Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ:
ЛИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НЕТЕРПИМОСТИ.

Оглавление

ЭТНИЧЕСКИЕ АВТО- И ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Цель исследования - описание этнических авто- и гетеростереотипов (т.е. описание восприятия образа "типичного русского" "глазами" самих русских респондентов и описание образов других этнических групп российских граждан с точки зрения русских респондентов).

Респонденты (испытуемые). В роли респондентов выступали около 300 российских студентов ряда вузов Москвы, Смоленска и Санкт-Петербурга. Поскольку исследование носило скорее пилотажный характер, задача которого состояла в оценке этнических стереотипов у представителей молодежи, мы позволили себе некоторое огрубление, заключавшееся в том, что выборка не ограничивалась чисто этническими русскими, а являла собой выборку российских студентов, куда входили и представители этносов, проживающих в этих городах.

Методика исследования. Респонденты оценивали образы 34 национальностей с помощью 75 однополюсных дескрипторов по семибалльным градуальным шкалам (от 3 до -3).

Инструкция респондентам.

Оцените, пожалуйста, наличие некоторых черт характера и личности по предложенному списку у представителей ряда национальностей. Если данная черта максимально присуща представителю данной этнической группы, то Вы ставите число 3, если имеется полностью противоположное качество, то в соответствующую графу ставите число -3, если же данный этнос не имеет ни указанную в списке черту, ни ей противоположную, то Вы можете поставить в соответствующую графу цифру 0. Старайтесь использовать весь диапазон шкал от 3 до -3, то есть используйте оценки 3, 2, 1, 0, -1, -2, -3. Спасибо за участие в исследовании.

Обработка данных. Полученные индивидуальные матрицы оценок суммировались в общегрупповую (см. табл.1), которая далее подвергалась процедуре факторного анализа с целью построения семантического пространства этнических стереотипов (см. Петренко, 1988, 1997).

Полученные результаты.

В результате факторно-аналитической обработки были выделены пять значимых факторов.

Один из полюсов первого фактора (вклад в общую дисперсию 31.3%) составили следующие шкалы:

6  Высоко ценят образование 0.97

7 Высокообразованные 0.96

1  Аккуратны в быту 0.96

42 Приобщены к передовой цивилизации 0.94

65 Чистоплотны 0.94

 2 Вежливые, воспитанные, учтивые 0.93

27 Много внимания уделяют воспитанию своих детей 0.92

На этом полюсе максимальные баллы по первому фактору получили национальности (в порядке убывания баллов): немцы, эстонцы, литовцы, евреи, латыши, поляки.

Противоположный полюс первого фактора образовали шкалы:

32 Невежественны -0.95

48 Как правило, имеют многодетные семьи -0.78

На этом полюсе первого фактора оказалась, со значительным отрывом от других, только одна национальность: цыгане.

Близкую к нулевой оценку имели также: курды, таджики, киргизы.

Анализ шкал, образовавших полюса первого фактора, и национальностей, получивших полярные оценки, позволяет интерпретировать этот явно оценочный фактор как Включенность в цивилизацию - Оторванность от цивилизации. С петровских времен солнце цивилизации для России всходило на Западе. Поэтому и более западные этносы (в нашем случае прибалты и поляки) воспринимаются как более цивилизованные, а прототипическим образом цивилизованного иностранца, воспринимаемого амбивалентно, для русских всегда был "немец" ("что для русского хорошо, для немца смерть"), что и подтвердили наши результаты, по которым самым цивилизованным этносом, проживающим в России, является, с точки зрения наших респондентов, немецкий.

Второй фактор (вклад в общую дисперсию 19.4 %) включает следующие шкалы:

13 Жесткие 0.88

30 Националисты 0.85

5 Враждебны 0.81

 70 Жестокие 0.80

29 Настороженно относятся к чужакам, иностранцам 0.80

 71 Гордые 0.77

19 Конфликтные 0.74

   На этом полюсе максимальные баллы по второму фактору получили национальности (в порядке убывания баллов): чеченцы, осетины, азербайджанцы, немцы, латыши, курды, литовцы, ингуши, цыгане, лезгины, татары, кабардинцы, эстонцы, евреи.

Противоположный полюс второго фактора образовали шкалы:

40 Открытые, добросердечные -0.80

9 Дружественные-0.77

26 Миролюбивые -0.76

3 Веротерпимы к другим религиям-0.67

На этом полюсе максимальные баллы по фактору получили национальности (в порядке убывания баллов): белорусы, якуты, русские, карелы, буряты.

Анализ смыслового инварианта шкал, образовавших полюса второго фактора, позволяет интерпретировать его как фактор Закрытости, обособленности, агрессивности - Открытости, миролюбия. Другой формой интерпретации этого фактора может выступать оппозиция "Свой-Чужой". Если рассмотреть позиции Различных этносов по оси выделенного фактора, то наиболее "чужими", как того можно было бы и ожидать, оказались лица "кавказской национальности" и, прежде всего, чеченцы (время Проведения эксперимента совпало с периодом 2-й чеченской войны 1999 года; см. рис. 1).

Один из полюсов третьего фактора (вклад в общую дисперсию 17.8%) составили следующие шкалы:

49 Склонны к замкнутому образу жизни 0.93

62 Холодные, дистантные 0.82

55 Спокойные, хладнокровные 0.72

Баллом со знаком, соответствующим этому полюсу (да и то небольшим по абсолютной величине 0.187), оказалась оцененной только одна национальность: якуты.

Противоположный полюс третьего фактора образовали шкалы:

67 Веселые -0.94

68 Артистичные -0.92

33 Обладают чувством юмора -0.87

25 Любят петь и танцевать -0.86

58 Торговый народ -0.83

22 Легко приживаются в условиях иных культур -0.77

57 Темпераментны, экспансивны -0.68

На этом полюсе максимальные баллы по третьему фактору получили национальности (в порядке убывания баллов): цыгане, русские, грузины, украинцы, армяне, азербайджанцы, молдаване, белорусы, евреи, поляки.

Анализ шкал, образовавших полюса третьего фактора, и национальностей, получивших полярные оценки, позволяет интерпретировать его как фактор Спокойствия - Экспрессии, энергичности.

Один из полюсов четвертого фактора (вклад в общую дисперсию 12.8 %) составили следующие шкалы:

47 Сексуально распущенны 0.65

73 Склонные к алкоголизации 0.65

20 Культура этого народа либеральна к проявлению сексуальных отношений 0.64

Никакой из этносов, населяющих Россию, не имеет (с точки зрения наших респондентов) ярко выраженных этим фактором черт национального характера. Однако нейтральную характеристику по этому фактору имеют русские и цыгане.

Противоположный полюс четвертого фактора образовали шкалы:

16 Имеют крепкие семьи -0.85

44 Религиозны -0.75

43 Развито уважение к старшим -0.75

51 Склонны поддерживать родственные связи -0.73

53 Соблюдают традиции своего народа -0.68

54 Сплоченные, поддерживают друг друга -0.68

36 Ориентированы на патриархальную культуру, быт -0.61

На этом полюсе максимальные баллы по фактору получили национальности (в порядке убывания баллов): чеченцы, евреи, армяне, грузины, узбеки, азербайджанцы.

Анализ шкал, образовавших полюса четвертого фактора, и национальностей, получивших полярные оценки, позволяет интерпретировать этот фактор как фактор Традиции вседозволенности - Традиции строгости, патриархальности.

Таким образом, можно констатировать достаточно самокритичную оценку русскими собственного автостереотипа. Что касается образа цыган "в глазах" русских, то в общем негативное отношение к ним по первым двум факторам отчасти нивелируется близостью цыган к русским по третьему фактору, где общность (с русскими) в некоей разгульности и бесшабашности компенсирует негативность цыганского этнического стереотипа (см. рис. 2).

Пятый фактор (вклад в общую дисперсию 6.9%) - униполярный, его полюс составили следующие шкалы:

75 Хорошие воины 0.90

14 Смелые 0.79

На этом полюсе максимальные баллы по фактору получили национальности (в порядке убывания баллов): чеченцы, русские, осетины, грузины, кабардинцы, курды, ингуши, лезгины.

Отрицательную нагрузку по этому фактору, с точки зрения русских респондентов, имели евреи и цыгане.

Анализ шкал, образовавших полюс пятого фактора, и национальностей, получивших полярные оценки, позволяет интерпретировать этот фактор как фактор Отваги, Смелости.

Интересно, что с точки зрения русских респондентов это качество, наряду с собственным русским этносом, наиболее характеризует национальности, проживающие на Кавказе. Относительно же евреев и цыган по этому измерению имеется явное предубеждение (см. рис. 3).

 Заключение. Несмотря на то, что круг наших респондентов составляли в основном студенты ряда городов России, т.е. наиболее образованная и не отягощенная предрассудками часть населения, проведенный мониторинг анализа межнациональных отношений выявил определенные предубеждения русского населения к ряду национальностей сограждан по Российской Федерации. Наиболее негативное отношение русских респондентов выявлено по отношению к цыганам. Так, они имели негативные оценки сразу по трем факторам и характеризовались как малозатронутые цивилизацией, остаточно конфликтные (чужие) и не слишком смелые; далее следуют евреи, которым отказано в личном мужестве, и чеченцы как наиболее агрессивные, но одновременно признанные самыми храбрыми.

Ниже мы дадим более развернутое обсуждение полученных результатов и предложим некоторые рекомендации по работе со студентами и школьниками в области межнациональных отношений. Но вначале рассмотрим еще одно пилотажное исследование, посвященное этническим ауто- и гетеростереотипам еврейского этноса как одной из этнических групп, относительно которой имеются определенные предубеждения и предрассудки даже (как показало настоящее исследование) у российской студенческой молодежи.

Оглавление