Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ. Выпуск 6.

Федеральная целевая программа
"ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ"

Оглавление

КНИЖНАЯ СЕРИЯ "Антология выстаивания и преображения. Век XX"

Вестник "Век толерантности" предлагает читателю познакомиться не с отдельно взятой книгой, а с целой книжной серией. Программу создания книжной серии "Антология выстаивания и преображения" реализуют Фонд социально–экономических и интеллектуальных программ, Конгресс российской интеллигенции, 000 "Независимое издательство "Пик", Центр образования N109 г. Москвы при поддержке Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерства образования Российской Федерации.

В серии представлены произведения мировой литературы, авторы которых в условиях физического, политического и нравственного насилия смогли выстоять и победить. Герои произведений прошли через ад, им есть чем поделиться с новыми поколениями людей, чтобы не повторились ужасы XX столетия, давшего миру страшный урок тоталитаризма: гитлеровские концлагеря и сталинский ГУЛаг, депортации целых народов, Холокост и революционные "эксперименты". Авторы "Антологии" – представители разных стран мира, национальностей, вероисповеданий.

В жизнь вступают новые поколения, не имеющие такого страшного опыта, поэтому очень важно передать юношеству трагический, но благотворный опыт выстаивания и преображения, сохранения человеческого достоинства. По мнению авторов серии, это особенно актуально сегодня, когда временами усиливается рвение к власти экстремистских группировок, исповедующих идеологию нацизма и тоталитаризма. Неискушенность молодых людей может оказаться благоприятной почвой для тех, кто пытается подкрасить тоталитаризм и выдать методы Гитлера и Сталина за спасение.

"Антология" призвана стать своего рода прививкой против всевозможных духовных эпидемий и массовых психозов. По замыслу организаторов проекта книги серии "Антология" должны быть в каждой школьной библиотеке.

На данный момент "Антология" представлена двенадцатью томами. Но работа над серией продолжается. Два тома этой серии подготовлены в рамках Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 –2005 годы)". В первом томе – "Мученики веры" – рассказывается о людях, которые прошли через неволю, издевательства и мучения за свою веру в Иисуса Христа. Второй том – "Музей человека" – объединил под одной обложкой произведения Юлиуса Фучика, Василя Быкова, Бориса Хазанова, Альбера Камю, Дитриха Бонхеффера, Артура Кестлера. В книге отражен нравственный опыт людей, которые, не уничтожив ни одного врага, противостояли нацизму, она рассказывает о людях, которые нашли в себе внутренние силы противодействовать и сопротивляться тому, что им навязывалось.

Главным редактором и автором проекта является Евгений Ямбург. В редакционную коллегию вошли: С.Аверинцев, А.Асмолов, В.Варжапетян, А.Зорин, А.Мелихов, А.Нежный, П.Положевец, Г.Померанц, А.Приставкин, А.Семенов, С.Филатов.

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Калиненко В.К., Кравцова О.А.

Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. М.: Смысл, 2002.

Произошедшие за последние годы изменения во внутренней и внешней политике России, связанные с распадом огромного государства, определили высокую актуальность проблемы миграции. В последнее десятилетие вынужденная миграция на территорию России осуществлялась из всех стран ближнего и дальнего зарубежья, а также из горячих точек самой России. Результаты социологических опросов показывают, что люди переезжают в Россию, как правило, вследствие военных действий, притеснения властей, дискриминации по этническим признакам, религиозным убеждениям. Поэтому подавляющее большинство мигрантов в России – вынужденные, и значительно меньше среди них тех, кто покинул родные места только по экономическим причинам.

Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем. На сегодняшний день накоплен обширный банк отечественных и зарубежных эмпирических исследований по психологии миграции, имеется практический зарубежный и отечественный опыт оказания психологической поддержки для данной категории лиц.

Своевременность представленного вниманию читателей научно–методического пособия определяется необходимостью обобщения этого материала применительно к задачам практики и ростом потребности в специалистах соответствующей квалификации. Переживание ситуации вынужденной миграции рассматривается авторами книги как процесс, нарушающий психическое здоровье человека. Этот процесс и возникающие в результате психические расстройства и психологические проблемы – главный предмет деятельности психолога–консультанта и психотерапевта, оказывающих помощь мигрантам.

Первая часть пособия, в которой анализируется травматический опыт мигранта, посвящена миграции как переживанию негативных жизненных событий – потерь, лишений, изменений, происходящих до и во время переселения. Во второй части пособия рассматриваются два аспекта, связанные с процессом адаптации мигрантов в новой социокультурной среде: миграция как переживание перемен и культурных различий и миграция как переживание изоляции и депривации.

Анализу психологических проблем и психических расстройств, характерных для мигрантов, посвящена третья часть пособия. В четвертой части рассматриваются задачи и принципы организации психологической помощи мигрантам на трех уровнях: внутри самой психологической службы; в системе комплексной поддержки мигрантов; на уровне отношений между психологом и его клиентами. Особое внимание уделено психологическим проблемам, с которыми сталкивается сам консультант.

Каждая часть пособия включает лекцию, хрестоматию, практикум, вопросы для самопроверки и список рекомендуемой литературы. В лекциях рассматриваются главные теоретические направления, результаты эмпирических исследований, описаны основные подходы и формы оказания психологической помощи мигрантам, практикуемые отечественными и зарубежными специалистами. В хрестоматии в форме рефератов представлены работы отечественных и зарубежных авторов, знакомство с которыми особенно полезно при освоении этой области. В практикуме даны психодиагностические методики, с помощью которых можно исследовать психическое состояние мигрантов, техники и методы работы, занимающие центральное место в арсенале психологов–практиков, оказывающих поддержку мигрантам, а также информация о зарубежных и отечественных программах психологической помощи мигрантам.

Пособие адресовано практическим психологам и социальным работникам, всем, кто занимается психологией кризисных жизненных ситуаций, реабилитацией людей с посттравматическим стрессовым расстройством, проблемами культурной адаптации; может быть полезно сотрудникам миграционных служб, медико–психологических, культурных и социальных центров, центров приема и временного размещения вынужденных мигрантов. Рекомендовано в качестве учебника для студентов психологических и педагогических факультетов.

Книга вышла в рамках Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)".

Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сборник научно–методических статей.

М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2002.

В предлагаемом читателю сборнике публикуются материалы, полученные в ходе реализации Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)". В книге отражены теоретические подходы к постановке важнейших проблем этнопедагогики, методологические аспекты, материалы социологических исследований, методические разработки, направленные на формирование у старшеклассников установок толерантного сознания.

Роль образования как фактора культурного развития и прогресса невозможно переоценить. Между тем в последние десятилетия оно не рассматривалось в качестве средства решения острейших социально–политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач современной России. Особенно велика роль образования в полиэтнических странах и регионах, где образование призвано не только способствовать сохранению традиционных позитивных форм воспитания, определяющих воспроизводство языка, обычаев и обеспечивающих этническую идентичность, но и обеспечивать устойчивость этих достижений в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия, помочь обрести новый уровень осмысления этнокультурных элементов в развитии общей культуры конкретного общества, и, наконец, обеспечивать приобщение каждого этноса к общечеловеческим достижениям.

В настоящее время практически все школы Москвы являются многонациональными по составу учащихся, и в перспективе эта полиэтничность будет расти. Так сложилось, что новые поколения не имеют положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения, а также не обладают необходимыми знаниями в этой области. В связи с этим одной из главных задач является формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально–культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно–этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. Огромный вклад в решении поставленной задачи принадлежит образованию.

Реализация Федеральной целевой программы в области образования предполагает введение в учебный процесс ряда новых дисциплин гуманитарного профиля, способствующих осознанию единства мировой специфики и национальной культуры, углубленное изучение истории и культуры своего народа, знакомство учащихся с языком, культурой и бытом других народов, разработку комплекса учебных программ по воспитанию толерантного сознания путем межэтнического и межкультурного диалога (конференции, уроки–диспуты, круглые столы и т.д.).

Книга адресована работникам системы образования: учителям, школьным психологам, социальным работникам, преподавателям психологии и педагогики педагогических вузов, а также всем, кто интересуется обозначенными выше проблемами.

Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе

/ Под ред. С.В.Кривцовой. М.: Генезис, 2002.

Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе

/ Под ред. С.В.Кривцовой. М.: Генезис, 2002.

Представляемые учебные пособия предназначены для психологов, работающих в системе образования, и психологических служб образовательных учреждений. Пособия подготовлены таким образом, чтобы обеспечить максимально полную ориентировочную основу ведущему уроки психологии в первом и втором классах общеобразовательной школы.

Программа "Жизненные навыки" создавалась в 1999–2000 годах на базе психологического центра "Генезис". Она направлена на развитие эмоционального интеллекта детей. В содержании современного начального образования до сих пор существует определенный дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта, причем последнему уделяется недостаточно внимания. По сути, эмоциональный интеллект детей, их социальная компетентность не являются объектами направленного развития в рамках школьного обучения, так как традиционно считается, что место этих проблем – в семейном воспитании. По мнению авторов, одной из причин осторожного отношения к самой идее систематических курсов воспитания является признание факта, что такие критерии развития личности, как социальная интегрированность, самостоятельность и достоинство, нельзя направленно формировать. Эти человеческие качества появляются сами собой вследствие успешного решения личностью определенных жизненных задач. Программа "Жизненные навыки" предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора верного способа решения тех или иных задач, предлагает наиболее адекватные способы их решения. Программа задумана как сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с первого по одиннадцатый классы. В нашей рубрике мы предлагаем Вам знакомство с учебными программами для первого и второго классов.

Пособия имеют четкую структуру и включают в себя три раздела. Первый раздел посвящается анализу эмоционального интеллекта и возрастных особенностей его развития. В этом разделе обсуждаются теоретические основы программы "Жизненные навыки", ее содержание, основные принципы и методы реализации, а также рассматриваются жизненные навыки, на которые следует обращать внимание при работе по программе. Второй раздел пособия включает описание технологий обучения. Предлагаемый метод работы – групповой психологический тренинг.

В третьем разделе представлены сценарии уроков, которых столько же, сколько в школе учебных четвертей. Темами уроков выбраны личные проблемы детей, решение которых требует от ребенка навыков обращения с чувствами. Темы выбраны по принципу преемственности, а также с учетом годичного ритма. Близкие или похожие темы появляются в той же четверти, в тот же период года. Так, для первоклассников авторы пособия предлагают начинать первую четверть с темы "Я – особенный", которая во втором классе перетекает в тему "Ответственность". Вторая четверть посвящена темам "Нравится – не нравится" (1 класс) и "Гнев – это нормально" (2 класс), третья –работе над темами "Дружба" (1 класс) и "Страшно – не страшно, или Путешествие в неведомое" (2 класс), а четвертая – над проблемами "Я и Другой. Мир начинается с меня" (1 класс) и "Что такое толерантность?" (2 класс).

Каждое пособие содержит приложения, в которых представлены календарный план занятий, список рекомендованной литературы, наглядные материалы и рекомендации по работе родительского клуба.

В качестве дополнения к пособиям издательством центра "Генезис" выпущены специальные рабочие тетради, которые являются частью учебно–методического комплекта материалов для преподавания курсов "Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе" и "Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе".

Антропология культуры.

Выпуск 1. М.: ОГИ, 2002.

Предлагаемый вниманию читателя сборник – первый в непериодической серии "Антропология культуры", задуманной Институтом мировой культуры МГУ им. М.В.Ломоносова. По замыслу авторов серии сборник предназначен для демонстрации наиболее ярких и серьезных научных высказываний, заметных событий институтской жизни, программных выступлений.

Прежде чем давать описание первого выпуска сборника, хотелось бы сказать несколько слов о серии "Антропология культуры" в целом. Каждый выпуск серии предполагает четкую структуру. Сборник открывается разделом, в который входят статьи общего или междисциплинарного характера, в равной степени интересующие историка и лингвиста, филолога и философа. Следующий раздел составляют специальные работы, рассматривающие различные аспекты человеческой культуры. В рубрике "Публикации" представлены как архивные материалы, так и новые переводы научных сочинений.

Ученые разных специальностей оказываются в условиях, когда они могут попытаться свободно решить одну и ту же проблему каждый со своей стороны, находясь в рамках общего полилога. Эту ситуацию призваны отразить сборники, которые, с одной стороны, будут время от времени тематическими, а с другой – предусматривают раздел "Диа–критика" для более срочных отзывов и непосредственной полемики.

Наш журнал знакомит читателя с первым выпуском "Антропологии культуры". Среди помещенных на его страницах программных публикаций – план преподавания культурной антропологии (по существу, план широкого гуманитарного образования); проект коллективного труда по составлению словаря символов (в развитие замысла Павла Флоренского "Symbolarium"); статья А.Я.Гуревича о средневековье как типе культуры; статья М.И.Шапир, представляющая собой взгляд на филологию как на фундамент гуманитарного знания.

Другая содержательная ось сборника–анализ категорий времени и пространства в древних и современных традициях sub spesie философии, истории, семиотики, лингвистики. Большинство статей по этим темам основаны на сообщениях двух круглых столов, организованных Институтом мировой культуры: "Текст пространства – пространство в тексте", "Текст времени – время в тексте". Среди включенных в эту часть сборника статей: "Заметки по поводу гностической эсхатологии" (М.К.Трофимова); "О вечности мира" (Т.Ю.Бородай); "Проблема времени в философии жизни" (П.П.Гайденко); "Понимание мира как единства времени и пространства в традиционном Китае" (А.И.Кобзев); "Время в эдиктах Ашоки" (А.А.Вигасин); "Гадание и предсказание будущего на Древнем Востоке в античном мире" (Вяч.Вс.Иванов); "Формы глагола, точка зрения и непредсказуемое будущее в 4–ой главе Бытия" (М.М.Ланглебен); "Путь из варяг в греки: граница, дорога, направление в представлении древних скандинавов" (Ф.Б.Успенский); "О власти стереотипа: как в России 1848 года не заметили нового Пьемонта" (Н.Н.Мазур); "Из истории русско–итальянских культурных связей (Итальянские темы в письмах Батюшкова)" (И.А.Пильщиков) и др.

Помимо этого, книга знакомит читателя с научным наследием двух ученых. Здесь представлены отрывок из труда выдающегося филолога Б.И.Ярхо "Методология точного литературоведения" и текст диалога математика П.К.Рашевского (в завершение которого приводятся соображения о "Диалоге" и о развитии некоторых идей П.К.Рашевского в гуманитарной среде).