с мусором

Ночь Иван Иванович провел беспокойно, ворочаясь и переживая случившееся. К счастью, утром к нему в гостиницу пришел Барасби. Иван Иванович сообщил ему, что должен существенно доработать свою теорию, так как выяснилась, что она не совсем соответствует практике. Поэтому он вынужден отложить чтение лекций по психологии этнической толерантности и срочно вернуться в Москву. Он попросил Барасби проводить его вечером на вокзал, а затем они отметили столь неожиданное расставание "чем Бог послал". Когда Барасби собрался уходить домой, наш герой попросил его по пути выбросить на помойку то, что осталось от их трапезы. Вручив гостю пакет с мусором, Иван Иванович попрощался и благополучно захлопнул за ним дверь номера.

Но на вокзал Барасби не пришел, чем несказанно удивил Ивана Ивановича. Как Вы думаете, в чем причина столь невежливого поведения Барасби?

1. На Северном Кавказе не принято видеться с дорогим гостем непосредственно перед его отъездом, так как это плохая примета.

2. Барасби опоздал на вокзал, перепутав время отправления поезда.

3. Иван Иванович нарушил правила гостеприимства.

4. Вечером Барасби должен был быть на продолжении свадебных торжеств, но чтобы не обижать Ивана Ивановича, он не отклонил просьбу о проводах прямо.

Вы выбрали объяснение №1. Многие жители Северного Кавказа несколько суеверны. Однако проводы на вокзале не могут рассматриваться как несчастливое предзнаменование. Найдите иное объяснение ситуации.

Вы выбрали объяснение №2. Конечно, полностью исключить вероятность опоздания Барасби нельзя, но он – весьма ответственный человек, и, кроме того, на Северном Кавказе считается недостойным забывать свое обещание. Есть более точное объяснение ситуации.

Вы выбрали объяснение №3. Это лучший вариант ответа. Вручив Барасби пакет с мусором и захлопнув за ним дверь, Иван Иванович оскорбил его, так как грубо нарушил нормы гостеприимства. На Северном Кавказе следование этим нормам является священной обязанностью каждого человека, а их нарушение может повлечь серьезные проблемы в отношениях с окружающими, вплоть до их разрыва. Так, хозяин, согласно традициям, принимает гостя стоя, но сам не садится без приглашения последнего. Гостя полагается провожать – в зависимости от обстоятельств – до края села, за ворота, а в доме, квартире и т.д. не закрывать дверь, пока он не скроется из вида. Просить же гостей вынести мусор просто неприлично.

Вы выбрали объяснение №4. Культуры Северного Кавказа не относятся к тем, представители которых не склонны отклонять просьбы из вежливости. Барасби просто не мог так поступить, так как именно такое поведение, по его мнению, как раз и обидело бы Ивана Ивановича.

Переживая все случившееся и попивая чай в поезде, Иван Иванович еще не знал, что руководство университета решило направить его для чтения лекций по этнической толерантности в одну из африканских стран…

* * *

В рамках работы студенческой научной школы не представлялось возможным продиагностировать эффективность тренинговой программы "Конструирование культурного ассимилятора". Тем не менее, можно утверждать, что программа помогает снизить влияние негативных стереотипов, способствует замене упрощенного понимания чужих культур более дифференцированным, позволяет повысить удовлетворение, получаемое при межкультурном взаимодействии и, в этой связи, может стать значимым элементом в обучении толерантности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. –М., 1996. С. 253.
  2. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. – Нальчик, 1978.
  3. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. – Нальчик, 1983.
  4. Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. – М., 1993.