Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ОБРАЗОВАНИЕ

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ:
ЛИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НЕТЕРПИМОСТИ.

Оглавление

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Научное исследование этнических стереотипов имеет уже столетнюю историю: одна из первых работ, содержащая их описание, была опубликована выдающимся американским историком и социологом В.ДюБуа в 1899 г. В его книге "Филадельфийский негр" приводятся элементы социального восприятия негров и белых представителями обеих этнических групп.

Само понятие "этнический стереотип" представляет собой конкретизацию более общего понятия "социальный стереотип", введенного У.Липпманом в 1922 г. для описания субъективных образов тех или иных этнических групп. Пионерскими в изучении этнических отношений можно считать работы Е.С.Богардуса ( Bogardus, 1928) и Д.Каца и К.У.Брейли ( Katz, Braly, 1933), затрагивавшие, в частности, проблему антисемитизма.

Первые обобщающие работы в данной области были опубликованы в середине тридцатых годов О.Клайнбергом ( Klineberg, 1935) и Дж.Доллардом ( Dollard, 1937). Доллард был также одним из авторов "гипотезы фрустрации-агрессии" ( Dollard et al., 1939), которая широко использовалась при объяснении формирования этнических стереотипов и предрассудков. Согласно этой теории, фрустрация (понимаемая как состояние, возникающее вследствие невозможности удовлетворения той или иной потребности) может вызвать ряд негативных эмоций, а нередко и агрессию. Так как достаточно часто агрессивная реакция на непосредственно фрустрирующий агент невозможна (вследствие, например, различия в общественном статусе), то происходит так называемая "переадресация", т.е. реализация агрессивного, возбужденного фрустрацией потенциала против более удобного и менее опасного объекта. Естественно, что подобным объектом чаще всего становится хорошо идентифицируемая, уязвимая, находящаяся в меньшинстве этническая группа. Неприкасаемые в Индии, евреи в Европе, и, отчасти, Северной Америке, баракумины в Японии, курд- в Турции, Иране и Ираке, также как и другие этнические группы часто становятся "козлами отпущения" для фрустрированного большинства. Надо отметить, однако, что любая этническая группа (в первую очередь - этническое меньшинство) имеет шансы стать "козлом отпущения" в определенной историческо-социальной ситуации.

Среди работ социологов наибольшую известность приобрела книга Г.Мирдалла "Американская дилемма" (1944), привлекшая внимание к одному из важнейших парадоксов американского общества: развитию демократии наряду с существованием очевидно антидемократического института расовой сегрегации. Наибольшее влияние на понимание этнических стереотипов оказали две ставшие классическими работы, опубликованные в начале 1950-х гг. Первая, "Авторитарная личность" (Adomo et al., 1950), содержит подробное описание гипотезы формирования этнических стереотипов. Вторая, "О природе предрассудка" (Allport , 1954), может по праву считаться энциклопедией психологического и социологического знания о природе этнических отношений. Т.Адорно показал, что индивиды одной и той же этнической группы имеют значительные различия по степени подверженности этнической стереотипизации. Был описан тип личности, наиболее склонный к усвоению и распространению этнических стереотипов и предрассудков. Этот тип был обозначен как "авторитарная личность". Для авторитарной личности типичны следующие черты: ригидность мышления, конформизм в принятии ценностей, нетерпимость к любым проявлениям слабости и эмпатии (ни в себе, ни в других), склонность к репрессиям (поступать по принципу "око за око"), выраженная, нередко переходящая в параноидную, подозрительность, преклонение перед авторитетом. Широкий международный резонанс имело опубликование Адорно психодиагностической методики на выявление авторитарности - так называемой Ф-шкалы. "Ф-шкала" расшифровывалось как "тест на фашизм", ибо фашизированное общество в наибольшей степени порождает авторитарные личности.

Т.Петтигрю (Pettigrew, 1975) полагает, что в основе формирования социальных стереотипов в целом и этнических стереотипов в частности, лежит конформизм как безусловное подчинение сложившимся общественным нормам. Дж.Уотсон (Watson, 1967) показал, что антисемитизм новых иммигрантов за короткое время усиливается в том случае, когда они поселяются в районах, где проявления антисемитизма достаточно типичны, т.е. иммигранты, не обладавшие стереотипом антисемитизма до приезда в США, приобретали его в результате общения и под влиянием новой социальной среды.

Одним из первых количественных методов, который оказал большое влияние на методологию и теорию этнических стереотипов, был разработанный Е.С.Богардусом и опубликованный в 1928 г. метод измерения социального расстояния (Bogardus, 1928). Согласно Богардусу, социальное расстояние или социальная близость определяется степенью вовлеченности индивида в процесс жизнедеятельности других индивидов. Степень вовлеченности может быть измерена при помощи следующей шкалы:

  • считаю возможным вступление в брак,
  • считаю возможной настоящую дружбу,
  • не возражаю против такого соседа,
  • могли бы работать вместе,
  • не возражаю против предоставления гражданства,
  • может посетить нашу страну как турист,
  • даже в нашу страну бы не допустил.

Несмотря на то, что данным методом можно измерить только наиболее общие, малодифференцированные формы стереотипов, шкала Богардуса применялась и до сих пор применяется в сотнях исследований этнических стереотипов (см. например Lendvay, Szabo, 1994; Szabo, Horvath, 1995).

Д.Кац и К.У.Брейли (Katz, Braly, 1933) провели исследование этнических стереотипов при помощи разработанного ими метода приписывания качеств. Студентам Пристонского университета был предложен список, содержащий 84 различных качества характера и черт личности. Предлагалось оценить ряд этнических групп на основе этого списка. Согласно полученным результатам, большинство студентов приписывало неграм такие черты как суеверие, лень, беззаботность, равнодушие, музыкальность. Характерными чертами евреев полагались: хитрость, алчность, усердие, жадность, интеллект, целеустремленность, коварство. Итальянцы представлялись как обладающие тягой к искусству, импульсивные, музыкальные, крайне религиозные, имеющие богатое воображение. Г.М.Гильберт повторил описанное выше исследование Каца и Брейли. Его интересовала динамика трансформации стереотипа. Так, относительно религиозности этностереотип итальянца изменился в сторону ее усиления (в 1932 г. 21% респондентов отмечали эту черту как присущую итальянцам, а в 1950 г. их уже было 33%).

В отношении всех остальных качеств произошло резкое ослабление стереотипов. Например, в 1932 г. 44% опрошенных, а спустя 18 лет - только 19% считали итальянцев "импульсивными". Обобщая результаты исследования, Гильберт пришел к выводу, что этнические стереотипы в целом в значительной степени ослабли. Автор связывает это с усилением общественно-научного знания студентов, а также с усилением межкультурных взаимодействий.

Гораздо драматичнее выглядели изменения в стереотипе восприятия русского человека в США во время и после второй мировой войны. Во время войны большинство американцев считало русских упорными, смелыми патриотами. Этот образ регулярно подкреплялся официальной американской пропагандой и Голливудом. К концу 1940-х гг., т.е. всего через 3-4 года после войны, этот образ радикально изменился и русский человек приобрел черты жесткого и непредсказуемого фанатика - стереотип, надолго ставший широко распространенным. Напротив, представление о японцах постепенно утратило негативные и приобрело положительные черты (Buchanan, Cantril,1953).

Таким образом, социальные и политические события влияют на динамику изменения социальных и этнических стереотипов, отражающих в свою очередь состояние межнациональных или межгосударственных отношений.

Рассмотрев эти отдельные примеры описания стереотипов, можно согласиться с мнением о методе атрибуции и оценки черт характера и личности, высказанным Т.Г.Стефаненко (1993): с учетом определенных ограничений этот метод может быть приемлем для изучения этнических стереотипов.

Несмотря на значимость и влияние упомянутых выше и многих других работ, интерес к исследованию этнических отношений начал стремительно возрастать только в 1960-е гг. Согласно анализу С.Райена (Ryan, 1990), между 1962 и 1972 гг. было опубликовано примерно столько же работ, сколько появилось между 1899 и 1962 гг. События в США, а также возникновение десятков новых независимых государств, "старые" и "новые" этнические конфликты в различных регионах мира - все это привело к интенсификации исследований.

В начале 1960-х гг. в мире было около 800-900 политически идентифицируемых этнических групп. В настоящее время их число возросло до 3000, проживающих на территории 180 государств. К середине 1990-х гг. около 600 этнических групп декларировало стремление к созданию автономий того или иного типа. Все это требует более интенсивного анализа различных аспектов этнических отношений.

В Советском Союзе до 1980-х гг. было опубликовано всего несколько работ по этнической тематике, в основном И.С.Коном (1966, 1971). В 1980-е гг. появились оригинальные этнопсихологические исследования Б.А.Душкова (1981), Ю.В.Бромлея (1983), В.П.Левкович и Н.Г.Панковой (1983), А.Г.Асмолова и Е.И.Шлягиной (1984), В.Ф.Петренко (1988).

Последующий распад СССР и возникновение новых государств на территории постсоветского пространства ознаменовался большим количеством этнических конфликтов, породил проблему беженцев и перемещенных лиц; в ходе формирования новых государственных образований возросла напряженность межнациональных отношений. Все это усилило необходимость исследования межнациональных отношений, проведения мониторингов, посвященных данной тематике, и в частности, проблеме этнических стереотипов как формы отражения в массовом, бытовом сознании состояния этих отношений.

Оглавление