Толерантность
  Декларация
  История
  Словарь
Лики толерантности
Библиотека
  Библиография
  Клуб
Мастерская
  Мастер-класс
Форум
О нас

 

Портал: Институт социального конструирования Центр социальных инноваций Толерантность

БИБЛИОТЕКА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ:
ЛИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НЕТЕРПИМОСТИ.

Оглавление

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами психосемантическое исследование полис-стеретипов (субъективных образов как собственной страны, так и зарубежных) выявило достаточно благополучную картину российского менталитета, выражающуюся в отсутствии негативных оценок образов стран как Мира (за исключением Афганистана), так и Европы и СНГ (за исключением Чечни). То есть в бытовом сознании российской студенческой молодежи отсутствует образ внешнего врага и ощущение противостояния России неким враждебным силам, присущее доперестроечной эпохе. Что касается этнических авто- и гетеростеретипов российских студентов относительно этнических групп сограждан, то выявлены (по различным аспектам) определенные предубеждения к евреям, цыганам и чеченцам, причем к двум последним группам это более выражено.

Безусловно, исследование этнических стереотипов (широко используемое во всем мире) является отражением межнациональных отношений и как форма мониторинга может использоваться для этих целей. Но результаты этих исследований предназначены этнографам, специалистам в области конфликтологии, политологам, так сказать, для "внутреннего" пользования, ибо тиражирование их для массового читателя, учитывая их субъективный и часто предвзятый характер, похоже на пересказ сплетни: "а вот X так-то думает об Y" и сама фиксация негативных оценок может только способствовать их распространению. В то же время невозможно не замечать определенных негативных стереотипов и пускать все на самотек. Ситуация здесь схожа с ситуацией полового воспитания подростков. Не говорить с ними на темы полового воспитания - значит доверить их развитие в этой сфере улице, обсуждать эти темы на уроках - есть определенный риск привлечь слишком ранний или повышенный интерес к проблеме, требующей к тому же высококвалифицированных преподавателей. По нашему мнению, необходимо разрабатывать учебники как по политической географии, так и по этнической истории и этнокультурологии для национальностей, населяющих, в первую очередь, Россию. Школьники должны знакомиться с культурой, историей, религией, особенностями менталитета различных национальностей России. Желательно знакомство с биографиями и творчеством наиболее ярких представителей различных этнических групп, их вкладом в российскую и мировую культуру. Как полагает А.П.Назаретян, стереотипы (в том числе и этнические) не исчезают сами по себе и только способны менять свой знак на противоположный. Относится это и к автостереотипам (как образу собственной национальности), когда в неблагоприятных условиях возможна смена положительной коннотации на отрицательную и деидентификация человека с собственным этносом. В то же время, при очередном повороте истории может опять происходить смена знака автостереотипа и при стереотипном мышлении человек вдруг становится националистом и "ура-патриотом". Антитезой стереотипному мышлению является планетарное сознание, когда человек ощущает себя частью Человечества и одновременно носителем определенной национальной культуры; когда он понимает ценность многообразия и с уважением и интересом относится к различным "картинам Мира" и различным формам "миропонимания". Такой интерес как к своей, так и к чужой истории, уважение к другим культурам при идентификации со своей собственной и чувстве ответственности за ее развитие возможно только при формировании планетарного сознания, с его сопричастностью всему происходящему в Мире. Это осуществимо только при широком гуманитарном образовании, готовящем человека быть гражданином своей страны и всего Человечества. Путь не простой и требующий как ресурсов, так и целенаправленной политики государства и общества в развитии образования и культуры.

Литература

Агеев B . C . Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопр. психол. 1986. № 1. С. 95-101.

Арутюнова Н.Д. Теория метафоры: Сб. М.: Прогресс, 1990.

Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа // Психологические проблемы индивидуальности: Науч., сообщ. к семинару-совещанию молодых ученых. Ленинград, 14-17 мая 1984 г. Вып. 2. М., 1984.

Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: СПб. гос. ун­та, 1994.

Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Сов. этнография. 1983. № 3.

Брутян Г.А. О гипотезе Сепира-Уорфа // Вопр. филос. 1969. № 1. С. 56-66.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.

Галкина ЕМ. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности //Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1 / Под ред. Л.М. Дробижевой. М., 1990.

Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.

ГуревичА.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.

Дробижева Л.М. Опыт этносоциологического исследования образа жизни. М., 1980.

Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психол. журнал. 1981. № 6.

Кон И. С. Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир. 1966. № 9. С. 187-205.

Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология: Сб. / Под ред Б.Ф.Поршнева, Л.Н.Анцыферовой. М.: Наука, 1971.

Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психол. журнал. 1986. № 2. С. 41-50.

Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания // Психол. журнал. 1983. № 4. С. 64-74.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1959.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педа­гогика, 1983.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

Маковский М.М. Язык - Миф - Культура. Символы жизни или жизнь символов. М.: Русские словари, 1996.

Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун­ та, 1983.

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

Петренко В. Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.

Петренко В.Ф., Нистратов А.А., Романова Н.В. Рефлексивные структуры обыденного сознания // Вопр. языкознания. 1989.

Петренко В.Ф., Сурманидзе Л. Исследование стереотипов обыденного сознания методами психосемантики // Этнограф, обозрение. 1994. № 6. С. 50-61.

ПотебняА.А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993.

Преподавание языка в условиях реального билингвизма / Под ред. А.К.Смерченко и М.Д.Феллера. Дрогобыч: Изд-во ДрПИ, 1991.

Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М.: Педагогика, 1996.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Изд. группа "Прогресс", "Универс", 1993.

Стефаненко Т. Г. Методы исследования этнических стереотипов // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 3-28.

Телия В.Н. Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988.

Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвистический аспекты. М.: Школа "Языки русской культуры", 1996.

Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1995.

Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы исследования этнической толерантности личности // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнописхологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун­ та, 1993. С. 28-55.

Этническое и языковое самосознание: Материалы конференции (Моск­ ва, 13-15 декабря 1995 г.) / Отв. ред. В.П.Нерознак. М., 1995.

Язык и культура: Сб. обзоров / Под ред. Ф.М.Березина. М., 1987.

Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины 20 века. М .: Издательский центр " Академия ", 1996.

Aboud F. Children and Prejudice. Oxford: Basil Blackwell, 1988.

Adomo T. W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The authoritarian personality. New York: Harper, 1950.

Allport G.W. The Nature of Prejudice. Cambridge; Reading: Addison-Wesley, 1954.

Aronson E. A tarsas leny. Budapest: Kozgazdasagi, 1987.

Bettelheim В ., Janovitz M. Dynamics of Prejudice: A Psychological and Sociological Study of Veterans. New York: Knopf, 1950.

Bogardus E.S. Immigration and Racial Attitudes. Boston: Heath, 1928.

Brown A.R. (Ed.) Prejudice in Children. Springfield , 111.: C.C.Thomas, 1972.

Buchanan W., Cantril H. How Nations See Each Other. Urbana , 111.: University of Illinois Press, 1953.

Crowe D., Kolsti J. (Ed.) The Gypsies of Eastern Europe . Armonk, N.Y.: M.E.Sharpe, 1991.

DaveyA, Learning to be prejudiced. London: E.Arnold, 1983.

Bollard J. Caste and Class in a Southern Town. New Haven: Yale Univ. Press, 1937.

Bollard J., Boob L.W., Miller N.E., Mower O., Sears R.R. Frustration and Aggression. New Haven: Yale Univ. Press, 1939.

BuBois W.E.B. The Philadelphia Negro. Davis: Univ. Calif. Press, 1899. (1994 ed.).

Forgas J.P. A tarsas erintkezes pszichologiaja. Budapest: Gondolat, 1989.

Katz В ., Braly K.W. Racial stereotypes of 100 college students // J.Abnormal and Social Psychol: Negro Intelligence and Selective Migration. Vol. 28. 1933. P. 280-290.

LaskerB. Race Attitudes in Children. N. Y.: Holt, 1929.

Lendvay J., Szabo I. Zart karokkal // HVG. 1994. 29 apr. P. 105-106

Lippman W. Public Opinion.N.Y., 1922.

Milner D. Children and Race. Harmondsworth: Penguin Books, 1975.

Nationality Policy in the Russian Federation . Princeton: PER, 1992.

Pettigrew T.F. Trends in Research on Racial Discrimination // Racial Discri­mination in the United States / Ed. T.F.Pettigrew. N. Y.: Harper and Row, 1975.

Ryan S. Ethnic Conflict and International Relations. Darthmouth: Aldershot, 1990.

Szabo I., Horvath A. Tanitokepzo foiskolasok elkepzelesei a kisebbsegekkel letesitheto kapcsolatokrol // Iskolakultura. 1995. Vol. 24. P. 48-53.

Konfrontacio helyetttarsadalmi egyuttmukodes // Nemeth.l.(Ed.). A tanari kezikonyv a ciganyfiatalok szocializaciojarol. Nemzeti 1. Budapest: Szakkepzesi Intezet, 1994.

Watson J.B. Behavior. An introduction to comparative psychology. N. Y .: Holt , 1967.

Оглавление