Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ. Выпуск 5.

Федеральная целевая программа
"ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ"

Оглавление

ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТИТУТ ТОЛЕРАНТНОСТИ

НАТАЛЬЯ ЗАРУБИНА

В МГИМО(у) МИД РФ под руководством профессора И.Г.Тюлина, первого проректора МГИМО, 21 июня 2002 года прошёл международный междисциплинарный круглый стол на тему "Дипломатия как исторический институт толерантности". Он явился очередным этапом реализации проекта "Дипломатия и толерантность", поддержанного Федеральной целевой программой "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 гг.)". Конференция состоялась в рамках конвента РАМИ.

В работе круглого стола принимали участие заведующие кафедр дипломатии, социологии и философии МГИМО(у) МИД РФ профессора Т.В.Зонова, С.А.Кравченко, А.В.Шестопал. С основным докладом выступил американский профессор Рональд Монтиконе. На встрече присутствовали дипломаты, политологи, социологи, философы, психологи из Москвы и Санкт–Петербурга, гостями круглого стола явились представители посольства США.

Во вступительном докладе заместитель руководителя проекта заведующий кафедрой социологии профессор С.А.Кравченко подчеркнул, что познавательные ориентации современной гуманитарной и социальной науки меняются с исследований конфликтов и противоречий на изучение природы и динамики сотрудничества, взаимопомощи, толерантности в обществе. Теоретические предпосылки такого поворота были заложены в работах крупнейших русских социологов П.А.Кропоткина и П.А.Сорокина, исследовавших влияние взаимопомощи и альтруистической любви на развитие социальности. С.А. Кравченко подчеркнул эвристическую и методологическую значимость междисциплинарного и полипарадигмального подхода к исследованию проблем толерантности, включающего исторические, социологические, социально–философские, политологические, религиоведческие, а также психологические аспекты.

В качестве историко–политических предпосылок обращения исследователей к проблематике толерантности были названы противоречивые последствия современных процессов глобализации. С одной стороны, они повышают значимость межкультурного, международного, межконфессионального и т.д. взаимодействия, а с другой, приводят не к образованию единой мировой культуры по западному образцу, а, напротив, к повышению значимости специфики регионов, образованию новых субкультур, а также к росту конфликтности и напряженности.

В связи с этим перед учеными МГИМО стоит проблема подготовки будущих специалистов–международников в духе происходящих в мировом сообществе и в общественном сознании перемен – плюрализма, уважения к идентичности и самобытности другого, толерантности. С.А.Кравченко и другие участники конференции подчеркивали значение психологических особенностей формирования и развития личности. Особую важность приобретают исследования специалистов Психологического центра МГИМО, посвященные специфике формирования толерантных установок в студенческой среде, их влиянию на нравственное и физическое здоровье.

Заведующая кафедрой дипломатии профессор Т.В.Зонова в своем выступлении подчеркнула, что "рубеж XX–XXI века ознаменован весьма тревожными и настораживающими тенденциями при том, что на международной арене произошел также ряд позитивных трансформаций. И, прежде всего, крах блоковой системы, дискредитация тоталитарного мышления и мироустройства, почти повсеместный формальный подъем демократических институтов. Тем не менее глобализация влечет за собой целый ряд весьма трагических последствий". К их числу прежде всего относится возрастание военно–силового аспекта конфликтности на региональном, этническом и конфессиональном уровнях, что вызывает неотложную необходимость осмысления путей перевода этих противоречий в мирное русло.

В связи с этим Т.В.Зонова сосредоточила внимание на природе дипломатии как исторически сложившегося института, призванного устанавливать мир между народами и поддерживать толерантность. Современная модель Дипломатии представляет собой результат формирования системы международных отношений как отношений национальных независимых государств со светским правлением и вызвана к жизни стремлением обеспечить безопасность через равновесие сил. В условиях глобализации, когда на международной арене, помимо суверенных государственных, действует множество негосударственных и надгосударственных центров власти, меняется и модель Дипломатии, в которой все большее значение приобретают неправительственные движения.

В современном глобализирующемся мире возникают новые проблемы, в числе которых Т.В.Зонова назвала международный терроризм, неконтролируемые миграционные потоки, тенденции военно–политического и силового решения проблем. Эти явления порождают "вполне реальную угрозу "ренационализации" политики, чреватой возрождением националистических настроений, нетерпимости, гипертрофированного понимания национального интереса". Поэтому дипломатия как социально–исторический институт не исчезает, как считают некоторые исследователи, а, напротив, приобретает значение наиболее эффективного инструмента налаживания глобального диалога, основой которого будут толерантность и культура мира, утверждение принципов справедливости и прав человека.

Профессор политических наук Р.Монтиконе (США) посвятил свое выступление истории расовой толерантности в США, раскрыв ее политические, культурные, социальные аспекты. Он подчеркнул, что в общественном мнении и среди политиков США нет однозначной трактовки необходимых мер по ликвидации расовой дискриминации. Убедительные аргументы в поддержку собственной точки зрения приводят как сторонники политики поддержки прежде дискриминированных национальных меньшинств, так и сторонники равенства возможностей, критикующие систему квот и привилегий для национальных меньшинств на основании их дискриминации в прошлом. При этом Р. Монтиконе отметил, что, несмотря на разногласия, представители обеих точек зрения работают во имя повышения толерантности к национальным и расовым меньшинствам в американском обществе.

Профессор кафедры философии МГИМО В.С.Глаголев остановился на проблеме толерантности/интолерантности как специфике профессиональной культуры дипломатов. Он отметил, что импульсы толерантного или интолерантного поведения дипломатов задаются высшими государственными деятелями и направлены на утверждение принципов и стиля внешней политики государства. В.С.Глаголев подчеркнул, что причиной роста нетерпимости и насилия в Европе является современная динамика этнической и конфессиональной ситуации. Интенсивные миграционные процессы приводят к росту компактных национальных меньшинств, в первую очередь это касается выходцев из Азии и Африки, которые в целях адаптации и повышения возможности выживания воспроизводят аскриптивные (клановые, тейповые и т.п.) структуры, давно изжитые в Европе, а потому порождающие непонимание и неприятие. В этих условиях задачей служащих дипломатических представительств является своевременное предоставление точной и адекватной информации по этнической и конфессиональной проблематике, даже если эта информация противоречит существующим прогнозам и ожиданиям. Толерантность обеспечивается введением в политический процесс морального измерения, но нельзя забывать о том, что реальная политика в силу своей прагматической природы часто бывает сопряжена с необходимостью ведения диалога с нетолерантными режимами во имя национальных интересов.

Профессор кафедры философии МГИМО Г.К.Ашин в своем выступлении сослался на социологические опросы по проблемам толерантности, проведенные в Западной и Восточной Европе и показавшие, что толерантность элиты выше толерантности масс. В России сложилась иная картина иная историческая динамика толерантности. В советский период именно народ демонстрировал более высокую по сравнению с идеологизированными элитами (в том числе и дипломатами) степень толерантности. В 1990–е гг. произошел инверсионный переход от интолерантности к безграничной толерантности, что привело к забвению национальных интересов вплоть до их предательства.

Г.К.Ашин подчеркнул особую значимость внешней политики как сферы, в которой возможно и необходимо отстаивать престиж и интересы государства, несмотря на существующие внутренние проблемы. Для этого необходимо обеспечивать повышение качества дипломатической службы, напрямую обусловленное, во–первых, разумными демократичными средствами формирования внешнеполитической элиты, во–вторых, повышением роли и качества элитного образования, которое должно быть доступно одаренным людям из разных социальных слоев общества.

Элитное образование предполагает три уровня воспитания толерантности. Во–первых, недопущение расовой, этнической, конфессиональной дискриминации, то есть прямых нарушений прав человека, воспитание уважения к самобытности и инаковости. Во–вторых, культивирование отношений открытости, заинтересованности в знакомстве с культурным своеобразием, понимание того, что культурные различия воплощают богатство человечества, представляют собой ценность, расширяющую ментальный горизонт и позволяющую лучше понять собственную культуру. В–третьих, воспитание "профессионалов толерантности", тех, кто способен распознавать и регулировать конфликты с учетом всех заинтересованных сторон посредством достижения компромисса, когда истинная победа может быть только общей. Это и является нормативной и институциональной задачей дипломатии.

В ходе обсуждения выступлений основных докладчиков были высказаны мнения о том, что современные международные отношения характеризуются снижением порога толерантности. Эта проблема может и должна решаться на уровне гражданского общества, которое в условиях глобализации, снижения роли национальных государств принимает на себя функции ведения диалога и установления толерантных отношений на всех уровнях неправительственной дипломатии.