Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ. Выпуск 3 - 4.

Федеральная целевая программа
"ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ"

Оглавление

МАСТЕРСКАЯ "ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ"

ГАЛИНА СОЛДАТОВА, ОЛЬГА КРАВЦОВА, ЛЮДМИЛА ШАЙГЕРОВА

Первостепенную роль в установлении культуры мира в конкретном обществе играет социальная политика, идеология, проводимая через средства массовой информации и воздействующая одновременно на сознание больших групп людей. Тем не менее, важнейший вклад в гуманизацию человеческих отношений могут внести и специальные психологические программы, позволяющие добиться на уровне отдельных групп изменения установок интолерантного сознания и преодоления экстремистских тенденций. Одной из таких программ является тренинг толерантности – специальная обучающая программа, разработанная Научно–практическим центром психологической помощи "Гратис", способствующая развитию межкультурного понимания, формированию толерантного сознания и навыков позитивного взаимодействия на межличностном уровне, а также в группах – в школьных классах, среди студентов, педагогов, сотрудников организаций (Солдатова, Шайгерова, Шарова, 2000). Для решения поставленных целей при проведении тренинга используются различные методы: социально–перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры, социодраматические, бихевиоральные, когнитивные, экспрессивные методы, упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами, техники присоединения, фиксирующие состояние "здесь и теперь".

Тренинги толерантности прошли широкую апробацию во многих регионах России, в том числе в республиках, областях и краях с высокой социальной нестабильностью и межэтнической напряженностью. Структурированность и детальная разработанность тренинга делает его доступным для проведения не только психологами, но и подготовленными педагогами и социальными работниками. В то же время структура и содержание тренинга оставляют большой простор для инициативы и эксперимента: ведущие могут самостоятельно модифицировать отдельные упражнения и занятия, исходя из культурной и национальной специфики и других особенностей участников тренинга.

Важная особенность тренингов толерантности – широкая возможность их применения в различных условиях и к группам разной структуры и объема. В соответствии с особенностями конкретной группы, с которой проводится тренинг, используются различные модификации: учитывается возраст участников, особенности культуры, религиозная принадлежность. Широкое распространение получил тренинг толерантности для подростков в виде внеклассной работы с учениками старших классов. В этом случае тренинг проводится регулярно (один или два раза в неделю) и в точном соответствии с целостной программой. Отдельные занятия и упражнения тренинга включены в групповую работу психологов с беженцами и вынужденными переселенцами (на базе Центра "Гратис" и региональных приемных Российского Красного Креста). Тренинг толерантности является также одной из важных составляющих специальных мероприятий для больших групп, проводимых в духе культуры мира – фестивалей для детей, педагогов и родителей, выездных студенческих школ, подпрограмм конференций.

Знакомству с такими программами и была посвящена студенческая мастерская "Тренинги толерантности". Участники мастерской – студенты из разных вузов России – уже имели хорошую базу для практической работы с понятием "толерантность", так как погрузились в проблему еще до начала школы благодаря подготовке творческих конкурсных работ. Кроме того, студенты углубили свои познания о толерантности, слушая выступления известных психологов, философов и социологов на конференции.

Главными целями мастерской было ознакомление студентов с основными элементами тренинга толерантности, его задачами, возможностями применения, расширение их представлений о толерантности и взаимосвязанных с ней понятиях, познание толерантности и интолерантности в себе самих. Перед участниками была также поставлена непростая задача на основе полученных знаний и практических навыков за несколько часов подготовить мини–тренинг толерантности из нескольких упражнений и представить его в заключительный день школы и конференции перед всеми участниками. В соответствии с этими целями работа мастерской включала три взаимосвязанных этапа: участие студентов в тренинге толерантности под руководством ведущих – авторов тренинга; коллективная разработка участниками группы собственного оригинального занятия для тренинга толерантности; апробация разработанного занятия в рамках студенческой школы.

Первый этап работы студенческой мастерской был построен в соответствии с целостной программой тренинга толерантности. На данном этапе студенты получили представление о структуре и содержании тренинга толерантности, состоящего из трех тематических блоков: (1) понятие толерантности; (2) формирование позитивного отношения к себе и своей группе; (3) развитие толерантности по отношению к "разнообразным иным", а также выступили в роли участников тренинга.

Данный этап представлял собой одно большое занятие, состоящее из трех традиционных для любого тренинга частей:

1. Разминка включала в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, настроя на работу с темой толерантности.

2. В основную часть занятия были включены упражнения из всех блоков тренинга, так, чтобы студенты получили наиболее полное представление о его содержании в разнообразных формах – небольших лекциях, проведении мозгового штурма, групповых дискуссий, ролевых игр, психотехнических упражнений.

3. В ходе рефлексии, проведенной после отдельных упражнений и в конце занятия, студенты обменивались своими чувствами, мнениями, впечатлениями, возникшими в процессе тренинга.

В рамках первого, преимущественно когнитивно–информационного, компонента в структуре тренинга студенты расширили свои представления о понятиях "толерантность" – "интолерантность", обсудили проявления толерантности и нетерпимости в обществе, проблему границ толерантности. Занятие было построено таким образом, что позволило не только усвоить известные формулировки понятия "толерантность" и его тонкие нюансы, но и в результате "мозгового штурма" (на основе формулирования "научных определений", посредством пантомимы, рисунков, с использованием ассоциативного ряда) выработать собственные дефиниции данного понятия и сравнить их с существующими, а также освоить социальные критерии и показатели толерантности.

Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности также важно знать, в чем основные различия личности толерантной и интолерантной, каковы основные предпосылки их формирования и пути развития. В ходе тренинга участники попытались раскрыть для себя смысл понятий "толерантная и интолерантная личность", осознать собственную толерантность и интолерантность.

Занятия второго блока продемонстрировали студентам способы и приемы развития толерантности по отношению к самому себе, в первую очередь чувства собственного достоинства и способности к самопознанию, предоставили понимание того, что позитивное отношение к себе является непременным условием толерантности по отношению к другим. Участники осознали важность развития способности к уважению достоинства других, способности к самоанализу, самопознанию, значимость влияния позитивной поддержки от группы на рост самооценки, получили представление о способах толерантного общения, механизмах формирования позитивного отношения к своему народу.

Третий блок тренинга, представленный студентам, позволяет осознать культуры в их схожести и разнообразии, сформировать установки и коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи и необходимые для толерантного взаимодействия с представителями других культур. Упражнения данного блока продемонстрировали конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций, способы повышения доверия, выражения своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия. Участники получили общие представления о механизмах развития эмпатии, сочувствия, сопереживания, умения выслушивать другого человека.

На втором этапе мастерской студенты выступили совсем в иной роли – в качестве разработчиков собственной программы тренинга. В этой работе каждый принял живое участие, предлагались и обсуждались новые упражнения или интересные модификации уже известных. В итоге студенты придумали несколько оригинальных упражнений свой "мини–тренинг" толерантности. На подготовку презентации было отведено очень мало времени, но группа справилась со своей задачей – проведенный ими короткий тренинг, в котором с удовольствием приняли участие не только студенты, но и преподаватели, усилил особую атмосферу теплоты и доверия, с первых часов царившую на мероприятии.

И, наконец, студентам представилась возможность попробовать себя в качестве ведущих тренинга, в котором с нескрываемым удовольствием приняли участие не только студенты, но и известные ученые, преподаватели и приглашенные на конференцию журналисты. Кульминацией мини–тренинга и органичным завершением всей работы школы и конференции в целом стала "Дорога к толерантности": на полу студенты разложили "дорожку" из склеенных листов ватмана, положили цветные карандаши и фломастеры, и все желающие (а их оказалось много, приходилось даже стоять "в очереди"), могли в словах и рисунках выразить возникшие чувства и пожелания друг другу. На длинном листе, с которым потом сфотографировались студенты, выделялись огромные слова "Мы" и "Люблю!".

Через несколько дней "Дорога толерантности", а также газета с фотографиями по материалам школы и конференции украсила один из лестничных пролетов факультета психологии, что позволило приобщиться к событию и тем, кому не удалось оказаться в числе участников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.