Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ:
ЛИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НЕТЕРПИМОСТИ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Проблема толерантности и терпимости чрезвычайно актуальна для новейшей истории России, которая как новое государственное образование в форме Российской Федерации существует с 1991года. Предшествующие этому драматические события, главное из которых - распад СССР, связаны, по нашему мнению, с рядом причин. Во-первых, с крушением командно-административной системы, реализация которой обеспечивалась иерархически обустроенной (по принципу демократического централизма) коммунистической партией, стоящей у власти и опирающейся на мощный аппарат КГБ. КПСС обеспечивала централизованное управление в рамках унитарного государства и одновременно через государственный аппарат (советской власти) и мощный горизонтальный пласт партийных комитетов поддерживала идеологическое единство многонациональной и многоконфессиональной страны. На место раннехристианского принципа "Несть грека и несть иудея, а есть христианин", обладавшего колоссальной объединительной и пассионарной силой, в советской стране при ее возникновении был выдвинут лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", также сыгравший объединительную роль при реинтеграции распавшейся после революции 1917 года Российской империи.

Во-вторых, отмена 6-й статьи Конституции СССР о доминирующей роли коммунистической партии и введение де-факто многопартийности, обеспечившей нарождающийся идеологический плюрализм, привели к ослаблению не только коммунистической партии, но и государственной вертикали власти, что разрушило связующие скрепы многонационального, многоконфессионального государства, единство которого помимо политических, экономических исторических факторов обуславливалось идеологически. Говоря об идеологическом единстве, мы имеем в виду прежде всего идеологическое единство правящей элиты, сформировавшей своеобразный класс советской номенклатуры, инкорпорация которой в правящий класс обеспечивалась принадлежностью к коммунистической партии.

Появление в республиках национальных элит, интересы которых расходились с интересами Центра - одна из основных причин распада СССР. Помимо чисто партийно-номенклатурной элиты национальных республик, заинтересованной в большей экономической и политической независимости от Центра, в каждой союзной республике образовалось значительное ядро собственной национальной интеллигенции, кровно заинтересованной в приоритетном развитии собственной национальной культуры и, в первую очередь, в доминировании на своей территории национального языка. Эти слои населения образовали национально-демократические фронты "перестройки" и объективно также способствовали процессам дистанцирования республик от России и, в конечном итоге, распаду СССР.

Говоря о крахе командно-административной системы и последующем распаде СССР, следует рассмотреть и иные сопутствующие факторы, в частности, попытку реформации отжившей системы в форме "перестройки", сопровождавшейся демократизацией общества ("гласность", "многопартийность", "нарождающийся парламентаризм" и т.д.), что также объективно способствовало децентрации унитарной государственности. Безусловно, это и слабеющая эффективность советской экономики, сосредоточенной в основном в ВПК и проигрывающей в развитии современных технологий, таких как электронная промышленность, компьютерные технологии, телекоммуникационные связи, биотехнологии и т.п., т.е. новейших наукоемких производств, создающих базу постиндустриального общества. В условиях снижения мировых цен на нефть, составляющей наряду с газом основную статью экспорта, а также при низкой эффективности сельского хозяйства либеральное крыло руководства компартии вынуждено было пойти на экономические реформы, включающие, в частности, хозяйственный расчет и большую экономическую самостоятельность республик. В этой ситуации управленческая элита России также оказалась заинтересованной в большем суверенитете самой России, бывшей экономическим донором для всех остальных (за исключением нефтедобывающей республики Азербайджан) дотационных республик. Это желание сохранить финансовые и экономические ресурсы для собственного развития и вылилось в принятие декрета о суверенитете Российской Федерации.

Наконец, общее смягчение мировой политической обстановки способствовало внутренним реформам, связанным с отказом от мобилизационной административно-командной системы, эффективно работающей в условиях внешнего противостояния, но малосостоятельной при свободной конкуренции.

Следует отметить несостоятельность сведения причин распада СССР к злой воле отдельных российских политиков или к теории внешнего заговора. Безусловно, определяющими стали глубинные внутренние причины, связанные с центробежными процессами. О деструктивной роли национальных элит уже говорилось выше, а интегрирующий фактор экономических взаимосвязей республик в условиях вхождения в мировую экономическую систему оказался ослабленным. Уже постсоветский период СНГ показал, что России выгоднее продавать энергоресурсы за конвертируемую валюту в страны Европы, чем по бартеру менять на менее качественные товары из "ближнего зарубежья". "Челноки" из России устремились на рынки Польши и Китая, а не в страны постсоветского пространства. Кроме того, обретение государственной самостоятельности России привело к ее более быстрой политической трансформации в сторону демократических преобразований, в сравнении, например, со среднеазиатскими и закавказскими республиками. Так, например, в республиках Средней Азии в целом более низкий образовательный статус населения, высокая рождаемостъ и ряд чисто исторических причин, связанных с пережитками клановой организации элиты и самого общества, тормозят становление демократической государственности.

Таким образом, на наш взгляд, распад СССР после ослабления единой идеологии и снятия командно-административных скрепов при потеплении международной обстановки, обусловившей, с одной стороны, отсутствие объективно сплачивающей "внешней угрозы", а с другой - открывающей возможность вхождения в мировую экономическую систему, был определен центробежной ориентацией правящих национальных элит, заинтересованных в создании независимых суверенных государств.

Все эти факторы повлияли на распад СССР, и эти же факторы в несколько ином соотношении имеются налицо и в условиях нынешней российской государственности. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов. Из них ряд национальных республик с избираемыми населением президентами находится не в симметричных отношениях с центральной федеральной властью. Кроме того, в состав многонационального и многоконфессионального населения Российской Федерации входят национальности, не имеющие собственной государственности. Все это не может не порождать специфические проблемы, связанные с национальной политикой. Россия как многонациональное государство может существовать только в условиях хорошо продуманной, последовательной социальной и национальной политики, где интересы развития национальных культур находятся в гармоничном соответствии с интересами целостной, демократической, экономически преуспевающей страны.

Поэтому национальная и социальная политика не может не быть объектом пристального внимания политологов, экономистов, социологов, историков, культурологов, этнографов, религоведов и психологов. Проблема эта многоаспектна и для ее решения очевидна необходимость сотрудничества самых разных специалистов различных гуманитарных наук, наук о человеке и обществе.

Одной из стратегических линий социальной политики является разработка идеологии либерального открытого общества, одной из задач которого выступает именно конструирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма. Что преобладает в нашем обществе - этнофобия или толерантность по отношению к другим этносам? Каков образ других этносов и стран в сознании граждан России? С помощью каких приемов диагностики могут быть выявлены установки толерантного сознания?

Попытку ответить на этот спектр вопросов с помощью использования методологии психосемантики и представляет цикл исследований, посвященных психосемантическому анализу толерантности различных социальных и этнических групп

Оглавление