Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ОБРАЗОВАНИЕ

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ:
ЛИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НЕТЕРПИМОСТИ.

Оглавление

Семантическое пространство восприятия стран СНГ и Прибалтики
(постсоветского пространства бывшего СССР) российскими гражданами

Первый фактор, объясняющий 41% общей дисперсии, включает качества:

13. Страна, дружественная США 0.98

14. Государство с рыночной экономикой 0.98

34. Имеет широкие связи с дальним зарубежьем 0.95

20. В стране высокий уровень жизни 0.94

9. Высокий уровень развития науки и техники 0.93

7. Экономически независимое государство 0.93

26. Высокий уровень образования 0.91

2. Политически стабильное государство 0.81

5. Высокий уровень духовной культуры 0.88

11. Демократическое государство 0.89

23. Открытое общество 0.57

29. В стране соблюдаются права человека 0.75

31. Я симпатизирую этой стране 0.55

Противоположный полюс фактора представлен признаками:

12. В стране тоталитарный режим -0.75

27. В государстве есть серьезные внутренние проблемы -0.53

По содержанию пунктов опросника, входящих в первый фактор, он может быть назван Развитые демократические государства с рыночной экономикой - Политически и экономически нестабильные государства. Наиболее полярными по этому фактору (по результатам обработки данных наших респондентов) оказались республики Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) и Россия - на позитивном полюсе, и все остальные республики - на полюсе нестабильности. Украина по этому фактору имеет слабо положительную оценку. Наиболее нестабильными оцениваются так называемые самопровозглашенные, т.е. не признанные мировым сообществом, республики - Приднестровье, Ичкерия (Чечня), Южная Осетия, Абхазия.

Второй фактор, объясняющий 29.3% общей дисперсии, включает:

28. Имеет тесные экономические связи с Россией 0.91

16. Граждане всех национальностей пользуются равными правами 0.91

18. Правительство государства проводит дружественную политику по отношению к России 0.90

30. Страна духовно, культурно, исторически близкая России 0.84

33. В стране много русского и русскоязычного населения 0.81

31. Я симпатизирую этой стране 0.80

23. Открытое общество 0.66

10. Проводит миролюбивую политику 0.55

Противоположный полюс фактора составили суждения:

35. Проводит политику вытеснения русских и русскоязычных -0.97

22. Националистическое государство-0.93

Содержание признаков, входящих в этот фактор, позволяет однозначно интерпретировать его как Экономическую и политическую близость к России. Наиболее позитивно по этому фактору оценены Белоруссия, Украина, Казахстан и самопровозглашенная республика Приднестровье. Негативную оценку получили республики Прибалтики (Эстония, Латвия и Литва), Узбекистан, а также самопровозглашенные республики Ичкерия (Чечня), Южная Осетия и Абхазия. Факт попадания последней в разряд не очень дружественных стран может скорее говорить о недостаточных политологических знаниях наших респондентов и о том, что проблема горячих точек на Кавказе после неудачной военной кампании в Чечне вызывает реакцию отторжения у населения. Следует отметить также достаточно непредвзятую позицию наших респондентов, выразившуюся в том, что недружественные, по мнению респондентов, страны Прибалтики получили высокую оценку по первому фактору, характеризующему экономическую, политическую стабильность и демократическую ориентацию (см. рис. 4).

 Третий фактор объяснял 19.1% общей дисперсии и включал пункты:

24. Милитаризованная страна 0.94

25. Проводит имперскую политику 0.87

19. Проводит агрессивную политику 0.79

15. В стране высокий уровень преступности 0.78

27. В государстве есть серьезные внутренние проблемы 0.74

17. Мощное в военном отношении государство 0.66

Противоположный полюс фактора составило суждение:

10. Проводит миролюбивую политику -0.63

Третий фактор назван нами Милитаризованность государства. Необходимо подчеркнуть, что в сознании наших респондентов милитаризованность государства коррелирует, входя в один фактор, с уровнем преступности и наличием серьезных внутренних проблем. Отметим при этом, что милитаризация - это не синоним военной мощи: последний дескриптор отнюдь не доминирует по своей факторной нагрузке по этому фактору.

Отметим высокую критичность наших респондентов по отношению к собственному государству. Так, наибольшую оценку по этому фактору получили Россия и Чечня. Значительно отстают от них самопровозглашенные и непризнанные республики Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье. Примерно на том же уровне находится Украина, очевидно, за счет своей объективно высокой, в сравнении с другими странами СНГ, военной мощи.

Четвертый фактор (5% общей дисперсии) включал всего два дескриптора:

1. Страна с глубокими историческими традициями 0.79

4. Религиозное население 0.85

Четвертый фактор назван Религиозностью и духовностью.

Напомним, что мы не использовали традиционную при факторной обработке данных процедуру нормирования, стремясь получить позицию каждой страны в абсолютных, а не в относительных (в сопоставлении с другими странами) величинах. При нормировании мы бы получили искусственное деление объектов (в нашем случае стран) на имеющих положительные и отрицательные факторные баллы по фактору, исходя из условно-нулевой средневзвешенной позиции. Наш способ обработки убедительно демонстрирует возможность того, что все объекты могут попадать на один полюс фактора. Всем странам СНГ и самопровозглашенным республикам наши респонденты приписали глубокие исторические традиции и религиозность, что и находит отражение в графической репрезентации результатов размещения объектов в семантическом пространстве, построенном без процедуры нормирования (см. рис. 5).

Оглавление